Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Большие проблемы больших магазинов

23 октября 2008, 15:30

Большие проблемы больших магазинов
Кризис грозит лишить гипермаркеты покупателей и опустошить их полки.

Вчера, 22 октября, газета «РБК Daily» в статье «Дискаунтеры потеснят гипермаркеты» привела мнения ряда аналитиков о том, что гипермаркеты в кризисной ситуации теряют покупателей, в то время как дискаунтеры, которым обещали стагнацию, наоборот, получили новые шансы для активного развития. При этом сильнее всего от кризиса пострадают компании, развивающие формат гипермаркета, за ними последуют операторы сетей супермаркетов, а компании, управляющие дискаунтерами, практически не ощутят на себе последствий кризиса.

«Супермаркеты и гипермаркеты пострадают больше всего, ведь там ощутимая доля продаж приходится на непищевые продукты, спрос на которые в ближайшее время может упасть», – приводит «РБК Daily» прогноз аналитика ИГ «КапиталЪ» Марины Самохваловой. По мнению аналитиков, это приведет к снижению трафика в крупноформатной рознице. «При этом ждать скачкообразного роста среднего чека не приходится, гипермаркеты вынуждены проводить разумную ценовую политику», – добавляет аналитик Андрей Верхоланцев из «АнтантаПиоглобал».

Ранее, 10 октября, сразу два крупных игрока продуктового ретейла – компания Х5 Retail Group и ТД «Копейка» – заявили о планах уменьшить число открываемых магазинов и пересмотреть инвестиционную программу на будущий год. Так, Х5 Retail Group сообщила, что ее инвестпрограмма сокращается в этом году на 400 млн долл., до 1 млрд долл. Открытие трех гипермаркетов, запланированное на этот год, было перенесено на 2009 год.

Участники рынка и аналитики после этого начали отмечать, что ведущие ретейлеры переключаются с покупки недвижимости и строительства собственных магазинов на аренду. «В первую очередь от кризиса страдают компании, которые занимаются крупноформатной розницей, потому что они наиболее зависят от девелоперов. В свою очередь, меньше всего страдают игроки, развивающиеся на арендованных площадях, так как у них срок возврата инвестиций короче» – такое мнение высказала «РБК Daily» аналитик ВТБ Мария Колбина.

Уже 21 октября X5 Retail Group объявила, что ищет покупателя на свое девелоперское подразделение X5 Development. Таким образом, компания, чья краткосрочная задолженность составляет около $ 700 млн, ищет возможность рефинансирования кредитов. Также компания объявила о сокращении до 30 % сотрудников в головном и региональных офисах до конца года. Кроме того, компания приняла решение заморозить все свои проекты со сроком сдачи в 2009–2011 годах.

Здесь стоит отметить, что в России рынок торговой недвижимости, активно развивавшийся последние годы, уже близок к насыщению, в некоторых областях – перенасыщен, однако ряд городов, таких как Самара, Пермь, Тюмень, Хабаровск, Тольятти, по разным причинам существенно отстают по насыщенности торговыми площадями от других крупных региональных центров. Так, в Перми действует лишь один магазин, который попадает под определение дискаунтера, – Metro Cash&Carry. Для сравнения: в соседнем Екатеринбурге по две действующих точки у лидеров этого сегмента Metro Cash&Carry и Auchan. И это не считая двух десятков магазинов-дискаунтеров местной торговой сети «Монетка».