Posted 26 ноября 2019,, 10:44

Published 26 ноября 2019,, 10:44

Modified 2 марта 2023,, 14:27

Updated 2 марта 2023,, 14:27

Перми нужны «люди с руками» — именно они вновь становятся успешными

26 ноября 2019, 10:44
В сознании молодежи сегодня заложена мысль, что выпускник вуза пользуется большими привилегиями, возможностями и социальными гарантиями, чем специалист рабочей профессии. Но реалии таковы, что количество мест для «белых воротничков» сокращается, а государство своей целью делает подъем технических специальностей. Кто получит больше, и какое будущее ждет студентов — разбирались Properm.ru.

Рабочий дороже юриста

Рынок труда в России меняется. В первую очередь, это выражается в переориентации на рабочие профессии. Работодатели готовы щедро оплачивать труд, а эксперты лишь подтверждают это утверждение — по данным HeadHunter, люди рабочих профессий могут претендовать на самые высокие зарплаты в ближайшие годы. Например в 2018 году спрос увеличился на 205%, и это далеко не предел.

Конечно, недоверие и негативный оттенок таких специальностей остается. Но по большей степени от «советского» воспитания наших родителей, которое основано на культе высшего образования. При этом ничего общего «работяга» 70-х с нынешним специалистом не имеет. В век цифровизации станки требуют от операторов общения на «ты».

Рекомендуют не гнаться за новыми «модными» профессиями и в Минтруде: «Присмотритесь к старым добрым профессиям — такой как сварщик, например. Сегодня сварщик должен ориентироваться в цифровых технологиях и обладать навыками управления роботами, это уже высокотехнологичная профессия. Как мы видим из этого примера, названия известных профессий остаются прежними, а вот их содержание меняется, причем существенно». Последние вакансии с рынка труда в Перми это подтверждают. Например сварщик-аргонщик может получить больше 150 тыс. рублей в месяц — это на уровне разработчиков для IOS.

Родительский путь

Вспоминая о курсе, который выбирают вчерашним школьникам родители, стоит заметить, что настойчивый и обязательный путь к «вышке» зачастую связан и с боязнью школьников. Боязнью остаться за бортом высокого заработка и не оправдать надежд родителей. В итоге 80% выпускников вузов имеют проблемы с трудоустройством: половину не берут на работу из-за отсутствия опыта, 12% не находят вакансий по специальности, а 5% не соглашаются на низкую оплату. Потратив 4–6 лет на учебу, молодые люди сталкиваются с теми же трудностями, что и выпускники школ — зарплаты низкие, без опыта не берут. HH подтверждает, что из тех, кто не учился в вузе и не собирается это делать, каждый второй (52%) после школы решил получить среднее специальное образование, еще 38% начали работать.

Крупные предприятия также приглядываются к западному воспитанию школьников, где отношение к рабочим специальностям иное: там нет стандарта получения высшего образования, как реализации себя. Простыми словами, человек может стать отличным специалистом, не обязательно владея тем или иным набором свидетельств об образовании. По данным мониторинга, проведенного специалистами Университета Джорджтаун, в стране насчитывается порядка 13 млн вакансий, в требованиях которых отсутствует пункт о высшем образовании. При этом средняя зарплата таких сотрудников составляет более 35 тыс. долларов в год.

Пермский период. Новое время

Проблема дефицита необходимых рынку кадров актуальна и разнообразна для разных городов России. В Перми в шорт-лист наиболее востребованных профессий на рынке труда в октябре были механики, наладчики, станочники, строители. На эту группу приходится 22% ваканский.

Именно техническое образование и амбиции увеличивают ваши шансы на получение высокооплачиваемой рабочей специальности. Об этом, например, говорит директор по персоналу ООО «Камский кабель» Елена Лопашева. Сегодня завод выпускает кабели и провода для рынка России и стран СНГ и «воспитывает» универсальных сотрудников. Для этого на заводе выстроена индивидуальная система обучения, а социальные гарантии позволяют безболезненно пройти начальный период.

В отличие от «зеленых» экономистов и юристов, вчерашних студентов-технарей на «Камкабеле» готовы привлекать на рабочую практику, где уже в самом начале «ученики» получают стипендию (от 15 до 19 тыс. рублей). Стоит отметить, что подобная поддержка уникальна для заводов Перми и Пермского края. Рост новичка достигается благодаря наставнику, который обучит производственным навыкам и даст теоретические знания о продукции. При этом если выйти на высокий темп сразу не удается, можно получить «подъемные».

«По сути, это своего рода компенсация, поддержка на время этого адаптационного периода», — объясняет Елена Лопашева. В дальнейшем заработная плата при 100% выполнении всех показателей с нормативной скоростью будет выше рыночной зарплаты. Предусмотрены бонусы в случае перевыполнения плана. Кроме того, если сотрудник уже имеет профессию, но хочет научиться работать и на другом оборудовании, он может попасть в программу, так называемой универсализации. Параллельно, прокачивая свои soft-skills, вы можете зарекомендовать себя как надежный сотрудник, что позволит расти на заводе.

Важность обучения и роста объясняет начальник цеха Артур Билалов: «Мы изготавливаем трехжильный кабель с внутренними элементами конструкции, для которых требуются дополнительные операции. Осваиваем опытные конструкции кабеля с длинной цепочкой изготовления, при которой задействовано все оборудование. Свои сложности имеются при выполнении экспортной продукции. У нас нет простых заказов, но заинтересованность коллектива в результате позволяет уверенно говорить, что планы выполнимы».

Успешность работы коллектива также достигается за счет высокой корпоративной культуры, которую формирует молодежная организация «Сам могу». Рабочие поддерживают экологические, спортивные направления, волонтерские движения. При этом отказываться от идеи высшего образования не обязательно. Более того, обучаясь в вузе заочно, можно получить финансовую компенсацию от предприятия, а с новыми знаниями продвигаться по карьерной лестнице.

Курс — на профессию

В соответствии с реалиями в России создан нацпроект «Образование», рассчитанный на 2019–2024 годы. Государство планирует инвестировать почти 784,5 млрд рублей на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования, а также на популяризацию и повышение престижа рабочих специальностей.

Повышением престижа рабочих профессий занимаются не только государственные и общественные структуры внутри страны, но и международные некоммерческие организации, такие как WorldSkills. В планах организации до 2024 года создать по всей стране центры компетенций на базе колледжей и техникумов. Они будут сертифицированы по мировым стандартам WorldSkills и оснащены новейшим оборудованием по направлениям «веб-разработка», «прототипирование», «графический дизайн», «электромонтаж» и «дошкольное воспитание». В таких центрах смогут проходить стажировку не только ученики, но и преподаватели.

Если отбросить предрассудки, мы увидим множество преимуществ: рабочую специальность быстрее получить, такие специалисты востребованы, у них высокие зарплаты, а конкуренция ниже.

"