Posted 6 мая 2020,, 03:00

Published 6 мая 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

«Главное в бизнесе — это штат». Интервью с руководителем центра «Мой бизнес» Дмитрием Порохиным

«Главное в бизнесе — это штат». Интервью с руководителем центра «Мой бизнес» Дмитрием Порохиным

6 мая 2020, 03:00
Фото: Properm.ru
Проблемы из-за распространения коронавируса испытывают как обычные пермяки, так и предприниматели. Руководитель центра «Мой бизнес» Дмитрий Порохин рассказал, как они помогают предпринимателям и планируют помогать инициативным пермякам.

— Давайте сначала от самоизоляции и прочего уйдем, расскажите про ваш центр, про то, чем вы занимаетесь в отрыве от самоизоляции

— У нас в центре «Мой бизнес» размещена инфраструктура поддержки. Это «Микрофинансовая компания Пермского края», которая выдает займы. «Корпорация развития МСП», которая поручается по кредитным договорам. Специально созданный для помощи предпринимателям «МСП Банк», а также «Пермский фонд развития предпринимательства», который занимается просветительской деятельностью, популяризацией предпринимательства, обучающими программами.

В конференц-зале обычно за день проходит несколько мероприятий, сейчас он пустой, как и все здание. Мы с момента самоизоляции ушли на удаленную работу. В офисе работаю только я и специалисты технической поддержки, которые должны обеспечивать бесперебойную работу. Это наши тылы, которые никому не видны, но делают очень большую работу.

А почему вы именно в офисе работаете? Чем это обусловлено?

— Лично мне необходимо практически каждый день выезжать в банки. Делаю это в маске и перчатках. Визиты в банки нужны для подписания договоров поручительства.

Раз уж мы подошли к этому вопросу, у нас в рамках работы инфраструктуры поддержки есть поручительство по кредитам и займам. После сложившейся с коронавирусом ситуации мы расширили свою линейку, максимально снизили процент нашей комиссии, расширили количество ОКВЭДов (общероссийский классификатор видов экономической деятельности прим.ред.).

Сейчас есть уникальная возможность подать заявку на льготный кредит. Она небольшая: заполняется в течение 10–15 минут. Дальше эта заявка автоматически уходит в 28 банков-партнеров, которые ее рассматривают, через час высылают коммерческие предложения напрямую предпринимателю. Предприниматель выбирает наиболее выгодное в текущих условиях для него предложение, начинает взаимодействовать с банком.

Естественно, что у всех банков, чем ниже процент, тем выше залоговые обязательства. В случае, если у заявителя недостаточно собственных активов, чтобы получить желаемый ему финансовый продукт, банк автоматически направляет нам заявку (от предпринимателя ничего не требуется), «Корпорация развития МСП» выступает поручителем за этого предпринимателя перед банком. Эта услуга очень востребована. Только в этом году мы выдали поручительств в размере 196 млн рублей. Благодаря этому предприниматели смогли взять кредиты на сумму 505 млн рублей. В целом, сейчас наш активный портфель выданных поручительств приближается к 1,5 млрд рублей, кредитный портфель предпринимателей 4,2 млрд рублей. Всем, кому необходимы сейчас кредитные средства, рекомендую воспользоваться этой формой. Процент отказа очень низкий: 1,8–2%.

— Вы говорили еще о микрозаймах для бизнеса, появились ли какие-то предложения в период самоизоляции?

— Мы дорабатываем и расширяем нашу продуктовую линейку буквально каждую неделю. Из трех продуктов мы сделали шесть, максимально охватив все возможные категории предпринимателей. Основная ставка, по которой предприниматели заявляются, это 5,5–6% годовых, много по ½ ставке Центробанка — по 2,75% годовых. Недавно мы разработали специальный продукт «Антикризисный». Тут ставка в 3% годовых. Им могут воспользоваться организации, которые попали в федеральный перечень организаций, которые максимально пострадали от распространения коронавируса. Мы дополняем его региональным пакетом, поэтому очень большое количество предпринимателей могут воспользоваться. Срок до 36 месяцев, можно получить от 300 тыс. до 3 млн рублей, отсрочка платежа до 6 месяцев.

— А для подачи документов нужно куда-нибудь ехать?

— Нет, все заявки подаются электронно. Предпринимателю не нужно сюда приезжать, он отправляет весь пакет документов, его электронно рассматривают, дальше говорят одобрено или нет. Процент одобрений тоже очень высокий: (мы сейчас не берем доработку, в процессе согласования документов предприниматели что-то досылают) — порядка 60%, даже под 70%.

После того как заявка одобрена, через Ростреестр электронно регистрируем сделку. Находясь у себя в любом муниципальном объединении, предприниматель может подать заявку в МФЦ. К нему приедет специалист, он дома подпишет эту заявку. Я знаю, что по Перми есть очередь, там надо записываться, в муниципальных образованиях проще.

— Практически каждый день выходят новые документы, ситуация меняется, как за всем уследить?

— У нас на сайте есть очень важный раздел «Нормативные документы». Сложно понять, какая мера относится конкретно к тебе, как переносятся сроки сдачи отчетности, сроки налоговых платежей и прочее. Мы разделили все по трем блокам. Очень удобно смотреть, когда какая «нормативка» вышла, о чем она — тезисно. Также мы делаем обзоры новых документов на сайте.

Понимая, что людям сложно во всем разобраться, мы сделали и телефон «горячей линии». Специалисты call-центра работают с 8:00 до 20:00. На сайте написано, что с понедельника по пятницу, но, на самом деле, они и в выходные дежурят — отвечают на вопросы.

— В выходные предприниматели тоже звонят, не смотрят на график?

— Они видят крупно телефон горячей линии, естественно, звонят. Тут даже нет такого временного промежутка, потому что люди могут звонить и в 7 утра, и в 10 вечера. Мы стараемся отвечать всем. Каждый вечер проверяются неотвеченные звонки. Иногда бывает больше пяти звонящих на линии. Если человек не дождался, он остался в базе, ему обязательно перезвонят. У нас настроена работа с горячей линией правительства края. Те обращения, которые поступают туда и относятся к малому, среднему предпринимательству — автоматически направляются нам. Затем мы звоним предпринимателям, пытаемся решить их вопрос. На майские праздники у специалистов call-центра дежурства, «горячая линяя» будет работать.

— Сколько человек принимают звонки на «горячую линию»?

— У нас четыре специалиста. Этого достаточно. В неделю в среднем приходит 1000 звонков. На 30% специалисты могут ответить самостоятельно, на другие вопросы они пересылают на профильных экспертов. Право, налоги, охрана труда, маркетинг — любой узкий вопрос мы доводим до завершения, начиная от того, как мне выйти на работу, заканчивая, «У меня такой-то ОКВЭД, как мне платить налоги? Как сдавать отчетность? Какие сроки?». Обратиться к нам можно по телефону: 8–800–201–30–60.

— Как еще вы информируете предпринимателей?

— Мы организуем прямые линии и вебинары с экспертами, представителями банков. Также есть рубрика «Час с экспертом», где мы разбираем подробно конкретные вопросы. Например, у нас была прямая линия с банками. На большую часть поступивших вопросов ответы были даны в прямом эфире, потому что специалисты банков сидели за кадром, отвечали сразу предпринимателям на их вопросы. На некоторые вопросы мы не успели ответить, но после прямой линии начали рассылать ответы предпринимателям.

— Сейчас некоторые пермяки лишились работы. Помогаете ли вы им как-то?

— Буквально с середины мая мы с Минсоцразвития и Центром занятости населения запускаем масштабный проект, целью которого будет помощь людям в реализации их предпринимательской инициативы. Мы поможем людям, у которых есть мысли, идеи, как бы они хотели себя реализовать, кем работать, но для этого у них нет стартового капитала и знаний. С нашей стороны мы будем давать знания. Буквально на финишном этапе идет согласование образовательного продукта, в рамках которого идею человека протестируют и подскажут, как действовать дальше, объяснят, как смотреть на рынок. Естественно, проведут через правовую, налоговую базу, бухгалтерский учет, трудовую дисциплину, чтобы предприниматель на выходе понимал в комплексе, что ему будет необходимо сделать, чтобы реализовать свою идею.

В рамках этой программы люди сделают бизнес-проект, с которым пойдут в центр занятости. Затем ЦЗН оценит проект. В случае, если бизнес-проект будет удовлетворен, на его реализацию могут выдать от 108 тыс. до 250 тыс. рублей. Мы уверены, что наш проект будет пользоваться популярностью. Он родился от инициативы самих людей, в первую очередь, поэтому будем его реализовывать.

— Хочется еще немного статистики. Вы говорили, что в call-центре тысячи обращений в неделю.

— Микрофинансовая компания с начала года выдала займов на сумму свыше 84 млн. рублей. В период самоизоляции — свыше 30 млн. Заявок поступает больше.

— На сколько больше?

— Мне кажется, в два раза больше как по поручительствам, так и в целом заявок на займы. Конечно, заявки на реструктуризацию. Уже свыше 80 заявок на реструктуризацию поступило в микрофинансовую компанию.

— Как бизнесмены пытаются справиться с нынешней ситуацией?

— Сейчас жизнь быстро меняется, она требует изменения как нас, так и бизнеса. Для бизнеса очень важно понимать, когда закончится режим самоизоляции, когда будут обратно возвращены все возможности прежнего режима работы, чтобы спланировать текущую ситуацию. Есть примеры, когда предприниматели выходят из ситуации. Делали керамическую плитку, плитка стала не очень востребована, стали делать керамические украшения, продавать их через социальные сети.

Хотя, прямо скажем, все то, что сейчас предприниматели делают, чтобы трансформировать свои бизнес-процессы, чтобы остаться на плаву, не позволяет им оставаться на тех же позициях, которые были до этого. Здесь идет речь о прохождении, именно о прохождении этой ситуации. Все предприниматели понимают, что главное в бизнесе — это штат, потому что если ты сохранишь штат, то после выхода в рабочий режим ты можешь максимально быстро вернуться к работе, ты можешь быстро захватить новые рынки, если другие в этот момент не сохранили свой штат. Штат — это все связи с поставщиками, все коммуникации, это сердце компании, поэтому сейчас задача у компаний этот штат не растерять.

"