Posted 23 июня 2020,, 04:00

Published 23 июня 2020,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:07

Updated 2 марта 2023,, 16:07

В Прикамье насчитали 14 тысяч базовых станций. Нужно ли покупать мазь, чтобы не облучиться?

23 июня 2020, 04:00
Откуда берется страх к современным технологиям, вредны ли базовые станции на самом деле для здоровья человека. Разбираемся вместе с экспертами.

Больше трети россиян по утрам, едва открыв глаза, сразу «ныряют» в ноутбук, планшет или смартфон. Почти половина (48%) готовы скорее оказаться в дождь без зонта, чем без смартфона, а 15% — предпочли бы остаться в общественном месте без одежды, но с телефоном, чем наоборот. Таковы данные последних исследований «Лаборатории Касперского». У большинства из нас всегда под рукой смартфон, планшет или smart-часы. И мы понимаем, что они работают от вышек связи. Но, все же существуют мнения, что сами базовые станции, снабжающие наши гаджеты связью 24/7, могут влиять и на наше здоровье.

В сети за все время уже накопилось много интернет-мемов про шапочку из фольги, которую нужно носить для защиты от радиоволн. Впрочем, и сегодня особо предприимчивые продают, а особо восприимчивые покупают чудо-мази в интернете, чтобы «обезопасить» себя от воздействия объектов связи.

Но, есть и совсем противоположные случаи, когда птицы вьют гнезда на базовых станциях. Природу, как известно, не обманешь. Такой пример был в Калининградской области. «Выбирая место для строительства гнезда, аисты в первую очередь учитывают высоту и надежность опоры, возможность легкого подлета и благоприятную экологическую ситуацию в данной местности», — прокомментировал тогда заведующий кафедрой экологии и зоологии РГУ им. И. Канта Геннадий Гришанов.

Есть ли реально какие-то риски нашему здоровью? Разбираемся вместе с учеными Пермского университета и экспертами надзорных ведомств.

Как контролируют установку и работу вышек?

Все объекты связи должны отвечать нормативам, за соблюдением которых наблюдают ответственные ведомства — Роскомнадзор и Роспотребнадзор. Всего на территории Пермского края размещено более 14 тыс. базовых станций. Все они сначала проверяются на соответствие техническим параметрам излучения. Отдельно контролируются используемые радиочастоты.

В пресс-службе регионального Роспотребнадзора сообщили: прежде чем установить базовую станцию операторы связи предоставляют солидный пакет документов, подтверждающих соответствие телеком-оборудования санитарным требованиям. Проходят санитарно-эпидемиологическую проверку. Работу объектов связи проверяют и после монтажа: проводится инструментальный контроль уровня электромагнитных полей (ЭМП) на прилегающей территории, а также на кровле и внутри зданий.

Существуют нормы для установки базовых станций. Так, предельно допустимый уровень излучения по СанПиН в нашей стране — до 10 микроватт (мкВт) на квадратный сантиметр. По данным и Роспотребнадзора, и областного Министерства связи — такие показатели безопасны для человека. Для сравнения эти нормы в 10 раз строже, чем во многих мировых государствах, например, в Скандинавии, США. При этом фактический уровень излучения от базовых станций бывает и значительно ниже.

А 10 мкВт это много?

Как пояснил заведующий кафедрой радиоэлектроники и защиты информации ПГНИУ Игорь Лунегов, чем современней базовая станция — тем меньше радиоволн.

Игорь Лунегов, заведующий кафедрой радиоэлектроники и защиты информации ПГНИУ: — Если раньше для передачи информации нужен был очень мощный сигнал, то сегодня, с изменением технологий и принципов передачи, в этом уже нет необходимости.

«Когда только внедряли первые стандарты связи, излучение измерялось ваттами и киловаттами, сейчас же мы говорим о технологиях, где излучение от базовых станций измеряется микроваттами», — объяснил Лунегов.

В министерстве информационного развития и связи Пермского края также пояснили, что ведут разъяснительную работу с жителями региона. «Энергия базовой станции быстро рассеивается, а потому она не оказывает влияния на окружающих. Для сравнения мощность микроволновой печи составляет 1500 Вт, а базовой станции — порядка 20 Вт», — добавили в ведомстве.

В прошлом году наши коллеги из «РИА Томск» провели исследование в своем офисе. При помощи специального прибора журналисты измеряли, сколько мкВт излучает микроволновка, Wi-Fi роутер и фен. Кстати, первые два (СВЧ-печь и роутер) работают на частоте 2,4 Ггц. На такой же частоте передается сигнал базовых станций 4G.

Эксперимент показал: когда в СВЧ-печи разогревается еда, интенсивность излучения составляет от 148 до 385 мкВт! То есть в 14–38 раз больше, чем максимально допустимый уровень от вышек связи. Уровень излучения рядом с точкой доступа Wi-Fi колебался в пределах 2,2 до 18,5 мкВт/кв.см, от работающего фена — 23 мкВт/кв.см.

Как пояснил Properm.ru директор МегаФона в Перми Илья Головнин, при одновременной работе мобильных телефонов, телестанций, бытовых электрических приборов, СВЧ-печей — доля излучения от базовых станций составляет менее 1%. По его словам, влияние установленных базовых станций на здоровье человека не доказано.

Илья Головнин, директор МегаФона в Перми: — Мобильная связь производит электромагнитные волны именно в радиочастотном диапазоне, а они окружают человека повсюду. Например, вспышки молний — это тоже естественные источники радиоволн

Почему люди все же боятся вышек связи?

Технический прогресс заметно упрощает жизнь, но вместе с этим рождает новые страхи — боязнь радиоволн и облучения. Так появилась радиофобия. В психиатрии «фобия» означает появление у человека устойчивого страха, который не поддается логическому объяснению и приводит к навязчивому стремлению избежать контактов с объектом страха. Радиофоб со временем даже отказывается от использования современной техники. Например, вместо мобильного телефона предпочитает домашний стационарный телефон. Психологи по-своему объясняют такое поведение.

Старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ Светлана Борисова считает, что к развитию домыслов о чрезмерном вреде вышек сотовой связи или чего-либо еще склонны люди «с определенными личностными особенностями», связано это с состоянием страха.

Светлана Борисова, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ:

"