Posted 13 октября 2021,, 07:40

Published 13 октября 2021,, 07:40

Modified 2 марта 2023,, 16:09

Updated 2 марта 2023,, 16:09

В Торгово-промышленной палате России прокомментировали проблемы отрасли бытовой химии

В Торгово-промышленной палате России прокомментировали проблемы отрасли бытовой химии

13 октября 2021, 07:40
Фото: 1MI
Эксперты отмечают, что технический регламент для отрасли так и не был разработан, а также подчеркивают, что отечественное сырье на производстве используется редко.

В 2020 году российские предприятия произвели около 4 млн тонн бытовой химии. Этот рынок рос, даже несмотря на пандемию коронавируса. Аналитики оценивают объем рынка бытовой химии в России в 300 млрд рублей.

Наибольшую долю рынка занимают чистящие средства для кухни, сантехники, полов и стекол (почти 25%). Далее по объему сбыта находится бытовая химия для стирки — порошки, кондиционеры для белья, пятновыводители и отбеливатели. Пятую часть рынка занимают средства для мытья посуды. Еще 30% продаж приходится на другие виды бытовой химии — дезинфекторы, репелленты, ароматизаторы и освежители воздуха, а также средства для обуви. Половину продаж в сегменте приносят четыре дочерних компании транснациональных гигантов.

В Пермском крае производством бытовой химии занимаются несколько предприятий, например, ООО НПФ «ПермХимПродукт». Компания «ПермХимПродукт» производит продукцию по собственным рецептурам (у нее есть бренд Private Label для торговых сетей), а также рецептурам заказчика. В этом году предприятие снова заняло первое место в номинации «Лидер отрасли 2021» среди российских предприятий. Покупатели используют серии «Женилен» и «Универсал» в 17 отраслях: например, в быту, так и для уборки помещений и общественного транспорта.

Проблемы отрасли

Можно ли купить безопасную для экологии бытовую химию?

Спрос на экологически чистые средства растет. Но эксперты отмечают, что, вопреки запросам покупателей, такой бытовой химии не бывает.

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России:— То, что мы видим с вами на упаковке: экологичный товар, эко-продукт, и так далее, — это не более чем маркетинговый ход.

У российских производителей получится полностью перейти на отечественное сырье?

Продажи бытовой химии с каждым годом увеличиваются. По словам директора по корпоративным коммуникациям в России и СНГ британской компании Reckitt Benckiser Игоря Наймушина, сейчас продажи средства для мытья посуды и посудомоечных машин увеличились на 27,5%, еще на 10% чаще стали покупать дезинфицирующие средства. До 30% энзимов, красителей и отдушек Reckitt Benckiser ввозит в Россию из других стран. Однако сейчас специалисты лабораторий завода изучают, можно ли заменить их отечественным сырьем, чтобы сократить расходы.

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России:— Программы поддержки бизнеса в эпоху пандемии коснулись, в том числе, и поддержки химической промышленности. Условия, которые созданы для инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов, у нас достаточно неплохие. Но, конечно же, надо заниматься вопросами как налогового бремени, так и вопросами, связанными с локализацией производства.

Как развить потенциал отечественных производителей бытовой химии?

В России сформировался эконом-сегмент производителей бытовой химии, на который не претендуют международные компании. В него входят и собственные торговые марки федеральных сетей, которые не выпускают международные производители.

Бытовая химия напрямую зависит от качества научных разработок. Большинство средств производят в России, однако сырье для этого поступает из-за рубежа. Всего вклад парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны составляет 3%. В Торгово-промышленной палате считают, что потенциал отрасли намного больше.

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России:— Только за последние годы появилось очень много общемировых брендов на территории Российской Федерации. Причём не только как импортный товар, а как товар, произведенный на территории Российской Федерации. Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС. Все те, производства, которые расположены на территории России — они как раз рассчитаны именно не только на российский рынок, но распространяют свое влияние на рынки Киргизии, Белоруссии, Казахстана и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество.

Технические регламенты на бытовую химию существуют?

Главной проблемой на рынке отрасли остается то, что технический регламент на бытовую химию до сих пор не вступил в силу. Утверждение документа постоянно откладывается, комиссия ведет обсуждение уже 10 лет. В итоге в законодательстве так и не закреплено понятие безопасной и качественной бытовой химии.

"