Posted 13 октября 2021,, 07:40
Published 13 октября 2021,, 07:40
Modified 2 марта 2023,, 16:09
Updated 2 марта 2023,, 16:09
В 2020 году российские предприятия произвели около 4 млн тонн бытовой химии. Этот рынок рос, даже несмотря на пандемию коронавируса. Аналитики оценивают объем рынка бытовой химии в России в 300 млрд рублей.
Наибольшую долю рынка занимают чистящие средства для кухни, сантехники, полов и стекол (почти 25%). Далее по объему сбыта находится бытовая химия для стирки — порошки, кондиционеры для белья, пятновыводители и отбеливатели. Пятую часть рынка занимают средства для мытья посуды. Еще 30% продаж приходится на другие виды бытовой химии — дезинфекторы, репелленты, ароматизаторы и освежители воздуха, а также средства для обуви. Половину продаж в сегменте приносят четыре дочерних компании транснациональных гигантов.
В Пермском крае производством бытовой химии занимаются несколько предприятий, например, ООО НПФ «ПермХимПродукт». Компания «ПермХимПродукт» производит продукцию по собственным рецептурам (у нее есть бренд Private Label для торговых сетей), а также рецептурам заказчика. В этом году предприятие снова заняло первое место в номинации «Лидер отрасли 2021» среди российских предприятий. Покупатели используют серии «Женилен» и «Универсал» в 17 отраслях: например, в быту, так и для уборки помещений и общественного транспорта.
Спрос на экологически чистые средства растет. Но эксперты отмечают, что, вопреки запросам покупателей, такой бытовой химии не бывает.
Продажи бытовой химии с каждым годом увеличиваются. По словам директора по корпоративным коммуникациям в России и СНГ британской компании Reckitt Benckiser Игоря Наймушина, сейчас продажи средства для мытья посуды и посудомоечных машин увеличились на 27,5%, еще на 10% чаще стали покупать дезинфицирующие средства. До 30% энзимов, красителей и отдушек Reckitt Benckiser ввозит в Россию из других стран. Однако сейчас специалисты лабораторий завода изучают, можно ли заменить их отечественным сырьем, чтобы сократить расходы.
В России сформировался эконом-сегмент производителей бытовой химии, на который не претендуют международные компании. В него входят и собственные торговые марки федеральных сетей, которые не выпускают международные производители.
Бытовая химия напрямую зависит от качества научных разработок. Большинство средств производят в России, однако сырье для этого поступает из-за рубежа. Всего вклад парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны составляет 3%. В Торгово-промышленной палате считают, что потенциал отрасли намного больше.
Главной проблемой на рынке отрасли остается то, что технический регламент на бытовую химию до сих пор не вступил в силу. Утверждение документа постоянно откладывается, комиссия ведет обсуждение уже 10 лет. В итоге в законодательстве так и не закреплено понятие безопасной и качественной бытовой химии.