Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Авито», SMS, «Вконтакте»: как обезопасить себя от мошенников. Инструкция Properm.ru

27 апреля 2017, 09:01
инструкция

«Авито», SMS, «Вконтакте»: как обезопасить себя от мошенников. Инструкция Properm.ru

По словам начальника отделения по раскрытию мошенничеств и дистанционных преступлений УУР ГУ МВД России по Пермскому краю майора Романа Теплоухова, люди продолжают попадать в руки мошенников и наступать на те же грабли, теряя при этом свои деньги.

Как отмечают в правоохранительный органах, сейчас средний возраст потерпевшего и преступника постепенного размывается.

Роман Теплоухов, майор полиции:

— Если раньше в качестве потерпевших выступали люди, в основном преклонного возраста, то сейчас потерпевшие есть даже среди подростков. Что касается злоумышленников, исходя из практики, они бывают всех возрастов, от 13 и до 50 лет. Для совершения преступления достаточно банковской карты и сотового телефона.

Виды телефонных мошенничеств:

Покупка или продажа товара на различных сайтах (самый распространенный «Авито»). Потерпевшие сами дают объявления о продаже того или иного товара, им звонят «покупатели» и просят сообщить реквизиты их банковских карт якобы для перевода денег за товар. На самом деле получив конфиденциальные сведения о картах граждан, мошенники просто снимают денежные средства со счетов.

  • «Проблема с банковской картой». На мобильный телефон потерпевших поступает СМС-сообщение с текстом о возникших проблемах или проведенных операциях с банковскими картами (например «Ваша карта заблокирована…», «Ваш лицевой счет аннулирован», «Оплата услуг произведена успешно»), предлагается контактный номер телефона для уточнения всех вопросов (якобы для информации). Потерпевшие перезванивают, невидимый собеседник представляется работником службы безопасности банка, советует пройти к ближайшему банкомату, сообщить конфиденциальные данные своих банковских или расчетных карт (реквизиты, цифры на обратной стороне карты), ввести их в наборной панели банкомата. После этого мошенники получают доступ к банковским картам и снимают денежные средства.
  • «Родственник попал в беду или задержан сотрудниками полиции». Поступает звонок потерпевшим, неизвестный сообщает данную информацию от имени родственника или сотрудника полиции, просит денег для «урегулирования» вопроса, которые следует перевести на расчетный счет (абонентский номер) или за которыми приезжает курьер.

Как не стать жертвой телефонных мошенничеств:
  • При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации, следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям.
  • Перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентированы в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. Следует запомнить — ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;
  • Не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, т.е. любую не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату/услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
Примеры дистанционных мошенничеств:
  • В январе жителю г. Березники Пермского края на сотовый телефон поступило сообщение с текстом: « Ваша банковская карта аннулирована ИНФО: номер телефона». После этого он позвонил по указанному номеру, ему ответил неизвестный мужчина и представился «сотрудником Центрального банка г. Москва, пояснил, что его банковская карта заблокирована, для ее разблокировки необходимо продиктовать смс-сообщения о предоставленных паролях. После того, как потерпевший выполнил то, что ему сказали по телефону, с его банковской карты были сняты (похищены) денежные средства в сумме 44 377 рублей.
  • Жительница Дзержинского района г. Перми в феврале подала объявление на сайт «Авито» о продаже мебели. В один из дней ей на сотовый телефон поступил звонок от неизвестного человека, который решил приобрести мебель, а деньги может перевести на банковскую карту, но для этого ему нужны ее реквизиты. После того, как потерпевший назвал их, с его карты были списаны денежные средства в сумме более 10 тыс. рублей.
  • Житель Индустриального района г. Перми в интернете нашел сайт по продаже автозапчастей, заказал и оплатил товар посредством перевода денег на расчетный счет в сумме 14 тыс. рублей. Товар не получил, сайт через некоторое время исчез.
  • Житель Мотовилихинского района г. Перми, прочитав в интернете объявление о продаже автомашины, заплатил аванс в сумме 150 тыс. рублей, однако ни автомобиль ни деньги обратно не получил.

Виды интернет-мошенничеств:
  • Покупка товара на различных сайтах, интернет магазинах, в социальных сетях («Вконтакте»). Потерпевшие заказывают или покупают различный товар на различных сайтах, производят оплату товара на указанные счета, но впоследствии товар не получают, сайты оказываются заблокированными.
  • На страничку потерпевших «Вконтакте» от «друга» приходит сообщение с просьбой срочно перевести в долг деньги, указывается номер банковской карты или абонентский номер сотового телефона. Потерпевший переводит деньги, впоследствии выясняется, что страница «друга» была взломана и от его имени писал преступник.
Как не стать жертвой интернет-мошенничества:
  • Внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую является признаками мошенничества.
  • Получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, история в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;
  • Поэтому следующее правило: не осуществлять предоплату за товар или услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
  • Нельзя сообщать (а уж тем более посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.

Одним из важных факторов в противодействии мошенничествам является адекватность действий граждан (либо наоборот отказа от необдуманных шагов), реакция и самообладание при тех или иных обстоятельствах. Если в отношении граждан все же было совершено мошенничество, следует незамедлительно обратиться в органы полиции, сообщив обстоятельства произошедшего и предоставив имеющиеся документы (расчетные чеки, распечатки звонков и т.п.).

Ольга Кузнецова для Properm.ru