Posted 28 марта 2018, 05:10
Published 28 марта 2018, 05:10
Modified 2 марта 2023, 14:35
Updated 2 марта 2023, 14:35
Перед акцией городские власти заботливо почистили дорожки от снега. Когда я приехал на место, это было около 20:30, по скверу еще катался снегоуборочный трактор, а неподалеку от мемориала стояли работники коммунальных служб в ярко-зеленых манишках.
На удивление, вокруг почти не было полиции и совсем не было железных рамок и металлоискателей, что удивительно для массового мероприятия в Перми. Сотрудники правоохранительных органов просто неспешно ходили «тройками» вокруг сквера и иногда поглядывали, что происходит в центре.
Тем временем к мемориалу подходил народ. Буквально за полчаса группа из 50–70 человек выросла в разы. К моменту официального начала акции, здесь собралось около 300 пермяков, и люди продолжали идти. Они несли цветы, игрушки и свечи, а те, кто пришел «с пустыми руками», брали свечи у волонтеров.
Большинство пришло сюда парами и семьями, было много маленьких детей, которые с интересом наблюдали за происходящим. Они пока не понимают, что произошло и почему все эти люди идут сюда с цветами, игрушками и ставят свечи на заснеженный фонтан, по которому почему-то бегают дяди и тети с камерами.
По пути на митинг я думал, что поговорю с людьми об их чувствах, узнаю, что они думают о случившемся, винят ли они в этом систему или причина в «халатности и разгильдяйстве», как ранее сказал Путин. Но после короткой беседы с одной из собравшихся, желание задавать вопросы пропало.
«Добрый вечер», — говорю я — «Меня зовут Дмитрий, я журналист Properm.ru. Скажите, почему вы решили прийти сегодня сюда? Что для вас значит эта трагедия?» В ответ девушка начинает плакать и, едва слышным ломающимся голосом, отвечает: «Извините, я не могу говорить». После нескольких секунд неловкого молчания мне стало понятно все. Ей не нужно было ничего объяснять. Я извинился за свою журналистскую наглость и отошел.
Неподалеку от девушки стояла молодая семья с ребенком, сидящим на плечах у отца. На вид семейной паре по 35 лет, а малышу около четырех. «Мама, почему ты плачешь?» — спрашивает сын. В ответ мама молчит. Ребенок снова повторяет вопрос, но уже с грустными нотками в голосе. Кажется, что вот-вот заплачет и он, ведь ребенок искренне переживает — от вида плачущей матери ему становится не по себе. Малыша успокаивает отец: «Просто мама немного грустит, поэтому плачет. Не волнуйся, все будет хорошо».
Несмотря на то, что сегодня сюда пришли чиновники, высокопарных речей о скрепах и единстве народа вокруг трагедии не было. Как и не было торжественного показушного возложения цветов и венков, как это обычно бывает в России. Единственное, что сказали в микрофон: «Давайте почтим погибших минутой памяти». Наверное, такая человечность связана с тем, что пермяки помнят эту боль, ведь мы не забыли о трагедии в «Хромой лошади».
Трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» произошла 25 марта. По последним официальным данным, которые озвучил замглавы МЧС России Владлен Аксенов, в пожаре погибло 64 человека, в том числе 41 ребенок. Еще 76 человек получили травмы и обратились за помощью в больницы.
Также в правоохранительные органы были переданы заявления о пропаже 67 человек, ранее родственники погибших сообщали о 85 пропавших без вести, однако в МЧС заявляют, что не располагают информацией о родственниках, которые не знают где их близкие.
В связи со случившимся, президент объявил 28 марта национальным днем траура.