Posted 27 декабря 2011,, 03:04

Published 27 декабря 2011,, 03:04

Modified 2 марта 2023,, 16:43

Updated 2 марта 2023,, 16:43

Катастрофы 2011 года: «Столица ужаса» оказалась в позе наблюдателя

27 декабря 2011, 03:04
Александр Глушков
Известный своими катастрофами 2008-2010 годов, Пермский край получил год относительного покоя. Но в сравнении с началом нулевых, в 2011-м происшествий было немало. Их подборка - в рейтинге Properm.ru.

В сравнении с недавним прошлым, 2011-й год можно назвать относительно спокойным для Перми. Автобусы без тормозов в столице края замечены не были, ночные клубы не горели, пассажирские самолеты не падали. Когда вся страна скорбела по жертвам теракта в «Домодедово» и погибшим на теплоходе «Булгария», Пермский край спокойно передохнул и занял позицию наблюдателя. Тем не менее, на протяжении всего года наш регион неоднократно был представлен в федеральной повестке в негативном свете. Пермяки прошли огонь, воду и... подземелья. В буквальном смысле. Properm.ru вспоминает события 2011 года, которые заставили пермяков вздрогнуть от страха, а федеральные СМИ вновь вспоминать о «столице ужаса».

Пожар на Трамвайной: закрытый огонь
В ночь с 9 на 10 февраля в Дзержинском районе Перми на улице Трамвайная, 14 произошел крупный пожар на складе бытовой химии, арендатором которой являлась компания «Кама-Трейд». Двадцать работников ночной смены и охранник оказались запертыми в огненной ловушке. Троим удалось спастись, восемь человек погибли на месте происшествия, еще десять человек — в больнице.

Прибывшие по тревоге пожарные смогли проникнуть в здание только через пристрой, так как основной вход был заперт. Именно это, как позже поясняли специалисты, и привело к такому количеству жертв. Кроме того, тушение пожара осложнялось взрывом баллончиков с бытовой химией.

По данным МЧС, административная проверка склада на Трамвайной началась в конце 2010 года и не была закончена на момент пожара. 16 февраля следственные органы предъявили обвинение генеральному директору ООО «Кама-Трейд» Алексею Кильдибекову и его заместителю Александру Сафронову, а 18 февраля — второму заместителю Петру Мишурнову.

По версии следствия, причиной пожара стала халатность руководителей, которые должны были обеспечивать пожарную безопасность. Задержанные были заключены под стражу, однако позже Дзержинский районный суд изменил им меру пресечения.

Здание склада сгорело полностью. На разбор завалов специалистам понадобилось полтора месяца.

Расследование уголовного дела по факту самого крупного пожара в Перми, случившегося в 2011 году, фактически завершено. Однако в суд материалы дела еще не пераданы, поскольку обвиняемые, которым грозит до 7 лет лишения свободы, настаивают на проведении дополнительных следственных действий.

«Ты неси меня река...». Июньский потоп в центре Перми
11 июня в Перми начался сильный дождь, вскоре перешедший в ливень. К полудню на центральных улицах города начался настоящий потоп: потоки воды и грязи чуть не сбивали с ног пешеходов, заставляя их находить возвышенности для укрытия.

Потоп в очередной раз показал, что ливневая канализация Перми не справляется с сильными дождями. Проблема задела даже губернатора Пермского края Олега Чиркунова, который задумался о разработке новой системы «ливневки». Помнится, именно этот вопрос ставил в один из приоритетных тогда еще глава Перми Игорь Шубин.

Справедливости ради стоит сказать, что 11 июня в Перми выпала месячная норма осадков. Кроме того, по словам специалистов, настолько сильные дожди случаются в Перми раз в несколько лет.

По мнению директора МАУ «Бюро городских проектов» Андрея Головина, к потопам приводит несовершенство существующей системы канализации в Перми, которая представляет собой отдельные участки, построенные по разным, не связанным между собой проектам и в разное время. Чтобы решить эту проблему, нужно создать глобальную систему канализации.

Впрочем, слова губернатора и чиновников горадминистрации к конкретным шагам не привели. Так что пермякам, судя по всему, по-прежнему стоит надеяться лишь на благосклонность небесной канцелярии, развивать природную прыгучесть для преодоления водных преград и запасаться резиновыми сапогами.

Впрочем, для кого-то июньский потоп стал отправной точкой для творчества: один из талантливо сделанных роликов о «наводнении» имел большой успех на «Ютюбе». На данный момент видео посмотрели более 110 тысяч человек.

Гибель «Булгарии»: катастрофа на вынос
Самая масштабная трагедия на воде последнего десятилетия произошла в Татарстане — регионе, который традиционно считается одним из самых благополучных в России. Однако не секрет, что «Булгария» имеет к Перми непосредственное отношение.

Трагедия произошла 10 июля в Куйбышевском водохранилище. Двухпалубный дизель-электроход, построенный в 1955 году в Чехословакии и ранее носивший название «Украина», затонул во время грозы в трех километрах от берега. На момент крушения на судне находился 201 пассажир, 122 человека погибли.

Среди погибших — пермяки Владимир Назаров, работавший на судне вторым штурманом, и матрос Иван Полуносов. Мотористу Илье Шушкову и электромеханику Василию Байрашеву удалось спастись.

Позже выяснилось, что затонувший теплоход принадлежал ОАО «Судоходная компания Камское речное пароходство» и был арендован компанией «АгроРечТур».

В рамках расследования уголовного дела были предъявлены обвинения руководителю компании-субарендатора теплохода Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову.

В конце июля пермские речники опубликовали открытое письмо в защиту Ивашова, обвинив комиссию по расследованию причин катастрофы в «поиске крайних».

Из открытого письма пермских речников:Первые следственные действия наводят на мысль, что комиссия поставила своей целью перенести груз ответственности за развал отрасли, причиной которого стала трагедия на Волге, и объявить виновными рядовых работников этой отрасли. Задача комиссии: скорейшее озвучивание конкретных фамилий, скорейшее взятие их под стражу, скорейшее обвинение и скорейший доклад наверх — виновные наказаны, причины устранены.

После поднятия со дна, «Булгария» была передана собственнику на ответственное хранение. К расследованию дела подключились опытные эксперты и специалисты, которым предстоит провести комплексную судоводительскую техническую экспертизу.

Смертельное пике: падение МиГ-31 в Пермском районе
Утром 6 сентября в нескольких километрах от деревни Болгары Пермского района разбился истребитель МиГ-31, базировавшийся на авиабазе «Сокол». При крушении самолета погибли оба пилота — подполковник Сергей Столпянский и майор Андрей Горбачев.

После расшифровки бортовых самописцев появилась предварительная версия причин крушения — отказ техники. У самолета, упавшего спустя три минуты после взлета, были неполадки с подачей топлива.

Сентябрьское падение МиГа, ставшее уже второй подобной катастрофой за последний год, заставило правозащитников вновь заговорить о перспективе отмены полетов боевых истребителей над Пермью.

В ноябре к делу активно подключился губернатор Пермского края Олег Чиркунов, попросивший Министерство обороны рассмотреть вопрос о прекращении полетов МиГ-31 над городом. Спустя месяц губернатор получил неожиданное «добро» от главы Минобороны Анатолия Сердюкова, и полеты на какое-то время действительно прекратились. Но в начале декабря истребители снова были замечены над Пермью, хоть и на большей высоте.

По мнению жителей Перми, обещание обезопасить горожан от самолетов было лишь предвыборным ходом. Ответ Министерства обороны правозащитнику Денису Галицкому отчасти подтвердил это предположение. В своем письме военное ведомство указывает, что что полеты самолетов МиГ-31 над Пермью «разрешены и соответствуют всем требованиям безопасности».

Третий приплод подземных вод

24 ноября администрация города Березники с помпой сообщила о завершении работ по засыпке провала, образовавшегося в ноябре 2010 года на железнодорожных путях. На ликвидацию воронки, получившей от березниковцев «кличку» «Малыш», ушло почти полгода и около одного миллиона тонн песчано-гравийной смеси.

Но уже 4 декабря федеральные информагентства сообщили: в Березниках произошел новый провал. Проседание грунта случилось там, где и предсказывали ученые — севернее административно-бытового комплекса Березниковского шахтостроительного управления. По сравнению со своими предшественниками, воронка казалась совсем крошечной, однакорост был стремительным и по состоянию на 22 декабря ее размеры составили 49X32 метра.

В настоящее время опасная зона вокруг воронки ограждена, проезд по кольцевой дороге со стороны улиц Березниковская и Тельмана закрыт. Между тем, комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение к лету 2012 года представить план по ликвидации провала. Продолжительность работ будет зависеть от размеров «Крошки», однако власти надеются, что засыпать полость удастся к ноябрю.

Таковы наиболее значимые происшествия 2011 года, которые останутся в памяти пермяков. Остается только пожелать Пермскому краю в новом году пореже появляться в сюжетах федеральных телеканалов, которые, как известно, плохие новости любят гораздо больше хороших.

"