Posted 24 марта 2010,, 12:50

Published 24 марта 2010,, 12:50

Modified 2 марта 2023,, 16:44

Updated 2 марта 2023,, 16:44

В начале второго года жизни у детей развивается способность оказывать помощь

24 марта 2010, 12:50
Даже в младенческом возрасте человек предпочитает помогать тем, кто ранее хотел помочь ему.

Психологи из Университета Куинс (Канада) экспериментально доказали, что у младенцев в возрасте 21 месяца имеется сложная система представлений о том, кому следует помогать.

В проведенных ранее исследованиях было показано, что способность оказывать помощь другим развивается у детей в начале второго года жизни. Ученым также удалось установить, что младенцы предпочитают помогать более привлекательным людям и тем, кто уже оказывал им содействие. Авторы работы решили усложнить условия опыта и выяснить, смогут ли дети оценить не реальную помощь, а добрые намерения человека.

В первом эксперименте приняли участие 10 девочек и 14 мальчиков, средний возраст которых составил 21,13 месяца. Младенцам представляли двух взрослых актрис, сидящих за столом с наклонной столешницей. Обе женщины вели себя вполне дружелюбно, улыбались и предлагали стоявшему перед ними ребенку игрушку, кладя ее на краешек стола. Саму игрушку дети, однако, никогда не получали: одна актриса дожидалась того момента, когда ребенок потянется к заинтересовавшему его предмету, и забирала его себе, а вторая ставила машинку так, чтобы она постепенно скатывалась и падала на пол. Первая женщина, таким образом, «не хотела» отдавать игрушку, а вторая, с поддельным удивлением наблюдавшая за перемещением машинки, — «не могла».

Сразу после этого экспериментатор ставил на стол вторую игрушку, которая точно так же падала на пол. Обе женщины протягивали руки к ней, чтобы поднять ее, а ребенок должен был выбрать, кому помочь.

Из 24 детей желание помочь выразили только 16, причем вторую актрису выбирали гораздо чаще, чем первую.

В новом опыте первую женщину, «не хотевшую» отдавать игрушку, заменила другая актриса, которая позволяла малышу забрать машинку себе. К удивлению ученых, на детей это не произвело особого впечатления: в конце эксперимента они примерно с одинаковой частотой помогали обеим участницам.

Следовательно, в младенческом возрасте человек способен выстраивать свои отношения с окружающими, полагаясь на приобретенный опыт общения. При этом добрые намерения для него значат ничуть не меньше, чем добрые дела.

Автор текста: Дмитрий Сафин

Фото с сайта Комьютерра-Онлайн

"