Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Что читают пермяки? Рейтинг онлайн-СМИ, пермских, и не очень

30 ноября 2018, 13:05

Что читают пермяки? Рейтинг онлайн-СМИ, пермских, и не очень
Фото: Properm.ru
Предварительные итоги 2018 года - где пермяки читают новости, какие пермские СМИ упали, и много ли пермяков читает Russia Today - все это в нашем рейтинге.

Мы решили возобновить традицию ежегодных срезов аудитории пермских СМИ с онлайн представительствами. Хотелось бы сказать «крупнейших» пермских СМИ, но списка местных порталов с аудиторией, отличной от погрешности, едва хватает на ТОП-10.

Традиционно мы считаем фактически два рейтинга. Первый — топ именно пермских изданий. Второй — федеральные или сетевые издания, имеющие пермские страницы, и соответственно — редакции. Новшество этого рейтинга — теперь, благодаря Яндексу, мы знаем и объем пермской аудитории на крупных федеральных порталах, которые вообще не имеют пермской вкладки, а значит, вспоминают про Пермь только в самых экстренных случаях.

Откуда эти данные? В ноябре Яндекс анонсировал новый инструмент рейтингования сайтов — Яндекс.Радар. Он показывает аналитику по 10 тыс. самых популярных сайтам Рунета, в основном по данным Яндекс.Метрики, которая стоит на большинстве сайтов. Рейтинг имеет возможность фильтрации по параметрам — в том числе можно выбрать популярность в определенном регионе и категорию сайтов.

Данные для рейтинга Яндекс может взять из вашей «Метрики», если вы дадите на это согласие. В противном случае данные являются приблизительными, но все равно отображаются — самоудалиться оттуда нельзя, только если вы не Mail.ru, который выразил протест несоотвествию данных реальности — данных VK, Одноклассников и самого Mail.ru теперь там нет. «Приблизительные» данные региональных сайтов, особенно малопосещаемых, Радар пока отображает с большой погрешностью. Многие местные ресурсы вообще туда не попали, так как не вошли в 10 тыс. крупнейших сайтов рунета.

Из рейтинга федеральных СМИ мы убрали Рамблер.Новости, которые Радар почему-то решил отнести к новостным сайтам. Также из списка были исключены пермские издания.

В ноябре в топе самых посещаемых онлайн-СМИ по версии Яндекс.Радара оказались лишь два пермских интернет-издания — Properm.ru и 59.ru, на 6 и 7 месте соответственно.

В итоге — мы считаем рейтинг федеральных сайтов по новому Яндекс.Радару, а региональных — по старинке, взяв за базу Liveinternet.ru (Li.ru). Скорее всего, в последний раз.

 

Пермские онлайн-СМИ

Абсолютная цифра посещаемости лидера рейтинга уже несколько лет остается неизменной, и замерла на границе в 300–350 тыс. уникальных посетителей в месяц (по Li.ru), эти же данные показывает статистика Метрики. Яндекс.Радар показывает чуть меньшую аудиторию за счет «склейки» вторых экранов.

Портал 59.ru, многие годы занимавший первую строчку рейтинга с заметным отрывом от остальных участников — до 100 тыс. уникальных посетителей в месяц, потерял это преимущество. По данным Li.ru, он периодически в течение 2018 года уступал лидерство, вначале «Комсомольской правде», а начиная с октября — и порталу Properm.ru. Точные данные своей аудитории из Яндекс.Метрики портал 59.ru предоставить отказался.

Третье место занимает портал В-курсе.ру, который после закрытия региональных вкладок в других городах мы переместили в рейтинг пермских изданий. У портала по-прежнему большое количество посетителей из других регионов — в целом более 1 млн за октябрь 2018 года, при этом пермяков всего около 13%.

В рейтинге осталось два сайта пермских телеканалов — rifey.ru и vetta.tv, uitv.ru его покинул. Первый занимает четвертое место с 121 тыс. посещений из Прикамья, второй — шестое, с результатом вдвое меньше. Рифей, по сравнению с последним замером, потерял минимум треть своей аудитории.

В этом году из рейтинга Li.ru самоустранилось несколько изданий. Сайт newsko.ru удалил счетчик, данных по посещаемости в открытых источниках теперь нет, предоставлять данные для этого рейтинга издание отказалось. Последние публичные показатели были на уровне 30 тыс. «уников» в месяц, что почти вдвое меньше последнего замера в 2015 году. Сайт business-class.su счетчик сохранил, но в рейтинге с лета не участвует (данные статистики издания из Яндекс.Метрики находятся в открытом доступе). Также в рейтинге Li.ru не участвуют пермские Текст (chitaitext.ru) и Звезда (Zvzda.ru), последняя предоставила данные Метрики для нашего рейтинга.

Рейтинг пермских онлайн-СМИ

  СМИ Общее число посетителей из Прикамья Li за 31 день, 21.11.18 % посетителей из Пермского края за 31 день Общее количество посетителей за октябрь (Li) Общее количество посетителей кросс-девайс за 1–26 ноября (Я.Радар)
1. Properm.ru 322 303 32 916 256 167 400
2. 59.ru 258 338 27 951 524 156 600
3.

V-kurse.ru

160 040 16 1 099 196 -
4. Rifey.ru 121 156 46 241 879 -
5. Business-class.su 92 238* - - 55 900
6. Vetta.tv 54 211 28 141 658 -
7. Permnews.ru 35 333 53 69 827 -
8. Zvzda.ru 31 675* - 69 980* -
9. Газета Звезда (zwezda.su) 30 743 52 63 924 -
10. Echoperm.ru 23 977 53 - -

* — данные Метрики.

В последнем столбце таблицы для сравнения приведены данные из Яндекс.Радара, в случае, если они есть. Они представлены у тех изданий, информация о которых находится в открытом доступе или такие данные предоставили редакции изданий.

 

Федеральные и сетевые издания

До запуска Яндекс.Радара мы считали, что федеральные сайты имеют гораздо большую аудиторию из региона и опережают местные СМИ с большим отрывом — ведь их финансовые и медийные возможности заметно выше, а набор тематик, который они освещают, активно продвигается, в том числе посредством ТВ. Наличие пермской редакции или собкора, в теории, тоже должно давать дополнительную аудиторию в регионе. Рейтинг показывает, что это не так.

По факту, только агрегатор Яндекс.Новости (по данным самого Яндекса), имеет заметную долю ежедневной аудитории в регионе в районе 80 тыс. посетителей в день, и очень плотный контакт в течение периода (люди пользуются им часто), при этом месячный охват у него ненамного опережает сами СМИ. Остается неизвестными доля агрегатора Новости.Mail.ru, который не участвует в Радаре, но агрегатор Рамблер.Новости «болтается» в нижней половине топа после пермских СМИ. Новостные СМИ при этом имеют соразмерные региональным дневные аудитории (15–30 тыс. уников в сутки), а месячные охваты ненамного опережают регионалов.

Сам список участников и их расположение не выглядят неожиданным. Присутствие в топе крупнейших федеральных холдингов очевидно. В этом году мы не стали притягивать «за уши» в список все федеральные или сетевые издания с редакцией и корреспондентами в Перми по принципу «чтобы были», поэтому в ТОП-10, впрочем как и в ТОП-30, их нет.

Самые посещаемые пользователями из Пермского края федеральные СМИ

  СМИ Общее количество посетителей кросс-девайс за 1–26 ноября (Я.Радар) Средняя дневная аудитория из региона (Я.Радар)
1. Комсомольская правда (kp.ru) 245 997 22 619
2. РИА Новости (ria.ru) — нет пермской вкладки 225 337 30 710
3. Вести.ru (vesti.ru) — нет пермской вкладки 184 544 18 100
4. Lenta.ru — нет пермской вкладки 168 306 19 400
5. Аргументы и факты (aif.ru) 141 089 9 800
6. РосБизнесКонсалтинг (rbc.ru) 140 663 16 100
7. Газета.ru (gazeta.ru) — нет пермской вкладки 134 283 13 100
8. Russia Today (rt.com) — нет пермской вкладки 127 980 14 100
9. Московский Комсомолец (mk.ru) 118 581 11 700
10. Коммерсантъ (kommersant.ru) 93 517 8 300
11. Ура.ру (ura.news) 89 974 7 900
12. Pro Город Пермь (progorod59.ru) 86 178 6 000

Выводы и тренды

Прирост региональной аудитории продолжает замедляться, остается надеяться на сокращение цифрового неравенства и развертывание 4G в регионах Прикамья. Соответственно, проводной интернет расти практически не будет.

Мобильный трафик в целом по рунету догонял, догонял, но так и не догнал «десктопный» за все эти годы. Скорее всего, дата Х наступит в 2019 году. Но это не относится к рынку новостей — здесь мобилизация идет гораздо активнее. Android еще в прошлом году стал основным устройством для чтения новостей для участников рейтинга Li.ru. Доля читателей новостей на телефоне колеблется у разных изданий от 40 до 70%.

Лидера с заметным отрывом в регионе так и нет, в отличие, к примеру, от Челябинска и Екатеринбурга. Общие цифры охвата почти не меняются, но крупнейшие порталы после запуска новых технологических решений — «вечных» лент и дистрибуции контента в разных платформах добились высоких показателей просмотра одной единицы контента — теперь аудитория топовых сюжетов может достигать 30–60 тыс. посетителей, плюс десятки тысяч просмотров в соцсетях, против в среднем 5–10 тыс. тремя годами ранее.

По сравнению с прошлым замером — общетематические СМИ теперь заметно опережают по аудитории «деловые» издания, хотя это скорее не их заслуга, а потеря темпа деловыми СМИ.

Трафик из агрегатора Яндекс.Новости давно перестал быть местом спора и заметного трафика для большинства порталов. На первых местах — трафик из VK.com и Яндекс.Дзен.

 

Техническая (неинтересная) часть

1. Рейтинг составлен на основе открытой статистики LiveInternet.ru, Яндекс.Метрика, Яндекс.Радар. Часть СМИ свои счетчики частично или полностью закрывает, и предоставляли свои данные по нашему запросу.

2. Охват аудитории в Li.ru («Общее количество посетителей за 31 день») означает, что учтены все посетители, которые побывали на сайте хотя бы один раз в течение месяца. При этом они могли посещать его многократно (оставаясь по-прежнему одним посетителем), но если они делали это с разных устройств (мобильный и ноутбук) — для Li.ru это два разных посетителя.

3. Яндекс.Радар считает аудиторию с помощью Яндекс.Крипта, поэтому в его статистике высока вероятность, что он сосчитает одного посетителя, пользовавшегося разными устройствами, один раз. Поэтому цифры Радара могут быть чуть ниже, чем Li.ru.

4. Прочерки в таблицах продолжают заполняться по мере поступления объективных данных от заинтересованных участников.

Данные по состоянию на 21 ноября 2018 года, данные из Яндекс.Радар - по состоянию на 26 ноября 2018 года.