Posted 4 августа 2017,, 09:30

Published 4 августа 2017,, 09:30

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

«Спасибо, что не спамил, спасибо, что не бот». Крайизбирком пригласит вас на избирательный участок через Viber

4 августа 2017, 09:30
Отвечаем на собственный вопрос, легитимны ли массовые рассылки sms и сообщений в мессенджерах, которые закупил для грядущих выборов краевой избирком.
Сюжет
Выборы

Открытый конкурс был проведен 10 мая 2017 года. Объект закупки: «Информирование о выборах губернатора Пермского края путем изготовления и размещения информационных материалов в сети «Интернет», в торговых точках, информирования о выборах губернатора Пермского края абонентов сотовых сетей и популярных клиентов мгновенного обмена сообщениями Пермского края».

Стартовая цена контракта — 1,519 млн. рублей. Заказчиком услуги выступает краевой избирком. В рамках контракта исполнитель должен провести медийную рекламную кампанию в пермском интернете — баннерами на популярных местных порталах и постами в соцсетях. Справедливости ради, под описание минимум одного из них в котировке попадает и Properm.ru, то есть на избирательные участки мы вас тоже скорее всего пригласим. Также подрядчику предстоит закупить эфир радиоточек в шести десятках торговых центров, очевидно, речь идет о радио «Сигнал».

Кроме этого, подрядчик должен разослать сообщения на 1,3 млн номеров мобильной связи (не менее трех сообщений на каждый номер) и отправить не менее 300 000 сообщений в популярном клиенте мгновенного обмена сообщениями (по одному на пользователя). Иными словами: вас будут приглашать на выборы по смс и в Вайбере (или в WhatsApp). По данным Mediascope, число пользователей Viber в России — 8,6 миллионов, WhatsApp — 10,7 млн. человек.

Портал госзакупок сообщает, что в конкурсе приняли участие два потенциальных поставщика услуги: ООО «ВИДЖЕТ» — заявка без снижения цены контракта, и ООО «ФОРБС» — со снижением цены контракта до 1 501 000,00 рублей. С последним ООО и был заключен контракт. Оба юридических лица зарегистрированы по одному адресу, в одном из офисных помещений ТЦ «Колизей Атриум».

По данным сервиса Kartoteka.ru, прямой аффилированности между ними нет. Обе компании участвуют в госзакупках с 2016 года, побеждает всегда «Форбс».

Разве можно спамить в мессенджере?

Оказалось, да. С одной стороны, условия пользовательского соглашения Viber подразумевает, что все должны вести себя прилично — массовые рассылки Соглашением запрещены. С другой стороны, Viber предоставляет бизнес-аккаунты, где уже всё можно. Вот выдержка из условий использования месенджера:

Пункт 16. Неправомерное использование системы; Массовая рассылка сообщений. В частности, вы обязуетесь не отправлять, не создавать и не отвечать на массовые рассылки так называемых «почтовых бомб» (т.е. отправку копий одного сообщения многим пользователям или отправку больших или многочисленных файлов или сообщений одному пользователю с целью нанесения вреда), а также не участвовать в спам-рассылках (т.е., не отправлять нежелательные сообщения в коммерческих и иных целях).


Кроме этого, вы обязуетесь не заниматься «массовой рассылкой сообщений» (т.е. отправкой сообщений в деловых или иных коммерческих целях) без письменного разрешения Viber, а также не предпринимать какие-либо иные действия, которые могут негативно сказаться на работе Сервиса или нарушить положительное впечатление от пользования Сервисом, в том числе путём размещения в Сервисе вредоносных программ.

Рассылки по смс регулируются ФЗ №126 «О связи», ФЗ №38 «О рекламе» и ФЗ №152 «О персональных данных». А чем регулируются рассылки в мессенджерах? Ничем, потому что они не являются SMS-рассылкой. То есть такая рассылка законна (не запрещена) и не требует согласия абонента. Чтобы найти однозначный запрет на спам-рассылке именно в мессенджерах, нам пришлось досконально прочитать еще и федеральный закон об информации. Увы, однозначного запрета на рассылку в мессенджере мы там не нашли, как впрочем, и самого понятия «мессенджер» — налицо явное запаздывание законодательства.

В качестве «базового» решения создатели мессенджеров предлагают пользователям самостоятельно блокировать контакты, рассылающие недобросовестную рекламу и сообщать им о таких случаях.

Сообщения в мессенджерах очень легко отмежевать от определения, которое законодатели подгоняли под SMS. Сообщения в мессенджерах распространяются через интернет и не всегда состоят из одного текста (чаще всего спам-сообщение в мессенджере технически является картинкой с активной ссылкой). Так как сообщения распространяются внутри мессенджеров, а не мобильными операторами, спамеры не подпадают под требование о заключении договора с оператором связи. Пользовательские соглашения некоторых мессенджеров снимают с сервисов ответственность за содержание линков в сообщениях. Таким образом, отправка сообщений в мессенджер по Wi-Fi выводит спамера из-под действия закона «О связи».
Hi-tech.mail.ru

Впрочем, правоприменительная практика против спама именно в мессенджерах существует. В 2015 году ФАС России впервые официально приравняла спам в мессенджерах к SMS-спаму и признала это нарушением части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

Ладно, но SMS-спам — он ведь точно запрещен?

Статья 18 федерального закона «О рекламе» гласит:

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Именно по этой статье УФАС привлекает к ответственности недобросовестных рекламодателей. Об этом же говорит и федеральный закон «О связи» в статье 44: рассылка должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента.

Есть исключение — рассылка сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тут все понятно: сообщение от МЧС о штормовом предупреждении, хотя они приходят чаще, чем случается шторм — не спам.

Казус однако в том, что избирательная комиссия не входит ни в одну из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). То есть, приглашение на выборы при прямом прочтении 44 статьи все-таки не штормовое предупреждение.

Как пояснила Properm.ru начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского УФАС Мария Герасимова, политическая агитация (рассылка избирательной комиссии, в том числе) не регулируются законом о рекламе. А вопрос, касающийся согласия абонента на получение информационного сообщения, находится в полномочиях не ФАС, а Роскомнадзора.

По словам заместителя руководителя управления Роскомнадзора по Пермскому краю Алексея Юшкова, приглашение на выборы — не политическая агитация, так как в приглашении отсутствует призыв отдать голос за конкретного кандидата. Раскрытия персональных данных, если используется только лишь номер телефона, собеседник Properm.ru не увидел. При этом в управлении Роскомнадзора по Пермскому краю заверили, что если в ведомство поступит жалоба на такую рассылку, будет проведена проверка и приняты необходимые меры реагирования.

Откуда номера мобильных?

Доступ к 1,3 млн. абонентов сотовой связи операторы исполнителю не дадут, но рассылку по определенным условиям выборки анонимизированной базы сделать могут самостоятельно — достаточно заключить с ними договоры на эту услугу — оператор выполнит рассылку от своего имени на основании вашего согласия в его с вами договоре на предоставление услуг связи. Такую услугу предоставляют все операторы «большой тройки».

На своей стороне вы можете защититься и от таких рассылок своего оператора — у некоторых из них есть опция «отключить рассылки от оператора». По словам представителя МТС, любые рассылки проводятся только среди граждан, давших согласие на получение информации: «Мы не перегружаем наших абонентов рекламными сообщениями и отправляем в месяц на одного клиента не более двух рекламных сообщений любых рекламодателей».

Пока антимонопольщики копят правоприменительную практику по спаму в мессенджерах через нарушение части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», рекламные агентства пользуются дырой в законе и обещают организовать легальную рассылку в Viber, WhatsApp и Skype.

Загвоздка лишь в том, что для организации рассылки вам нужно дать список на 30 тысяч мобильных номеров (это минимум, можно больше). Насколько «официальна» подобная рассылка, становится ясно из комментария официального представителя Viber в России.

Яна Рожкова, PR-директор Viber:

— Viber предоставляет авторизованным компаниям, прошедшим верификацию, услуги рассылки сервисных сообщений. Этим сервисом пользуются такие компании, как Сбербанк, Ситибанк, Спортмастер, Sunlight, Связной и другие. В этих случаях рассылка осуществляется по номерной базе авторизированных партнеров, Viber работает с ограниченным числом таких подрядчиков. Сообщения от компаний приходят только тем пользователям, которые предоставляли свои персональные данные и давали согласие на получение подобных рассылок.

Сообщения, отправляемые через Viber, носят исключительно информационный характер — к примеру, содержат данные о наступлении даты погашения кредита, статусе заказа в онлайн-магазине, уведомления о доставке товара, подаче такси и. Если пользователь передумает получать рассылку, или она станет для него неактуальна, он сможет легко от нее отписаться.

Иногда мы фиксируем нелегальные спам рассылки. Несмотря на то, что мы никогда не передаем третьим лицам базу данных номеров пользователей Viber и прилагаем все меры к борьбе со спамом, подобные ситуации еще случаются.

Мессенджеры не предоставляют базы абонентов, это задача исполнителя. И если, к примеру, интернет-провайдеру Dom.ru или сети ювелирных магазинов «Санлайт» эти номера оставляют сами клиенты, чиркая галочку в строчке «согласен получать информацию», то откуда список номеров появился у краевого избиркома?

Если следовать формальности, нам интересно даже не получение согласия на подобное информирование, а уже сам факт сбора и обработки персональных данных 300 тысяч абонентов исполнителем по данному контракту без согласия на эти действия абонентов. Напомним, сам по себе номер сотового телефона может считаться персональными данными. Исполнитель, подписав договор с заказчиком, попадает в патовую ситуацию — госконтракт с избиркомом не исполнить надлежащим образом, не нарушив при этом как минимум ФЗ «О персональных данных».

С этим вопросом мы обратились к Наталье Марковой, ответственному лицу избиркома, которое указано в конкурсной документации — ответить на вопросы про конкретику техзадания она затруднилась, зато мы были честно отправлены за разъяснениями о технических нюансах к исполнителю контракта.

«Рассылку по Viber будут делать наши партнеры, службы доставки еды и фитнесс-центры, у которых есть согласие их клиентов на получение информации о акциях компании и информацию от партнеров. Таким образом закон о персональных данных не нарушается. У операторов такая же формулировка в договоре что абонент дает согласие на получение информации от оператора и партнеров оператора», — разъяснили нам легальность базы номеров.

"