Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Меньше 1% удовлетворенных жалоб». Пермский край меняет систему госзакупок товаров и услуг

23 октября 2018, 11:02
интервью

«Меньше 1% удовлетворенных жалоб». Пермский край меняет систему госзакупок товаров и услуг
Интервью с заместителем регионального министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Алексеем Зарубиным.

— Чем занимается министерство с таким сложным названием (хотя все равно его все называют «министерство по госзакупкам»)? Какие цели и задачи у министерства?

 — Министерство — уполномоченный орган, который взаимодействует с заказчиками. Цели, задачи, формат работы определен постановлением Правительства Пермского края.

В упрощенном виде схема взаимодействия такова. Министерство полностью сопровождает закупки с максимальной начальной ценой контракта (НМЦК) от 3 млн рублей. В рамках полномочий проверяем техническое задание, проект контракта, обоснование начальной цены, и в случае отсутствия в этих документах недостатков формируем документацию о закупке которую в последующем размещаем на общероссийском сайте госзакупок и сопровождаем закупку до подведения ее итогов. Кроме того, мы представляем интересы заказчика в антимонопольном органе, суде. Собственно, для этого и было создано ведомство — для помощи заказчикам. Мы помогаем в организации этих непростых процессов, в соблюдении закона.

Закупки с НМЦК от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей мы сопровождаем частично. Наш функционал заключается в работе комиссий по рассмотрению заявок при участии заказчика. Остальную работу заказчики выполняют самостоятельно.

Закупки с начальной ценой до 500 тыс. рублей проводятся без участия министерства. Такой подход обусловлен вопросами целесообразности расходования трудового ресурса, общей цены и количества этих закупок.

Важно отметить, что есть непередаваемые полномочия. К ним относятся определение начальной и максимальной цены и обоснование этой цены, определение объекта закупки и условий контракта. Наше участие здесь заключается в том, что мы выдаем свои замечания, если они возникают.

С 2017 года в Пермском крае действуют дополнительные механизмы, которые позволяют повысить прозрачность закупок, их обоснованность, целесообразность, законность.

 

— Расскажите о них подробнее, что за механизмы?

 — Действует межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители министерства закупок, министерства финансов, министерства информационного развития и связи, управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, аппарата правительства, администрации губернатора.
 — Как часто они собираются? Зачем?
 — Задача — проверять обоснованность и целесообразность закупок с начальной максимальной ценой контракта от 5 млн рублей, выявлять противоречащие закону отдельные положения будущих закупок, направлять соответствующие рекомендации заказчикам.

Еще один дополнительный механизм — с 2018 года в Пермском крае внедрена региональная информационная система (РИС) в сфере закупок Пермского края. Её задача — объединить закупочную деятельность региональных заказчиков с 2018 года, муниципальных заказчиков с 2019 года. Они смогут пользоваться единым каталогом товаров, работ, услуг, будут одинаково называть закупки, не будут проводить закупки, не обеспеченные денежными средствами. Заказчики могут использовать стандартизированные документы, облегчая специалистам задачи подготовки конкурсной документации.

— В 2018 году появилось государственное бюджетное учреждение «Центр организации закупок Пермского края». Какой у него функционал?

 — С 2018 года для региональных заказчиков доступна еще одна опция, которую они в обязательном порядке реализуют в случае, если начальная цена превышает 3 млн рублей — это экспертиза начальной цены, которая предшествует объявлению о закупке. Экспертизой занимается государственное бюджетное учреждение «Центр организации закупок Пермского края». Цель — проверить законность и обоснованность начальной максимальной цены контракта.

Все эти механизмы призваны облегчить, оптимизировать закупочные процессы в Пермском крае. В то же время повысить законность, эффективность этих закупок, прозрачность и привлекательность для бизнеса.

— Все закупки войдут в региональную информационную систему?

 — Все, также эта региональная информационная система будет соединена с порталом малых закупок, это так называемые «стотысячники» (цена контракта не превышает 100 тыс. рублей). С 1 декабря 2018 года для региональных заказчиков станет обязательным осуществление малых закупок через портал. Регистрация для участников открытая, по сути это электронный магазин. Вы заказчик, вам нужен компьютер — находите «компьютеры», смотрите перечень поставщиков, их предложения, опускаете в корзину, контракт формируется с использованием автоматизированных средств, автоматически контракт прикрепляется в региональную информационную систему. В ней уже более 500 региональных и будет более 3 тыс. муниципальных заказчиков.
 — Сколько закупок до 500 тыс. рублей, от 500 тыс. рублей до 3 млн рублей и от 3 млн рублей?
 — В денежном отношении закупки от 3 млн рублей, конечно, составляют более 60% всего объема средств, которые направляются на закупку товаров и услуг. От 500 тыс. рублей до 3 млн рублей — порядка 30%, от общего объема средств, которые тратят заказчики. Закупки с НМЦК ниже 500 тыс. рублей занимают примерно 10% от общего денежного объема. В количественном отношении все наоборот. Закупок с ценой контракта от 3 млн рублей — в районе 600 в год, от 500 тыс. до 3 млн рублей — уже более 4,5 тыс., с ценой ниже 500 тыс. рублей — более 10 тыс. в год. Основной объем денежных средств приходится на закупки с ценой контрактов более 3 млн рублей, их количество не так велико, можно оказывать содействие по любым вопросам.

— Как часто собирается межведомственная рабочая группа, про которую вы сказали? Каковы итоги ее деятельности?
 — По регламенту она работает раз в неделю. Межведомственная рабочая группа рассматривает все закупки от 5 млн рублей, изучает обоснованность потребностей, доступность участия для бизнеса, обоснованность начальной максимальной цены. В 2018 году рассмотрено 319 закупок на сумму более 19 млрд рублей. Только от деятельности МРГ экономия составила более 120 млн рублей за три квартала 2018 года.

 — От их информационно-консультативной деятельности?
 — Да. В том числе результаты деятельности МРГ привели к тому, что за три квартала 2018 года объем удовлетворенных антимонопольным органом жалоб участников закупок составил менее 1% от общего количества процедур, которые сопровождает министерство. Удовлетворенными я называю жалобы участников на действия министерства, которые заканчиваются выдачей предписания, то есть тормозят закупочный процесс. МРГ выдает заключение в зависимости от содержания закупки.

— Как сосуществуют министерство, «Центр организации закупок» и межведомственная рабочая группа — нет дублирующих функций? Как разграничен функционал?
 — У каждого свой функционал. На МРГ выносятся закупки с ценой свыше 5 млн рублей (кроме закупки жизненно важных лекарств) и любые закупки по поручению губернатора либо членов МРГ. Центр готовит заключение на цену, министерство закупок смотрит документы в обычном порядке, проверяя обоснованность и целесообразность.

— Вы ограничили цену закупки машино-часа для краевых чиновников. Что это за нормативно-правовой документ?

 — Это приказ министерства. И таких будет много, по всем направлениям закупочной деятельности. Сейчас поясню. В уставе государственного бюджетного учреждения «Центр организации закупок» есть цель, ради которой в том числе оно создавалось: ведение ценовых справочников. Это часть деятельности министерства и учреждения по стандартизации закупочной деятельности. Ценовые справочники облегчат заказчикам жизнь.

 
Про ограничение цены машино-часа и тех, кто игнорирует ограничение, здесь:
 

Конечный результат — это загрузка в систему сведений о предельной цене конкретных товаров, работ и услуг. К примеру, мы знаем, что ручку можно купить за 5 рублей, а можно купить за 5 тыс. рублей. Конечный итог — это размещение в системе информации о том, что ручки мы покупаем максимум за 5 рублей. При этом не нужно формировать комплекты документов для обоснования начальной максимальной цены, потому что они уже содержатся в региональной системе, не нужно техническое задание формировать, проект контракта — в системе всё есть. Просто выбираете то, что вам надо, система вам сама формирует документацию. С одной стороны, облегчит задачу заказчикам, с другой стороны, не дает необоснованно потратить бюджетные деньги.

 — Сложно представить, сколько пунктов будет в ценовом справочнике.
 — Тысячи. Государственным бюджетным учреждением «Центр организации закупок» проведен конкурс, по результатам которого отобран подрядчик, который будет готовить информацию, необходимую для формирования ценового справочника.
 — Какая была реакция поставщиков? Раньше они заказывали за 1,3 тыс. рублей машино-час, сейчас им цену ограничили, в среднем она снижена в два раза.
 — Реакция была неоднозначной: и критиковали, и поддерживали. Работа по ведению ценового справочника, в том числе установление предельных цен, это работа динамичная, не статичная. Цена принимается не на долгие годы, потому что мы понимаем, что условия рынка меняются, инфляцию, в конце концов, никто не отменял и так далее. Будет производиться актуализация предельных цен.
 — Если заказчик превысит предельную цену, то что?
 — Во-первых, ему электронная система не позволит этого сделать. Во-вторых, если удастся, то к нему могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.
 — В каких следующих сферах будут приняты ограничения?
 — Например, есть запрос от города Перми рассчитать предельные цены на продукты питания. Есть намерение проанализировать закупочные цены в сфере здравоохранения, не лекарства, там жесткое федеральное регулирование, но ряд услуг в отрасли.
В каталоге на сегодняшний день более 50 тыс. позиций, идеальная ситуация — когда на все позиции есть предельная цена.
 — Уже есть какой-то эффект от введения предельной цены?
 — Первые закупки показали, что по ряду позиций поставщики снижали и предельные цены. Стандартизация закупочной деятельности приводит и к экономии бюджетных средств, и к установлению баланса на рынке между интересами бизнеса и бюджета.

 — А какое взаимодействие с заказчиками осуществляется не в плане цены, а в плане их «хотелок» — по объемам услуг, по реальной необходимости тех или иных закупок?
 — Мы осуществляем взаимодействие в различных формах. Сейчас министерство закупок активно участвует в подготовке проведения департаментом дорог и транспорта Перми одних из самых «шумных» закупок — услуг по организации перевозок общественным пассажирским транспортом. Мы помогаем подготовить качественный документ, чтобы не навредить ни бизнесу, ни органам власти.