Posted 9 января 2020,, 10:25

Published 9 января 2020,, 10:25

Modified 2 марта 2023,, 14:10

Updated 2 марта 2023,, 14:10

«Что-то пошло не так». Политическая система Прикамья выглядит нелогичной

«Что-то пошло не так». Политическая система Прикамья выглядит нелогичной

9 января 2020, 10:25
Фото: Properm.ru
Изучив рейтинг влиятельности персон Пермского края, бывший министр региональной и национальной политики Российской Федерации доктор экономических наук Евгений Сапиро увидел несоответствия, которые противоречат логике традиционной иерархии, основанной на распоряжении ресурсами.
Сюжет
Колонка

Влиятельность той или иной персоны в регионе, в первую очередь, определяется ее способностями и возможностями:

  • выявить из массы существующих социально — экономических проблем наиболее актуальные;
  • разработать и довести до сведения населения (и экспертов), опять же, лучшие планы их решения или смягчения;
  • успешно реализовать эти планы.

Теоретически, этими качествами может обладать лишь персона, которая или при власти, или при деньгах. Лучше, если и при том, и при другом. Были не совсем веселые времена, когда функцию денег в значительной мере выполняла «сила». В том числе, репрессивная. Хотелось бы надеяться, что эта составляющая влиятельности осталась позади.

Если исходить из этой логики, то первые ступеньки рейтинга должны занимать представители государственной и муниципальной власти, выполняющие функции распоряжения и распределения ресурсов (в том числе, очень даже солидных бюджетных средств), контроля за их использованием. Следом за ними должны располагаться представители бизнеса. И те, и другие в соответствии с чином и объемом финансового вклада. Рядом с ними, пропорционально погонам, на ступеньках располагаются силовики, контролеры и отдельные ЛИЧНОСТИ из самых различных сфер: образования, здравоохранения, культуры, спорта…

Каково соответствие рейтинга, разработанного экспертами Properm.ru по итогам 2019 года, представленной выше логике? Я бы его выразил популярным ныне выражением: «что-то пошло не так».

Если первую строчку традиционно занимает действующий губернатор и председатель правительства Максим Решетников, то на второй мы не найдем, близких ему по положению: полпреда президента РФ в ПФО Игоря Комарова (10 место), нашего земляка — заместителя председателя правительства РФ Юрия Трутнева (он третий), мэра Перми Дмитрия Самойлова, заместителей председателя краевого правительства (они заняли 5, 14, 22, 28, 34, 36 и 45 места). А вторым призером оказался, действительно, самый яркий в Пермском крае представитель бизнеса, но даже не депутат Андрей Кузяев (справедливости ради отметим, что он трижды избирался депутатом областного парламента, но последний раз это было в 2000 году).

Еще одна подобная «новинка»: при низких местах многих «генералов» администрации и правительства, очень высокие баллы оказались у «майоров» того же штаба. У советника, пресс-секретаря губернатора Дарьи Левченко — 20, просто у советника Леонида Давыдова — 21. То, что люди «средних чинов», находящиеся по службе «близко к телу» первого руководителя, являются влиятельными особами — явление типичное. Но, как правило, их аппаратный вес ощущается и известен лишь узкому кругу посвященных. Когда об этом не только знает, но и выдает информацию на широкую публику довольно многочисленное экспертное сообщество, это сигнал «Внимание!»

Неожиданными оказались высокие места силовиков: начальник УФСБ РФ по Пермскому краю Виктор Задворный (седьмое место), прокурор Пермского края Андрей Юмшанов (12), начальник ГУ МВД РФ по Пермскому краю Михаил Давыдов (13), руководитель управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю Сергей Сарапульцев (15). О том, что это не случайность, а тенденция свидетельствует высокая «кучность» занимаемых ими мест.

Но самое пикантное, что выше их всех, и выше полпреда президента оказался рейтинг депутата Пермской городской Думы и предпринимателя Владимира Плотникова (он занял шестое место), в публикациях о котором часто используются неформальные титулы типа «авторитетный», «с криминальным прошлым».

Привычными и, увы, грустными особенностями подобных рейтингов остаются низкие — во второй полусотне, места большинства членов Федерального собрания РФ: Дмитрий Скриванов (50), Игорь Шубин (55), Алексей Пушков (58), Алексей Бурнашов (64). Нельзя не отметить, что зачастую такая оценка в большей мере определяется не столько недостатками работы конкретного сенатора или депутата, сколько резким падением оценки гражданами дееспособности всего российского парламентаризма, от федерального до муниципального, который давно и прочно лег под исполнительную власть.

В чем причина нетипичных результатов рейтинга Properm.ru? На этот вопрос могут быть, как минимум, три ответа. Первый — самый безобидный: ошибка, заблуждение экспертов, которое не отражает восприятие существующей власти большинством населения Пермского края. Второй — результат недостатков в информационной политике власти, когда она делает все «как полагается», «по науке», но большинство граждан воспринимает ее творения в искаженном виде.

Третий вариант — самый тревожный. Это недостатки системы существующей власти. Ее структуры, кадровой политики. И не только краевой, но и как показывает избыточный вес силовиков — федеральной.

Евгений Сапиро для Properm.ru

"