Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
1495 +44
Выздоровели
824 +28
Умерли
52 +3
Properm.ru
Спорить или не спорить? Итоги и тенденции прикамского парламентаризма-2019 В 2019 году два основных центра парламентаризма региона Законодательное собрание края и Пермская городская дума продемонстрировали два разных стиля публичной политики. Заксобрание, в основном, смотрелось как молчаливый и коллективный «человек «да», гордума же все больше показывала открытость и дискуссионность обсуждаемых пермских проблем. Анатолий Москвин рассказывает про разные подходы к парламентской деятельности в Прикамье.

Спорить или не спорить? Итоги и тенденции прикамского парламентаризма-2019

14 января 2020, 08:01

Спорить или не спорить? Итоги и тенденции прикамского парламентаризма-2019
В 2019 году два основных центра парламентаризма региона Законодательное собрание края и Пермская городская дума продемонстрировали два разных стиля публичной политики. Заксобрание, в основном, смотрелось как молчаливый и коллективный «человек «да», гордума же все больше показывала открытость и дискуссионность обсуждаемых пермских проблем. Анатолий Москвин рассказывает про разные подходы к парламентской деятельности в Прикамье.

Одним из поводов для анализа стали позиции тех или иных парламентариев в рейтинге ТОП-100 наиболее влиятельных людей Прикамья и влияние аспекта публичности на позиции депутатов. Например спикер краевого Законодательного собрания Валерий Сухих занял в рейтинге восьмую позицию. Валерий Сухих, безусловно, профессионал, с точки зрения организации парламентского процесса и согласования различных позиций, обычно, еще накануне голосования. В общем, это и требуется от спикера в «техническом» плане. Политиком, и тем более участником острых дискуссий он быть не обязан. Однако именно этот профессионализм во многом определяет, «скучность» пленарных заседаний регионального парламента в нынешнем созыве, не исключая 2019 год.

«Безнадежная» бездебатность

Яркий пример одобрения без «проникновенных» дискуссий на пленарках Заксобрания неоднозначных политических решений — муниципальная реформа, проходившая в Пермском крае на протяжении всего 2019 года. Напомним, в ходе преобразований, по сути, ликвидируется поселковое местное самоуправление, упраздняются поселенческие администрации и советы депутатов, — те самые, о которых еще несколько лет назад говорилось, что это уровень власти, «максимально приближенный к жителям каждого города и деревни». К декабрю 2019 в Прикамье было создано почти 40 объединенных муниципалитетов — 26 городских и 13 муниципальных округов. В дореформенном состоянии остались лишь семь районов и около 70 сельских поселений.

На протяжении всего прошлого года во многих территориях жители заявляли о своем несогласии с политикой укрупнения, — в том числе жители крупных поселков Полазна, Яйва, Зюкайка. Однако голоса «протестантов» услышаны не были, несмотря на их количество — например, в Полазне с ее 13 тыс. жителей было собрано 5,5 тыс. подписей против вхождения в Добрянский городской округ. Притом федерация не понуждала Прикамье к укрупнению территорий — оно началось в 2018 году по инициативе губернатора Максима Решетникова. Казалось бы, именно в такой ситуации, совершенно равноправная, представительная ветвь краевой власти должна стать «площадкой» для широких дебатов, с участием приглашаемых общественников. Но, увы, этого не случилось — на пленарных заседаниях ЗС решения об укрупнении территорий принимались, по большей части, шаблонно и без обсуждений. Порой Заксобрание, как казалось, напоминало ЗАГС, автоматически штампующий «неравные браки».

«Безнадежная бездебатность» зачастую наблюдалась на пленарках Законодательного собрания и во время принятия многомиллионных поправок в бюджет. Так, в июне 2019 года было принято решение о выделении 800-миллионной субсидии региональному оператору по обращению с мусором «Теплоэнерго». Да, конечно, депутаты предложили при этом проверить обоснованность выделяемой суммы, — но на этом, по сути, дело и закончилось. Ситуация повторилась в конце года, когда «мусорщики» пришли за деньгами снова. Опять же, на комитетах ЗС это вызвало «бурю», вплоть до предложений не давать «Теплоэнерго» ни копейки до предоставления финансовых отчетов. Но на пленарном заседании Заксобрания при голосовании, как гласит известная пословица, царила «тишь, да гладь».

Фото: zsperm.ru

«Цицероны» в молчании

Привлечение общественного внимания к краевому парламенту, особенно в свете грядущих выборов, — это вопрос, прежде всего, о том, какое число избирателей придут в 2021 году с бюллетенями к симпатично украшенным урнам, и сколько — «проголосуют ногами», как беглецы в Сибирь при царском режиме. Чтобы привлечь внимание жителей края, в стенах парламента, конечно, как елка в Новый год, нужны интересные для среднего обывателя «разговоры по душам» по самым актуальным законопроектам, столкновение ярких мнений и личностей. И создавать это «действо» необходимо уже в 2020 году, что, разумеется, невозможно, без участия численно господствующей фракции.

Самое интересное, что среди парламентариев от «Единой России» нет недостатка, как в энергичных и лично обаятельных людях, так и в хороших ораторах. Например, умением «бить в точку», выражаться лаконично и не без юмора славится лидер фракции Юрий Борисовец. Но, поскольку дискуссии (а в комитетах ЗС они бывают), как правило, не «доживают» до пленарки, то молчит на пленарных заседаниях и сам Юрий Львович, и его партийные соратники, не чуждые цицероновскому искусству. Как, скажем, бывший депутат Госдумы Валерий Трапезников, вице-спикер Игорь Папков или председатель парламентского комитета по развитию инфраструктуры Виктор Плюснин. Ну, а когда нет столкновения позиций и запоминающегося словесного «действия» на пленарке, то избиратель теряет интерес к парламентским заседаниям, которые сейчас можно свободно смотреть в интернете.

Наверное, все-таки излишняя «гладкость» и «причесанность» сессий регионального заксобрания не во всем служит на пользу образу ЗС, который формируется в общественном мнении. Особенно, учитывая особенности российской культуры. Например, среди советских зрителей, согласно засекреченным в 1980-ые годы социологическим опросам, самым популярным киногероем был острый на слово и «ершистый» Остап Бендер, и только на втором оказался «правильный» во всем Павка Корчагин.

Язык — доведет до… рейтинга?

Кстати, у краевых парламентариев перед глазами есть пример Пермской городской Думы, где в плане фракций ситуация абсолютно зеркальна, — «Единая Россия» превосходит все остальные партии, вместе взятые, как армия Ксеркса войско спартанского царя Леонида в битве при Фермопилах. Но пермской гордуме не чужды острые обсуждения, и порой очень резкая критика решений чиновников мэрии, в том числе со стороны отдельных представителей фракции «Единая Россия», таких, как Александр Филиппов, Владимир Молоковских, или вице-спикер Дмитрий Малютин. В результате, согласно нашему ТОП-100, тот же Дмитрий Малютин, например, оказался на 26 месте. А склонный не обострять противоречия или слишком откровенно выражаться, спикер гордумы Юрий Уткин - лишь в седьмом десятке.

В Пермской городской Думе появились «сквозные» темы, горячо и энергично обсуждавшиеся на пленарках на протяжении всего 2019 года. Одна из них — пресловутая транспортная реформа. Здесь анализу со стороны депутатов (с требованием к мэрии дать необходимые разъяснения) подверглись фактически все нюансы — новая маршрутная схема, система учета потока пассажиров, состояние парка автобусов и трамваев, остановочных площадок и комплексов… Отметим, что на протяжении всего года градус противостояния нарастал, а риторика становилась все более жесткой. Если поначалу депутаты встречали инициативы мэрии с мягкой улыбкой и столь же мягкими просьбами навести порядок в концепции реформы и её экономическом обосновании, то постепенно просьбы переросли в требования и отказы принимать решения по инициативам администрации города.

На одной из пленарок Дмитрий Малютин и Сергей Богуславский представили фото- видео отчет о собственной поездке в городских автобусах. Для консервативной обстановки депутатских заседаний такой формат, столь же непривычен, как концерт металлистов в консерватории. Но парламентарии приняли его с благосклонностью и только увеличили температуру обсуждения. К концу года ряд депутатов городского парламента и вовсе в открытую заговорили о потере мэрией контроля за транспортной отраслью. Сейчас ситуация остается открытой и новые баталии еще впереди.

То же касается и другой остро обозначенной городскими думцами темы — не освоение вовремя миллиардных сумм, выделяемых (в том числе из региональной казны) на строительство и ремонт в Перми дорог, школ и детских садов, спортивных сооружений, капремонт жилья. Поводом для дискуссии и временами весьма резкой критики «достижений» чиновников мэрии, например, стало низкое освоение бюджетных инвестиций. По данным пермской КСП за девять месяцев 2019 года уточненный план капиталовложений был исполнен лишь на 28%. При этом, в пермской гордуме не только представители оппозиционных партий, но и «единороссы» неоднократно заявляли, что видят «реальные риски неисполнения проектов». В результате появилось предложение в адрес мэра Перми Дмитрия Самойлова — создать в администрации Перми специальное ведомство, которое будет «вести» инвестиционные программы муниципалитета.

Благодаря публичности, фактически любой пермяк, неравнодушный к актуальным темам, мог детально разобраться в них, и следить за развитием событий. Надо полагать, что в 2020 году тенденции к дискуссионности в пермской гордуме продолжатся, а избиратели смогут услышать и увидеть еще немало ярких выступлений, узнать, благодаря этому, в чем заключаются разные позиции депутатов. Зато депутатам Законодательного собрания, за исключением отдельных «промышленных генералов», позиции которых в своих избирательных округах незыблемы, наверное, стоит подумать, как изменить отношение к ЗС в массовом сознании, которое, по-видимому, уже воспринимает представительную власть Прикамья как некий орган «всегда «за».

Анатолий Москвин для Properm.ru