Posted 14 января 2020,, 03:01

Published 14 января 2020,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 14:09

Updated 2 марта 2023,, 14:09

Спорить или не спорить? Итоги и тенденции прикамского парламентаризма-2019

14 января 2020, 03:01
В 2019 году два основных центра парламентаризма региона Законодательное собрание края и Пермская городская дума продемонстрировали два разных стиля публичной политики. Заксобрание, в основном, смотрелось как молчаливый и коллективный «человек «да», гордума же все больше показывала открытость и дискуссионность обсуждаемых пермских проблем. Анатолий Москвин рассказывает про разные подходы к парламентской деятельности в Прикамье.

Одним из поводов для анализа стали позиции тех или иных парламентариев в рейтинге ТОП-100 наиболее влиятельных людей Прикамья и влияние аспекта публичности на позиции депутатов. Например спикер краевого Законодательного собрания Валерий Сухих занял в рейтинге восьмую позицию. Валерий Сухих, безусловно, профессионал, с точки зрения организации парламентского процесса и согласования различных позиций, обычно, еще накануне голосования. В общем, это и требуется от спикера в «техническом» плане. Политиком, и тем более участником острых дискуссий он быть не обязан. Однако именно этот профессионализм во многом определяет, «скучность» пленарных заседаний регионального парламента в нынешнем созыве, не исключая 2019 год.

«Безнадежная» бездебатность

Яркий пример одобрения без «проникновенных» дискуссий на пленарках Заксобрания неоднозначных политических решений — муниципальная реформа, проходившая в Пермском крае на протяжении всего 2019 года. Напомним, в ходе преобразований, по сути, ликвидируется поселковое местное самоуправление, упраздняются поселенческие администрации и советы депутатов, — те самые, о которых еще несколько лет назад говорилось, что это уровень власти, «максимально приближенный к жителям каждого города и деревни». К декабрю 2019 в Прикамье было создано почти 40 объединенных муниципалитетов — 26 городских и 13 муниципальных округов. В дореформенном состоянии остались лишь семь районов и около 70 сельских поселений.

На протяжении всего прошлого года во многих территориях жители заявляли о своем несогласии с политикой укрупнения, — в том числе жители крупных поселков Полазна, Яйва, Зюкайка. Однако голоса «протестантов» услышаны не были, несмотря на их количество — например, в Полазне с ее 13 тыс. жителей было собрано 5,5 тыс. подписей против вхождения в Добрянский городской округ. Притом федерация не понуждала Прикамье к укрупнению территорий — оно началось в 2018 году по инициативе губернатора Максима Решетникова. Казалось бы, именно в такой ситуации, совершенно равноправная, представительная ветвь краевой власти должна стать «площадкой» для широких дебатов, с участием приглашаемых общественников. Но, увы, этого не случилось — на пленарных заседаниях ЗС решения об укрупнении территорий принимались, по большей части, шаблонно и без обсуждений. Порой Заксобрание, как казалось, напоминало ЗАГС, автоматически штампующий «неравные браки».

О реформе из первых уст:

То же касается и другой остро обозначенной городскими думцами темы — не освоение вовремя миллиардных сумм, выделяемых (в том числе из региональной казны) на строительство и ремонт в Перми дорог, школ и детских садов, спортивных сооружений, капремонт жилья. Поводом для дискуссии и временами весьма резкой критики «достижений» чиновников мэрии, например, стало низкое освоение бюджетных инвестиций. По данным пермской КСП за девять месяцев 2019 года уточненный план капиталовложений был исполнен лишь на 28%. При этом, в пермской гордуме не только представители оппозиционных партий, но и «единороссы» неоднократно заявляли, что видят «реальные риски неисполнения проектов». В результате появилось предложение в адрес мэра Перми Дмитрия Самойлова — создать в администрации Перми специальное ведомство, которое будет «вести» инвестиционные программы муниципалитета.

Благодаря публичности, фактически любой пермяк, неравнодушный к актуальным темам, мог детально разобраться в них, и следить за развитием событий. Надо полагать, что в 2020 году тенденции к дискуссионности в пермской гордуме продолжатся, а избиратели смогут услышать и увидеть еще немало ярких выступлений, узнать, благодаря этому, в чем заключаются разные позиции депутатов. Зато депутатам Законодательного собрания, за исключением отдельных «промышленных генералов», позиции которых в своих избирательных округах незыблемы, наверное, стоит подумать, как изменить отношение к ЗС в массовом сознании, которое, по-видимому, уже воспринимает представительную власть Прикамья как некий орган «всегда «за».

Анатолий Москвин для Properm.ru

"