Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Итоги бюджетного года Прикамья. «Бумажный» дефицит, реальный профицит и 8% неисполнения Минфин Прикамья опубликовал предварительные итоги исполнения краевого бюджета-2019. Если судить по первым цифрам, закладывавшийся в начале года дефицит краевой казны оказался лукавством, осторожностью или очень удачным годом. Из 2019 года бюджет региона вышел со значительными излишками — 8,7 млрд рублей так и не израсходовали. Освоение же бюджета скатилось к 92% и это очень низкий показатель.

Итоги бюджетного года Прикамья. «Бумажный» дефицит, реальный профицит и 8% неисполнения

18 февраля 2020, 08:00

Итоги бюджетного года Прикамья. «Бумажный» дефицит, реальный профицит и 8% неисполнения
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Минфин Прикамья опубликовал предварительные итоги исполнения краевого бюджета-2019. Если судить по первым цифрам, закладывавшийся в начале года дефицит краевой казны оказался лукавством, осторожностью или очень удачным годом. Из 2019 года бюджет региона вышел со значительными излишками — 8,7 млрд рублей так и не израсходовали. Освоение же бюджета скатилось к 92% и это очень низкий показатель.

Несмотря на увеличение доходов, уже «традиционной» проблемой остается неполное освоение средств по государственным программам. Например, по итогам 2019 года программа «Пермский край – территория культуры» исполнена на 61%, «Градостроительная и жилищная политика» – 84%, «Спортивное Прикамье» и «Качественное здравоохранение» - 92%, «Социальная поддержка жителей Пермского края» - 93%, «Образование и молодежная политика» - 95%. В целом расходы бюджета-2019 исполнены на 91%.

«Секретные» показатели

По главным «отстающим» ситуация мало меняется год от года. Например, в заключении Контрольно-счетной палаты об исполнении бюджета края за 2018 год говорится: «В общем объеме неисполненных бюджетных назначений (7 млрд 982 млн рублей) наибольшая доля приходится на Министерство строительства и архитектуры Пермского края – (29,4% или 2 млрд 349 млн рублей), Министерство финансов– (16,5% или 1 млрд 313 млн рублей) и Министерство социального развития Пермского края – 14,4% или 1 млрд 147 млн. рублей».

Притом «из общего объема неисполненных остатков бюджетных средств наибольший объем остатков приходится на расходы по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности – 2 млрд 980 млн рублей. В пояснительной записке основными причинами низкого исполнения указаны: отсутствие проектно-сметной документации или длительных сроков ее подготовки; нарушение подрядными организациями сроков исполнения государственных контрактов, в том числе отставание от графика выполнения работ».

Если бы не знать, что документ написан год назад, можно было бы смело сказать что он относится и к году 2019-му. Картина практически не изменилась. Разве что остававшие отстали еще дальше. Даже объекты указывались все те же: театр, галерея, завод Шпагина и пр.
Кстати, как отмечают краевые ревизоры, в 2018 году, из 107 показателей госпрограмм Прикамья было достигнуто только достигнуто 87 (или 81 %), а в пределах 95-100% достигнуты лишь 10 показателей (или 9,35%). Нет никаких оснований полагать, что в 2019 году ситуация улучшилась (в официальной информации Минфина об этом ничего не говорится). Кроме того, информация о самих показателях зачастую едва ли не «засекречена»: «По 62 достигнутым показателям (64%) отчетность отсутствует в открытом доступе».

Еще один актуальный вопрос: насколько, в реальности, сбалансирован бюджет региона? Министр финансов Прикамья Елена Чугарина решительно заявляет, что «бюджет сохраняет свою сбалансированность». Удивляет тот факт, что бюджет Пермского края при том, что в целом он дефицитный - исполнен с профицитом 8,7 млрд рублей. 

В начале 2000-х годов в Заксобрании Пермского края не раз возникали споры об источниках «вечного профицита» в условиях сложной экономической ситуации. Тогда некоторые парламентарии высказывали предположения, что превышение доходов над расходами носит «рукотворный» характер, поскольку чиновники, составляя проект основного финансового закона, якобы нарочно считают ожидаемые доходы по самому скромному минимуму, ожидая, что на деле они окажутся заметно выше. Сейчас, конечно, вряд ли стоит говорить о «рукотворном» профиците, который всегда выгоден краевому правительству. 

Если же говорить об официальной точке зрения, то, по словам Елены Чугариной, «исполнение расходной части бюджета-2019 составило порядка 92%. Фактическое исполнение бюджета подтверждает, что дефицит, утвержденный в законе, «бумажный». На этапе исполнения ситуация иная – коррективы в исполнение бюджета вносят нерадивые подрядчики, которые иногда срывают сроки. Фактический профицит в 2019 году, в первую очередь, связан с дополнительными сверхплановыми доходами в объеме 6 млрд рублей, с экономией по итогам конкурсных процедур, отсутствием потребности в расходах заявительного характера». 

Спасибо инфляции? Или налоговикам?

А теперь о хорошем. Как сообщают в министерстве, всего в минувшем году в региональный бюджет из всех источников поступило 153 млрд рублей (это на 20% больше к 2018 году). Собственные доходы края составили 125 млрд рублей – это «перекрыло» показатель 2018 года на 14% или 15 млрд рублей. Первоначальный прогноз оказался превышенным на 5 млрд рублей. Вот как выглядел прогноз на прошедший год.

По мнению экспертов регионального Минфина, такой рост обеспечен поступлением основного доходного источника – налога на прибыль организаций. Он составил 60 млрд рублей (26% «плюсом» или 12 млрд рублей к сумме налогового сбора прошлого года). На 5,3% увеличился второй по «весу» источник дохода бюджета Прикамья - поступления по налогу на доходы физических лиц. Общая сумма сбора составила 32 млрд рублей – это 99,5% от плана. Не достижение стопроцентной планки, как объясняют чиновники, связано с тем, что в минувшем году многие налогоплательщики перешли с основной системы налогообложения на упрощенную (УСН). Поступления по УСН притом увеличились на 17%. 

"Тенденция увеличения плательщиков по УСН подтверждает правильность того, что в Пермском крае в большинстве территорий отменен единый налог на вмененный доход и налогоплательщики уже в 2019 году активно выбирали УСН", - утверждают в Минфине. 

Не последнюю роль в увеличении доходов краевого бюджета сыграла «подпитка» из федеральной казны. дополнительно к 2018 году регион получил почти 7 млрд рублей. Прежде всего, это связано со «стартом» национальных проектов. Помимо этого, за достижение показателей эффективности деятельности (KPI) региона по итогам 2018 года Пермский край получил грант в размере 1,2 млрд рублей.

В феврале краевые власти намерены дать депутатам Законодательного Собрания предложения, о том, на какие цели можно израсходовать «призовые» и оставшиеся от прошлого года деньги.


 
Анатолий Москвин для Properm.ru