Posted 15 мая 2020,, 10:03

Published 15 мая 2020,, 10:03

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

Сто дней от приказа. С каким багажом Дмитрий Махонин входит в выборную гонку?

15 мая 2020, 10:03
Олег Русских
В символическую дату «100 дней после назначения», Дмитрий Махонин начал свою предвыборную кампанию. Начал традиционно – эфиром на ГТРК и бесплатными тиражами газет в территориях. Опять же, в соответствии с предвыборной классикой, образ будущего кандидата подвергли первичной глазировке: «ученик был отличный да бойкий»; «учителя помнят»; «для друзей детства, по-прежнему, Дима; «любит рыбалку, грибы и малую родину». Все сказанное – правда, только интонирование чрезмерное, то самое, предвыборное, стиля «мед да патока». Ах да, конечно, врио пообещал достроить галерею, зоопарк и догнать Екатеринбург, что положено каждому новому пермскому губернатору.

Атмосферу в эфире ведущие Дмитрий Пантелеев и Юрий Филимонов профессионально создали легкую, непринужденную, несколько благодушную. И врио этой атмосфере вроде бы соответствовал, хотя, как казалось, изначально был настроен на немного другой стиль и темы для разговора. Но, вот вопрос, который возник при просмотре этого интересного эфира: а нужно ли сейчас именно такое, классическое начало выборной кампании? С чем Дмитрий Махонин подошел к моменту начала выборов? Что сейчас диктует ситуация, или что сам врио может диктовать ситуации? Попробуем разобраться.

Первые 50

Фактически руководство регионом сейчас для любого губернатора бьётся на две равные части: текущая деятельность и коронавирус. Для Дмитрия Махонина такое деление произошло еще и по времени: 50/50. Когда он заступал в должность, формулировали несколько основных проблем с которыми руководителю Прикамья придется работать в первую очередь: налаживание механизмов внутренней политики и PR, проблемы краевой столицы, строительный блок и инфраструктурные проекты, управленческий блок, здравоохранение.

Подвижки начинались по всем пунктам. В разделе внутренней политики и PR почти все ключевые люди заняли должности и, судя по результатам, демонстрируют нужную эффективность. К решению проблем Перми вроде бы начали подходить: на пост первого заместителя главы Перми пришел Сергей Касаткин, о котором сразу заговорили как о будущем мэре. Но увы, из первого месяца работы Сергей Касаткин три недели провел в больнице (совсем не коронавирус, но не легче), а потом и вовсе вынужден был покинуть должность. Соответственно, радикальное реформирование городской администрации сдвигается, причем пока на неопределённый срок, остаются точечные действия, вроде назначения Дмитрия Андреева на должность начальника управления по экологии.

Что же касается остальных направлений, то там к настоящему моменту заменили одиозные фигуры предыдущей команды и опять же точечно приостановили или провели ревизию некоторых проектов. Когда в середине марта мы записывали программное интервью с Дмитрием Махониным, из слов врио губернатора можно было сделать прогноз, что первичная перестройка системы под нового руководителя продлится примерно до середины лета. Но в конце марта пришел коронавирус. И большинство начатых процессов зависли.

Вторые 50

Пришедшая в Россию пандемия, а точнее политика федеральных властей по борьбе с ней, поставила губернаторов в уникальную по своей сложности позицию, но при этом предложила политические возможности и шансы.

Если не вдаваться в многочисленные нюансы развития и функционирования нашей государственной политической системы, то положение региональных руководителей можно свети к одной фразе: на них возложили всю ответственность за борьбу с эпидемией, но не дали новых полномочий. При этом единственной руководящей и направляющей линией служат телевизионные обращения Владимира Путина. Соответствующие департаменты в столице теперь не помощники, а расходящиеся иной раз на 180 градусов позиции федеральных ведомств способны только усилить головную боль.

Последний пример: разразившаяся на днях практически в прямом эфире практически ссора министерств просвещения, образования и Рособрнадзора по датам и методике проведения ЕГЭ. Ссора, кстати, так и не завершилась принятием конкретных решений, оставив сотни тысяч родителей и выпускников в состоянии неопределенности и истерики. А в каком хм… недоумении по этому поводу находятся профильные региональные чиновники и представить сложно. Отвечать-то и исполнять им. А за что отвечать и что исполнять? Неизвестно. В общем, коридор возможностей для губернаторов не расширили, но предложили выкручиваться самим.
Губернаторы выкручиваются. И ситуация уже дает очень интересный политический эффект. По данным телефонного опроса Левада-центра в апреле 2020 года, деятельность каждого конкретного губернатора в стране одобряют больше опрошенных, чем деятельность президента. Вот цифры: деятельность президента одобряют — 59%, председателя правительства — 46%, губернатора области/края — 61%. Отметим, в марте показатели одобрения губернатора тоже были выше президентских, хотя методика опросов была другая. Это феномен «ползучей федерализации», как назвала его политолог Екатерина Шульман? Или новый формат госуправления, когда губернаторы становятся непосредственными «руками» президента, как это сформулировал Марат Баширов?

Как бы то ни было, но борьба с коронавирусом и последствиями уже стала краеугольным камнем губернаторских политик и их политических рейтингов. И вот здесь-то, у Дмитрия Махонина все тьфу-тьфу, относительно благополучно. Распространение болезни под контролем, мощности на случай вспышки готовы, количество заражающихся стабильно и (еще раз постучу по дереву на всякий случай) откровенно невелико. Кроме того, оперативный штаб сумел самый сложный период изоляционных мероприятий провести, в целом, без раздражающих перегибов. Конечно, без бюрократических глупостей, типа маникюрно-педикюрной эпопеи не обошлось, но никто ведь и не ждал идеала. Система здравоохранения оказалась в еще худшем состоянии, чем ожидалось, чему примером статистика заражений врачей и появление очагов в больницах. Но опять же, вроде справляются и с этим. В общем, по этому поводу можно пробовать проявить острожный оптимизм.

И вы знаете, если этот осторожный оптимизм оправдается и регион без потрясений будет выходить из противоэпидемического состояния, политический победитель коронавируса в Прикамье будет только один. Мы говорили о том, что политический ландшафт края сильно изменился в апреле, различные политические персоны как бы ушли из повестки в тень. Процесс продолжается. Обратите внимание, никого из ключевых персон политики и влияния региона сейчас публично нет рядом с Дмитрием Махониным. И с другой стороны, никто из крупных политических акторов не заявляет публично о поддержке и партнерстве. Помните наши традиционные: «Я в команде губернатора…», «выполняя поручения губернатора...»? Где это все?

Если тактика пермских политиков определялась их острожной и выжидательной позицией, то и политических дивидендов теперь не будет. На банановой кожуре пока никто не поскользнулся.

Если попробовать подводить итоги 100 дней Дмитрия Махонина, то получится занятная ситуация. С одной стороны, начатый, но вынужденно зависший процесс решения первоочередных проблем региона, формирования команды и определения стратегических приоритетов. Причем вводные экономической, политической и социальной ситуации меняются постоянно и конкретно формулировать сейчас приоритеты типа «построим за полгода» может оказаться чревато. Грубо говоря, с обещаниями сейчас надо бы поосторожней.

С другой стороны, есть вполне успешно развивающийся процесс борьбы с эпидемией (третий раз постучу по дереву), в котором роль губернатора понятна избирателю. При отсутствии форс-мажора и грамотном подходе, это само по себе делает Дмитрия Махонина однозначным фаворитом выборной гонки даже без иных странных российских предвыборных выкрутасов, вынужденных политических союзов и прочих тонкостей.

Так что может быть излишняя предвыборная сладость врио губернатору сейчас и не нужна. Брутальности вполне достаточно.

"