Posted 30 июня 2020,, 06:10

Published 30 июня 2020,, 06:10

Modified 2 марта 2023,, 16:07

Updated 2 марта 2023,, 16:07

«Нам надо менять подходы в «социалке». Вероника Куликова о выборах, настроениях и социальной политике

«Нам надо менять подходы в «социалке». Вероника Куликова о выборах, настроениях и социальной политике

30 июня 2020, 06:10
Олег Русских
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
За последние недели «Справедливая Россия» стала одним из основных драйверов политических новостей в крае. Неожиданный предвыборный альянс партии с Александром Репиным и голосование в Пермской городской думе за льготы по оплате парковок для многодетных семей обсуждались не меньше, чем эпидемическая ситуация. О настроениях в обществе перед выборами, ситуации в социальной сфере в регионе, журналист Properm.ru поговорил с лидером регионального отделения Вероникой Куликовой.

— Как вы оцениваете политические настроения в крае?
— Изменений в лучшую сторону, увы, не наблюдаю. Недовольство жителей Прикамья продолжает расти.
— В отношении к власти в целом?
— Да. Люди не видят сдвигов в решении тех проблем, которые копились годами. Например, не остановлена и не пересмотрена муниципальная реформа. Все объединительные процессы, которые были запущены губернатором Максимом Решетниковым, продолжаются.
Проведенная в этих территориях «оптимизация» оставила без работы тысячи сотрудников бюджетной сферы, в том числе образования, здравоохранения, культуры.
При этом, если на начальной стадии реформы людям хотя бы что-то объясняли: выезжали представители администрации, собирали общественные сходы, отвечали на вопросы, то сегодня идут сигналы с мест о том, что люди не понимают, что происходит, не могут достучаться до властей.

«Власти не повернулись лицом к людям»

— Может быть дело в обстоятельствах? Три месяца изоляционного режима, усилия региональной власти сосредоточены на организации борьбы с эпидемией. Плюс понятное снижение уровня контактов и связей из-за изоляции, я уж не говорю про сходы. Вам не кажется, что изменения затормозились по объективным причинам?
— Но ведь сходы не единственный способ общения с людьми. У нас вообще никакой информационно-разъяснительной работы не велось, например, через СМИ. А ведь вы знаете, насколько выросла потребность и желание получать информацию в последние месяцы. И эту информацию люди готовы были воспринимать, ждали ее. Президент перешел практически на режим прямых регулярных обращений. А вот местные и региональные власти нет.
Что еще мы заметили? Президент воспринимается единственным человеком, который принимает решения о поддержке простых людей. А вот со стороны местных и региональных властей не последовало, по сути, ни одной серьезной меры поддержки домохозяйств. Практически все озвученные за это время меры касались бизнеса, преимущественно крупного. Но если мы не поддержим домохозяйства, не сохраним уровень их платежеспособности, то все меры поддержки бизнеса окажутся бессмысленными, растворятся. Покупать товары и услуги будет не на что. Так вот, от местных и региональных властей пермяки поддержки практически не увидели.
И еще один важнейший, на мой взгляд, фактор. Не произошло разворота местной власти к людям. Пример: сейчас популярно онлайн общение чиновников с жителями территорий в инстаграме и главы местных администраций тоже это делают. Но цель этого общения многие понимают своеобразно. Так на вопрос: «Где взять питьевую воду, если власти в очередной не решают проблему водопровода», чиновник отвечает: «В магазине». Чванливое, надменное отношение (по нашей информации, речь идет об ответе главы Суксуна — Properm.ru). Поверьте, главы очень четко чувствуют политическую конъюнктуру. И если они считают сейчас возможным вести себя подобным образом…
— А сверху их не одергивают…
— То они считают, что ведут себя правильно. Мне кажется очень важным, что во время беды, режима самоизоляции не произошло даже смены манеры общения местных чиновников с людьми. Логично, что в такой ситуации уровень доверия к власти будет снижаться, а недовольство расти.

Явку на выборах повысит реальная конкуренция

— Будет ли на осенних выборах больше протестного голосования, вырастет ли явка?

— Если будет конкуренция, явка будет выше. В территориях есть, как мне кажется, потребность в альтернативной повестке. Если использовать термин «протестные настроения», то это хороший здоровый «протест», вызванный желанием показать и исправить недочеты действующей власти. И те кандидаты (на выборах любого уровня), которые смогут показать альтернативу, могут получить поддержку людей. Если конкуренцию административными механизмами сведут на нет, мы получим низкую явку.
— Союз «Справедливой России» с Александром Репиным для этого?
— Мы всегда говорили о том, что партия открыта для диалога и сотрудничества со всеми конструктивными политическими и общественными силами и лидерами общественного мнения. Если люди предлагают альтернативный и при этом близкий к нашей идеологии взгляд на развитие Прикамья, мы готовы сотрудничать. Это как раз тот самый пример. Александр Репин пришел в партию и сказал: «У меня есть видение того, как должен развиваться край». Когда я слушала Александра Анатольевича и его предложения, мне показалось, что у человека есть и желание, и необходимый опыт для того, чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию в лучшую сторону. Например, мы сходимся во мнении, что деньги в крае есть, но важно грамотно, по-хозяйски ими распоряжаться. Есть общее понимание, что люди в Прикамье могут и должны жить лучше.
— Вы увидели друг в друге потенциал?
— Да. И общее желание изменить ситуацию в крае, предложить людям альтернативные варианты той системе, которая сейчас существует. Ведь если говорить об административной модели, которую выстроил Максим Решетников, то вряд ли ее можно назвать ориентированной на человека. И на сегодняшний день ничего не поменялось. Подходы не изменились, поворот лицом к людям, к социальной политике — не произошел.
Если вернуться к партии, то я неоднократно говорила, что в 2021 году региональное отделение «Справедливой России» планирует заявить мощную команду на выборах всех уровней. Мы к этому идем.
— Вы получили волну слухов и сплетен в телеграм-каналах и сетевых пабликах.
— Пользуясь известной цитатой скажу: «Если нас критикуют, значит, мы идем в правильном направлении». Значит, не только мы сами, но и оппоненты видят в нас потенциал. А сплетни распускают те, кому нечего сказать по существу.
— Давайте вернемся к осенним выборам. Я правильно понял, что кандидаты от «Справедливой России» будут не только на выборах губернатора?
— Мы будем принимать участие во всех округах, где пройдут довыборы депутатов Законодательного собрания. По округу №2 кандидат выдвинут, там, вы знаете, выборы приостановили из-за режима самоизоляции. По округам №13 и №17 кандидаты будут, и это будут не «технические» кандидаты. Сейчас идет процедура согласования с президиумом центрального совета партии, мы назовем фамилии по итогу. Что же касается муниципальных выборов, скажу так. Когда люди видят, что партия настроена серьезно, видят реальную команду, то они готовы присоединяться. Мы чувствуем это.

Социальную политику в регионе и Перми надо кардинально менять

— Ваша инициатива о льготе для многодетных по отмене платы за парковку не набрала нужного количества голосов. Почему так получилось?

— Да, это так. Прежде чем говорить про причины, хочу поблагодарить коллег, которым из-за неконструктивной позиции руководителя комитета по городскому хозяйству пришлось разбираться в сути поправки и механизме ее работы прямо с колес, перед и во время пленарного заседания. Тем не менее, многие коллеги вникли, поняли и поддержали проект решения, однако для принятия положительного решения не хватило совсем немного голосов. Что же касается позиции мэрии и руководителя профильного комитета, Вячеслава Григорьева, возглавляющего «Единую Россию» в крае — ну что же, сиюминутная конъюнктура для них оказались важнее, чем реальная поддержка людей.
— Правильную инициативу выдвинула «неправильная» политическая сила? В этом причина?
— Да, я считаю, что с их стороны это политическое решение. А иначе, зачем было полтора года обсуждать, проводить совещания с главой и профильными руководителями администрации города, готовить механизм реализации? Мы же согласовали все нюансы, получили согласие и личные гарантии Дмитрия Самойлова. Инициатива должна была быть вынесена на комитеты и пленарное заседание городской думы полностью готовой к реализации. Но… глава города в очередной раз не сдержал слова, и Вячеслав Григорьев его в этом поддержал. Жаль. Эта небольшая мера поддержки могла стать серьезным шагом к изменению городской социальной политики.
— Вы считаете, что городскую социальную политику надо переписывать?
— Конечно. Для меня удивительно, когда заместитель председателя городской думы Алексей Грибанов говорит, что у нас много мер поддержки многодетных. Очень бы хотелось, чтобы Алексей Анатольевич встретился с многодетными и узнал, как их отсекают бюрократические фильтры от этих льгот. Достались шесть соток от деда? Все, на участок не претендуете. Ребенок когда-то был прописан у бабушки? Под улучшение жилищных условий не попадаете. На бумаге меры есть — по факту издевательство.
Что такое 50 млн рублей в год, выделенные на альтернативные выплаты взамен земельных участков, положенных многодетным? Какое это достижение? Этой суммы хватит лишь на 200 семей из 7 тыс., стоящих в очереди! Зато на подсветку 80 фасадов на одной улице Перми выделяется почти 800 млн. Не смешно?! Или вот мэру захотелось, чтобы вендинговые автоматы по продаже воды были не синенькие, а с планочками, и вот, уже готовы из бюджета выделять деньги на эту прихоть. У нас нет более важных задач? Почему у нас в городе находят деньги на «хотелки» и «украшательство», а на людей — денег нет?!
— На чем надо сосредоточиться на ваш взгляд?
— Мы который год видим ухудшение демографической ситуации, отток молодежи, острую проблему с занятостью населения — вот первоочередные задачи. Нужны программы, долговременные, стратегические. А у нас профильный заместитель главы города, судя по СМИ и активности, большую часть времени занимается транспортом. И, видимо, на социальную политику времени не остается совсем (вице-мэр Перми Людмила Гаджиева курирует и социальную политику и транспортную сферу — Properm.ru).

Давайте приведу еще один пример. Это история с предложенными мерами поддержки «детей войны». Уже который год мы пытаемся добиться хотя бы единовременных ежегодных выплат для этих людей. И для Прикамья это очень актуально. Наши власти, особенно в юбилейные годы, очень любят показывать на различных выставках, посвященных военной тематике, фотографию маленького мальчика, работающего на фрезерном станке. И таких детей в нашем крае было много. Они не были трудоустроены, работали без трудовых книжек. Многие из них остались в войну без родителей. Во многих регионах России приняты законы, поддерживающие «детей войны». Там, где бюджеты не позволяют брать на себя долговременную нагрузку, величину ежегодных выплат регулируют указами губернатора, в зависимости от экономической ситуации. Так сделано, например, во Владимирской области, чей закон мы взяли за основу.
— То есть небогатая Владимирская область может себе такое позволить?
— Да, а экономически более крепкий Пермский край — нет. Причем отрицательное заключение на законопроект дал социальный блок администрации губернатора, регионального правительства. Согласитесь, удивительная позиция администраторов социальной сферы. Они не добиваются увеличения финансирования своего направления, а наоборот, обосновывают «ненужность» установления в регионе тех или иных социальных выплат. В итоге региону в социальной сфере — нечем гордится. У меня ощущение, что у чиновников, которые занимаются социальной политикой в крае, одна миссия — дать меньше денег, как они считают, «попрошайкам».
Итого, две социальные инициативы, которые отклонили за эти полгода: региональная — по «детям войны» и городская — по отмене платы за парковку для многодетных. И на этом разговор об уровне и перспективах социальной поддержки в Прикамье, можно заканчивать.

"