Posted 6 октября 2020,, 05:49

Published 6 октября 2020,, 05:49

Modified 2 марта 2023,, 14:45

Updated 2 марта 2023,, 14:45

Смена кадров. Правительство края и мэрию Перми ожидают реформы?

6 октября 2020, 05:49
Олег Русских
Настроение пермских элит последнее время, пожалуй, можно сравнить с настроением пассажиров и экипажей в аэропорту, где постоянно откладываются рейсы. Понимание объективности задержек, раздражение, надежда, апатия, всплеск энергии – и так по кругу. Работа не клеится, спать надоело - вы в курсе, как это бывает. В нашем случае состояние усугубляется. Не все знают, в каком именно направлении они дальше полетят, и полетят ли вообще. Кто войдет в экипажи, а кто нет. Полгода обстоятельства препятствуют сформулировать «полетное задание» для Прикамья.

Между тем, многие застарелые проблемы, которые вырисовывались перед регионом еще на момент прихода Дмитрия Махонина за прошедшие месяцы скорее усугубились, чем решились (хотя и решение по многим нашлись). При этом окончание выборов означает для новых губернаторов переход от «льготного» режима в обычный, с точки зрения федерального центра. Так что, если проводить кадровую реформу в краевом правительстве и мэрии Перми, то сейчас.

С премьером?

Система управления регионом, структура правительства, кадровый состав — вот, пожалуй, три ключевых вопроса, ответа на которые многие ждут. И первый из них: «Будет ли у нас правительство с премьером или губернатор продолжит совмещать должности?». Напомним, при Викторе Басаргине совмещения не было, губернатор формально не возглавлял исполнительную власть региона. Большую часть того периода председателем правительства работал Геннадий Тушнолобов. Но при этом формат взаимодействия был такой, что некоторые чиновники внутри правительства, пользуясь полной поддержкой губернатора, могли себе позволить игнорировать распоряжения премьера.

Максим Решетников предпочел другой вариант — лично возглавить правительство. В Прикамье его стиль — ручное управление. Не столько планирование — сколько импровизация, сведения принятия любых решений к одному человеку, стратегия «короткого рывка». При нем большинство министров и вице-премьеров (кроме отдельных исключений) рассматривались не как руководители, а как менеджеры среднего звена, чья обязанность чётко и в срок выполнить прямые распоряжения руководителя.

Оба варианта имеют право на существование. Первый предполагает большую самостоятельность исполнительной власти и сосредоточение главы региона на вопросах стратегии и политики. При этом он позволяет губернатору оставаться «над схваткой» при неизбежных конфликтах. Во второй схеме глава региона лично включается не только в стратегические, но и в технические процессы. Легче заметить мелкие, но важные детали, выше персональная ответственность за конкретные решения. В интервью и статьях Дмитрий Махонин неоднократно говорил, что для его стиля управления важны делегирование полномочий и личная инициатива топов: «Любой министр и, тем более, глава города — это менеджер высшего звена, который должен брать ответственность и принимать решения».

По нашей информации вариант «самостоятельного правительства с премьером», как минимум, рассматривался.


Раз министр, два министр…

Следующий по важности — вопрос кадрового состава и структуры правительства. Изменения последних месяцев никак нельзя назвать косметическими, но и переформатированием кабинета министров это не было. Ключевых назначений, по большому счету, два. Елена Анисимова еще в феврале 2020 года возглавила аппарат правительства. Должность сложная, работа тонкая, не столько техническая, сколько политическая. До краевого правительства госпожа Анисимова 9 лет работала на аналогичной должности в администрации Перми, где вполне успешно срабатывалась с разными главами администрации и руководителями думы. Судя по всему, это у нее получается и сейчас.

Георгий Невоструев возглавил инфраструктурный блок правительства два месяца назад. Его участие в открытой дискуссии о градостроительной политике в Перми с участием девелоперов. представителей строительной отрасли, которая прошла в минувшие выходные в рамках «Ярмарки недвижимости» можно считать первым публичным выступлением. Вице-премьер высказывался довольно осторожно, заявил о намерении совместно работать со строительным сообществом и продолжать обсуждать резонансный «социальный платеж» строителей. Отметим, первый заместитель председателя правительства пока находится в ранге и.о.

Сейчас в руководстве исполнительной властью края в статусе исполняющих обязанности еще восемь министров. При этом, давайте говорить откровенно, в краевом правительстве есть ведомства, которые можно назвать недееспособными. И таких ведомств достаточно. В некоторых кадровые изменения сильно перезрели.

Все понимают, что с большой вероятностью должности оставят немногие оставшиеся представители команды Максима Решетникова, плюс те, кто по мнению губернатора не прошел этот 8-месячный своеобразный испытательный срок. Если же у правительства появится новый председатель, то и у него будут собственные пожелания по кадрам. Так или иначе, ожидаемое обновление кабинета министров Пермского края — от 50%.

Пермь как большая проблема

За прошедшие с момента назначения Дмитрия Махонина 8 месяцев, краевая столица умудрилась из просто проблемы вырасти в проблему большую. Со сменой первого руководителя региона стиль работы мэрии и не подумал измениться. В Перми мысли и указания Максима Решетникова выполняли дословно, рьяно и без разумного анализа и продолжили выполнять даже после. При этом по ряду вопросов руководство города и вовсе как будто самоустранилось. Например, вопрос политики в отношении НТО пришлось решать на краевом уровне.
За период весенней эпидемии пермяки не увидели от администрации реальных предложений и действий по помощи. Безусловно, практика хм… скупости характерна и для федералов, и для регионального правительства, но там предлагались хоть какие-то меры. В Перми сложно припомнить инициативы власти.

Транспортная реформа за последние месяцы явно выходит за рамки просто концептуальной дискуссии и перерастает в социальную проблему. Неуклюжие действия администрации пробили брешь в городском бюджете. Предлагаемые же меры по затыканию финансовой дыры грозят полить огонь бензинчиком. Уже сейчас раздражение и недовольство жителей свердловского района настолько велико, что их вопросы приходится даже обсуждать отдельно. А если мэрия от демонстрации картинок перейдет к плану реализации следующего этапа сокращения маршрутов это станет социальной и политической проблемой. К поиску решений подключили замминистра транспорта Александра Клебанова. Это свидетельствует о понимании краевых властей, что администрация города не справляется.

Не видно стратегических решений по тяжелейшей проблеме города — сетям и городской инфраструктуре. После «Карамели» ввели в действие отдельный протокол, по которому оценивая готовность домов к отопительному сезону, осматривают еще и точку входа сетей в дом. Это хорошо, но это никак не приближает город ни к решению проблем с бесхозными сетями, ни емкости канализации и еще десятка.

Добавим, что именно неповоротливая позиция мэрия способствовала перерастанию конфликта с Александром Репиным из бизнес-сферы в политическую, со всеми последствиями, включая зависшую проблему школы и детсадов в микрорайоне Красные казармы. А уж «умение» мэрии генерировать скандалы в довольно простых ситуациях (например, последний случай с увольнением директора гимназии №17 Элеоноры Падей) можно смело вносить в учебники.
Надо признать, что система управления Пермью нуждается в серьезном реформировании. И речь идет не только о точечных кадровых решениях на уровне департаментов и управлений. Речь идет и об изменении стиля управления, и как следствие — большой перестройке команды.

Почему эти изменения нужно производить сейчас? Потому что следующий удобный момент наступит только после выборного цикла 2021 года. И с социально-экономической и с политической точки зрения 2021 год будет тяжелее нынешнего, даже если от эпидемии ковида останутся только последствия. Оставлять исполнительную систему края в нестабильном состоянии, в каком она сейчас находится — значит серьезно снижать ее работоспособность. А если учесть, что весь следующий год в состоянии турбулентности будут находиться и представительские органы власти, то при таком двойном сочетании и экономические, и политические (и социальные) риски резко увеличиваются. Поэтому и о формировании команды, и о правилах игры надо объявлять в ближайшее время.

"