Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
95950 +451
Умерли
5733 +25
Привито V2
607134 +1175
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
Аполитично рассуждаем, честное слово. Почему выборы пока не интересны пермякам и СМИ За полтора месяца до дня голосования политологи, эксперты, участники выборных кампаний всех уровней почуяли неладное. После выдвижения штабы временно вышли из угара, оглянулись и поняли, что общественный интерес и интерес СМИ к выборам, мягко говоря, невысоки. Кое-кто даже поспешил обвинить в этом медиа. Можем только пожать плечами, потому что: а) вас предупреждали, б) медиа идут за событиями и интересами аудитории.

Аполитично рассуждаем, честное слово. Почему выборы пока не интересны пермякам и СМИ

30 июля 2021, 07:20
Колонка

Аполитично рассуждаем, честное слово. Почему выборы пока не интересны пермякам и СМИ
Фото: Properm.ru
За полтора месяца до дня голосования политологи, эксперты, участники выборных кампаний всех уровней почуяли неладное. После выдвижения штабы временно вышли из угара, оглянулись и поняли, что общественный интерес и интерес СМИ к выборам, мягко говоря, невысоки. Кое-кто даже поспешил обвинить в этом медиа. Можем только пожать плечами, потому что: а) вас предупреждали, б) медиа идут за событиями и интересами аудитории.

Общественный интерес к региональным выборам невысок, отметил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в комментарии федеральному «Коммерсанту». Движение «Голос» в мониторинге пермских СМИ удивленно, и кажется немного возмущенно констатирует: «Большинство пермских общественно-политических СМИ пока остаются совершенно «аполитичными», по сути, игнорируя освещение главного политического события года и не соответствуя той функции по информированию граждан, которую на СМИ возлагает общество». Ну да, это так. А что вас, собственно, удивляет?

Ровно год назад журналист Properm.ru анализировал явку избирателей на выборах за 17 лет в Прикамье. Итоги показали, что с каждым циклом пермских избирателей все меньше интересуют выборы в целом. Особенно, депутатов и региональных руководителей. Тогда прогноз явки на губернаторские выборы осени 2020 года в Пермском крае обозначался в районе 37% от общего числа избирателей. Оказалось 35,74% по краю — хуже прогноза, а в Перми 28,6% — антирекорд. Избиратели краевой столицы за последние 30 лет никогда столь пассивно не относились к голосованию. И посмотрите на график: общий тренд свидетельствует, что интерес к нынешним выборам вероятно может быть еще ниже, явка меньше (хотя куда уж меньше).

Сделали ли участники кампании что-то, что повысило бы интерес общества (и СМИ) к выборам у нас в Пермском крае? Можно констатировать: на данный момент, увы, нет. Публично-партийное поле выровнено и заасфальтировано. Избирательные списки партийных отделений за исключением отдельных ожидаемых «тяжеловесов» может быть и принесли сюрпризы непосредственным участникам кампании, но не обществу и СМИ.

Что нам с того, что политик X вместо партии Y теперь баллотируется от партии Z? Эксперты могут впасть в ажитацию, перебирать старые местные конфликты, и даже, искать спецоперации и хитрые многоходовки. Но поскольку не только журналисты, но и обычный обыватель понимают (ощущают), что сегодня единая партия власти — это вся большая думская четверка, то и на метания кандидатов взирает с понятной снисходительностью: «Ищут, где глубже». Свежести это не добавляет, интерес не повышает.

Публичное политическое поле региона за прошедший год, в целом, остается бесплодным. Ни в плане идей, ни в плане новых образов или стилей общения к настоящему моменту избирателю не предложили ничего нового. Редкие «новички» не поражают креативом и свежестью.

Законодательство не позволяет привести конкретные примеры и вам придется поверить на слово. Большинство информационно-агитационных продуктов первой части кампании 2021 года это не призывы или идеи, а утверждения типа «земля круглая», «небо голубое». Позволю себе предположить: многие партии и отдельные политики сознательно избегают актуальных тем в общении с избирателями.
— Как вы относитесь к вакцинации, товарищ политик?
— А давайте я вам лучше двор благоустрою.

— Что делать с тарифами на ЖКУ?

— Лавочки поставим вон там. И урны…

Конечно, благоустройство у нас это нестареющий предвыборный культ. Но кажется, это уже карго-культ. Навскидку, темы обращений избирателей одной из партий: четыре пункта из топ-5 — деньги. Работа, высокие тарифы, маленькие соцвыплаты, высокие цены. Ну и ковид с вакцинацией. Так может про это, а не про лавочки? В общем, простите товарищи политики, но за редкими исключениями мы не видим ни свежих лиц, ни свежих слов.

Безусловно, переносить 100% проблем исключительно на партии или отдельных политиков неправильно. Они часто делают то, что позволяет коридор возможностей. А он не расширяется. В 2020 году в разгар ковидной эпидемии выросли рейтинги доверия губернаторам, но общий тренд разочарования в политических институтах это не изменило. Особенно это касается законодательной ветви власти. Избиратель понимает насколько в реальности невелики возможности парламентариев всех уровней.

Есть и еще группа факторов. Комплекс выборного (и смежного) правового регулирования и правоприменения в текущем виде сковывает и политиков, и СМИ. Дополнительный эффект добавляют ковидные ограничения вместе со свежими ограничительными новациями для пропаганды в интернете. Массовый офлайн для кандидатов практически закрыт, онлайн теперь тоже жестко регулируется. И куда бедному политику податься? Действующий депутат, пользуясь послаблениями для «стариков», находит выход, начинающим политикам много сложнее.

Еще деталь. В Перми в этом году выборы сразу трех уровней: Госдума, краевое Законодательное собрание, Пермская городская дума. Всего в выборах в крае участвует, внимание, 1628 кандидатов. Фантастический массив информации, которая вроде и структурирована, но не для юзера. И главное, не дает никакого представления, чем кандидат X отличается от кандидата Y и его 1627 коллег. Заниматься упорядочиванием и анализом этого хаоса в ограниченные сроки кампании и при действующих ограничениях СМИ, если честно, нет никакого смысла.

В конечном итоге, весь комплекс перечисленных факторов плюс традиционные: лето, дачи, предопределенность — стимулируют аполитичность. В обществе есть спрос на перемены, но те выборы, которые проходят сейчас, не могут удовлетворить этот спрос.
Год назад представлялось, что в оптимистичном варианте, выборы 2021 станут перезагрузкой региональной политической системы. Что интернет-технологии позволят зайти в выборы с ресурсами, много меньшими, чем раньше и претендовать на победу. Что на региональных выборах мы увидим многочисленных самовыдвиженцев с разными платформами, возрастом и опытом, которые будут сочетать новые технологии с традиционными. Оптимистичный сценарий не реализовался.

И пока самым вероятным прогнозом на голосование-2021 в Пермском крае остается вариант при котором за рамками внешней скуки и невнятности выборных кампаний останутся 60–65% пермских избирателей.


Оцените материал
6 2 9 45