Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
95950 +451
Умерли
5733 +25
Привито V2
607134 +1175
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
«Нет денег — нет шоу»? Эксперты оценили агитационные кампании в Прикамье Главным впечатлением от выборной кампании 2021 в Прикамье до середины августа было некоторое ощущение несвежести. Мало новых лиц, практически не было свежих идей, слоганы и программные заявления как будто скопировали из программ 10-летней давности. Последние недели несколько поправили картину. Партии и кандидаты вложились в последний рывок. Борьба из соцсетей переместилась на «землю». Журналист Properm.ru Олег Русских попросил экспертов проанализировать агитационные усилия кандидатов и партий.

«Нет денег — нет шоу»? Эксперты оценили агитационные кампании в Прикамье

14 сентября 2021, 14:31

«Нет денег — нет шоу»? Эксперты оценили агитационные кампании в Прикамье
Фото: Properm.ru
Главным впечатлением от выборной кампании 2021 в Прикамье до середины августа было некоторое ощущение несвежести. Мало новых лиц, практически не было свежих идей, слоганы и программные заявления как будто скопировали из программ 10-летней давности. Последние недели несколько поправили картину. Партии и кандидаты вложились в последний рывок. Борьба из соцсетей переместилась на «землю». Журналист Properm.ru Олег Русских попросил экспертов проанализировать агитационные усилия кандидатов и партий.

«Голосуйте за Ватиуса — за него голосуют все, кто бьёт своих жён!» Этот лозунг древнеримских местных выборов археологи нашли в Помпее, доказав, что черный пиар на выборах жив столько же, сколько сами избирательные кампании. Выборные кампании в России в 90-е и в первое десятилетие 2000-х подтверждали тезис. Они часто одаривали нас яркими слоганами или образами, которые не только фиксировали политическую реальность, но и оставались в памяти. Многие до сих пор помнят предвыборные образы генерала Лебедя, ролики партии «Родина» на грани провокации. Слоганы «Мы за бедных, мы за русских» или «Борис Грызлов грызет козлов» и вовсе «ушли в народ». Однако выборы 2021 года вполне могут войти в историю, как одни из самых спокойных в стране и Прикамье.

Мы попросили экспертов оценить утверждение о нынешней выборной кампании как о скучной и тихой за последнее десятилетие, назвать самые яркие агитационные кампании Прикамья и запоминающиеся слоганы. Наши эксперты с разных позиций смотрят на выборы, поэтому и оценки мы видим разные.

«Скучно, формально», но с большой тщательностью»

По мнению политконсультанта Алексея Чусовитина нынешние выборы никак нельзя назвать скучными и тихими. Отметим, что господин Чусовитин принимает активное участие в избирательной кампании и его точка зрения — взгляд изнутри. «Кампания очень конкурентная и непредсказуемая — считает эксперт. — Даже сейчас непонятно, сколько партий пройдет в Государственную Думу, в Законодательное собрание Пермского края или в городскую думу Перми».

Похожая точка зрения у политолога Виталия Ковина: «Я бы не назвал эту кампанию скучной и тихой. Так говорят, видимо, имея ввиду отсутствие каких-то межэлитных скандалов и интриг, которые были на прошлых выборах. Но по большому счету, именно такими выборы и должны быть. Это должна быть достаточно спокойная процедура, где встречаются кандидаты и избиратели и никто им в этом не мешает».

Виталия Ковин:

— Настоящая интрига выборов должна быть не в подковерных играх, а в неопределенности результата. А у нас таких игр стало меньше, а конкуренция не сильно выросла. Отсюда и ощущения, что выборы скучные. Особенно такое впечатление создают выборы в ГД и ЗС. А вот на выборах в ПГД ситуация намного более интересная. Тем не менее, скандалы у нас все равно были, только их масштаб был несколько меньше…

Политэксперт и автор телеграм-канала «За выборы» Михаил Майоров оценивает ситуацию по-другому. На взгляд политического журналиста кампания-2021 в сравнении с аналогичной 2016 года выглядит предельно спокойной и корректной. Причина — в изменении политической ситуации в Прикамье и количестве ресурсов, которые сегодня вкладывают в выборы.

«Главная причина — у большинства региональных отделений партий нет таких финансовых и человеческих ресурсов, как пять лет назад. Тогда для местных групп влияния выборы стали финальным аккордом их борьбы с губернатором Виктором Басаргиным. У него истекал срок полномочий, он был, по сути, хромой уткой, и избирательные кампании 2016 года в полной мере показали каким был градус противостояния. Региональных конфликтов такого уровня сейчас нет, поэтому ресурсы в выборы не закачиваются. А как известно, нет денег — нет шоу».

Политолог, член краевого избиркома Алексей Копысов отсутствие скандальности считает показателем правильности и нормальности избирательной кампании с точки зрения соблюдения закона и правовых процедур.

Алексей Копысов:

— Я смотрю на любую кампанию прежде всего изнутри избиркома. «Скучная», не скандальная история — значит все прошло штатно, законно, без истерик и озлобления. Хорошо же. Другая составляющая яркости — работа партийных штабов. Партии и кандидаты, котором нужно было собирать подписи, в основном правильно подошли к процессу — то есть «скучно, формально», но с большой тщательностью

Стандарты задают федералы

В 2021 году агитационных шедевров судя по всему мы уже не дождемся. Михаил Майоров замечает, что дело в первую очередь в федеральных стандартах.

Михаил Майоров:

— Не сказал бы, что на выборах есть АПМ (агитационные печатные материалы — Properm.ru), выбивающиеся из общего ряда. Наоборот, агитационные материалы похожи друг на друга, особенно баннеры. Это объясняется во многом стандартами, которые задают федеральные структуры партий.

По мнению эксперта, агитация «Единой России» заметней, потому что ее просто много больше на фоне конкурентов. Кроме того, господин Майоров выделяет финишный рывок «Новых людей»: «…добавили в свою агитацию обычные человеческие нотки и активно отработали последние две недели. Этим, считаю, они могли компенсировать явные недоработки предыдущих месяцев».

Алексей Чусовитин, напротив, считает агитацию этой партии бессодержательной: «Банеры кампании партии «Новые люди» красивы в своей полной бессодержательности. Весь их политический маркетинг: продажа слова — «новые» и позитивного фисташкового цвета». Эксперт отдельно отмечает популизм оппозиционных партий.

Алексей Чусовитин:

— …острота кампании в том, что все оппозиционные партии выступают как радикальные популисты. …Оппозиционные партии в Перми не смогли меня ничем удивить, кроме слогана «против Единой России», но так как этот слоган есть сразу у нескольких партийных брендов, то его изначальная эффективность сильно сдулась.

Как пример пропаганды «на грани», политтехнолог резко оценивает ударную фразу КПРФ: «Христос — первый коммунист». «Гениальный, по своей циничности, пример пропаганды. Абсолютный постмодерн, рассчитанный на идиотов». В противовес популизму господин Чусовитин отметил слоган губернатора «За родное Прикамье», как стратегически правильную патриотическую идею.

Алексей Копысов обращает внимание на тренд этой кампании — соцсети: «Больше всего выбиваются из общей картины творения партийных пропагандистов в соцсетях. …пока не появились в политическом сознании грани между агитацией, выражением личных убеждений и не агитационной партийной деятельностью. Но пора учиться: агитировать можно только по поручению кандидата или партии, информирование о выборах — дело СМИ и избиркомов, а вот право выражать свою позицию в соцсетях без агитации за и против — право каждого гражданина».

Отметим, что судя по активности агитаторов и пиар-служб штабов, многие кандидаты действительно сдвинули приоритеты: с «земли» в сторону дистанционных методов агитации. Господин Копысов отметил: «До моей квартиры не дошёл ни один агитатор или сборщик подписей. Агитматериалы лежали в почтовом ящике и подъезде, все стандартно».

По мнению Михаила Майорова: «В футболе говорят, что самое красивое в игре — счет на табло. То же самое можно сказать про выборы. Поэтому чаще всего молодежный задор и креатив уступают опыту и мастерству».

Насколько уход с улиц в интернет приведет к результату или наоборот — потере связи с «землей» — узнаем через неделю.


Оцените материал
6 2 4 12