Posted 23 мая 2012,, 04:55

Published 23 мая 2012,, 04:55

Modified 2 марта 2023,, 17:52

Updated 2 марта 2023,, 17:52

Геннадий Игумнов: Басаргин — нормальный вариант для Пермского края

23 мая 2012, 04:55
Алексей Лучников
Экс-губернатор Пермского края в беседе с Properm.ru легитимизировал нового главу региона Виктора Басаргина и разгромил его предшественников — Юрия Трутнева и Олега Чиркунова.

Встреча с экс-губернатором Пермского края прошла в неприметном кафе в центре Перми. Геннадий Игумнов был бодр и щеголял знаниями о положении региона так, будто вчера покинул кресло губернатора. Но сразу разговора не получилось — Игумнова задержал Константин Окунев.

— Геннадий Вячеславович, вы сейчас разговаривали с Константином Окуневым (оппозиционный политик, бывший депутат Законодательного собрания Пермского края, член депутатской группы «Солидарность», —Properm.ru). Расскажете о чем?

— Он спрашивал мое мнение о новом губернаторе, высказывал свое. Он очень здраво рассуждает. Получил от своих московских знакомых хорошую характеристику о нем (Басаргине — Properm.ru), предложил мне пересечься и поделиться мнениями.

Политические вопросы мы с ним не обсуждаем. Я и раньше в его оппозиционные споры не вникал, хотя во многом был на его стороне и знал тех, кто его поддерживает — Чебыкина, Кузьмицкого (депутаты Заксобрания Пермского края — Properm.ru), Агишева (экс-депутат ЗС — Properm.ru) и других. Говорили они по делу. То, что их не слушали и зажимали, это тоже знаю. Костю сбросили с выборов в Заксобрание абсолютно незаконно, он бы точно прошел в парламент.

Новость о назначении Виктора Басаргина временно исполняющим обязанности губернатора вызвала много негативных отзывов пермяков в социальных сетях. Каковы были ваши первые впечатления о новом губернаторе, о его первых заявлениях?

— Я глубоко убежден, что любые негативные высказывания в адрес Виктора Басаргина базировались не на оценке его деловых качеств, а на эмоциональном восприятии того, что Пермским краем будет управлять человек, не родившийся и не живший здесь. Конечно, жителям региона, во главе которого всегда стоял местный уроженец, некомфортно воспринимать назначенца со стороны. Но это совсем не означает того, что он будет управлять территорией хуже или не так адекватно, как это мог сделать наш земляк.

Я с Виктором Федоровичем Басаргиным раньше не был знаком. Я много раз бывал в Свердловской области, возможно, где-то мы с ним и встречались, но прямых переговоров о региональной экономике или социальной политике не вели.

В тоже время этот человек основную часть своей жизни проработал на территории мощнейшей Свердловской области. Эта область промышленная, сельскохозяйственная, с диверсифицированным производством. Этой областью управляли нестандартные люди — Борис Ельцин, Эдуард Россель, Алексей Воробьев, Валерий Трушников и многие другие. Это грамотные специалисты, прошедшие хорошую школу и знавшие территорию как свои пять пальцев, понимавшие, что нужно населению, много делавшие для развития производства, экономики и социальной сферы.

Виктор Федорович, работавший с ними 10 лет, не мог не перенять лучшие черты и действия этих руководителей, чтобы использовать их в будущем на другой работе. Поэтому назначение Басаргина я не считаю негативным действием.

Я не убежден, что прямые выборы могли бы принести Пермскому краю лучший результат. Эти первые прямые выборы неизбежно были бы скоропалительными. Избранный населением губернатор, да еще при использовании технологий, которые себя достаточно скомпрометировали во время всех этапов предыдущих выборов, мог быть не самым лучшим для края. Басаргин — наш земляк по сути дела — это нормальный вариант для Пермского края.

— Вы сказали о технологиях. Имеется в виду административный ресурс?

— В том числе и это. Кроме того за каждым из кандидатов стояли бы определенные кланы людей, богатых и влиятельных. У них достаточно денег, чтобы воздействовать на умы избирателей и привлекать людей голосовать за того или иного своего ставленника.

Есть и огромное количество «грязных» технологий. Реальных законов против таких методов предвыборной борьбы пока не создано. Я прошел выборы губернатора в 1996 и 2000 годах, и в обоих случаях лично видел огромное количество негативных моментов. На выборах крутился совершенно невообразимый вал наличности. Эти деньги нигде и никогда не учитывались, а их получатели нигде и ни перед кем никогда не отчитывались и не платили налоги. Но зато зубами грызли землю, чтобы получить как можно больше голосов для своих подопечных. Не исключаю, что в выборы, которые могли скоропалительно пройти в 2012 году в Пермском крае, это бы повторилось.

Сейчас Пермскому краю о выборах губернатора нужно забыть на ближайшие пять лет. И тому есть причины. Президент, тогда еще Дмитрий Медведев, принимая решение о назначении исполняющим губернатора Басаргина, действовал в полном соответствии с законом. Он сказал, что пока не вступит в силу закон о прямых выборах губернатора, пока не будут приняты соответствующие законы в регионах, пока не будут назначены даты выборов и проведены соответствующие компании, мы не можем выпустить Россию из рук. И поэтому он воспользовался своим правом до 1 июня назначать губернаторов по-старому.

Тогда у меня возникла мысль, что он говорит это для того, чтобы заменить тех губернаторов, у которых истекают сроки полномочий. Как оказалось, он имел в виду другое. Государство всеми способами уходило от рисков, связанных с первыми прямыми выборами губернаторов и укрепляло регионы верными и надежными людьми. Не случайно последние две недели своего президентства Медведев чуть ли не каждый день принимал отставки и назначал временно исполняющих обязанности губернаторов.

— Под эту раздачу попал и Пермский край…

— И хорошо что попал. Потому что недовольство деятельностью Олега Чиркунова и у населения, и у элит зашкаливало сверх всякой меры.

— Причины?

— 12 лет назад власть начала действовать так, как будто население в крае живет только для того, чтобы служить власти и выполнять ее приказы, а не наоборот. Огромное количество социальных программы либо было свернуто, либо не развивалось. Здравоохранение, образование, культура, физкультура, аграрное и промышленное производство пришли в такое состояние, которое ни при каких обстоятельствах нельзя было допускать. А в ситуации, когда в новом веке на Россию и Пермский край в частности свалилось огромное количество денег, прийти к такому состоянию вообще преступно.

На последнем Пермском форуме выступал Михаил Антонов (председатель краевого правительства — Properm.ru), рассказывал о проекте «Пермь 3.0». Я слушал его выступление и пришел к выводу, что, по его мнению, люди хотят жить на территории, где происходит много событий, где можно приложить свою активность и приумножать эти события. Он приводил примеры из жизни европейских стран, где на смену промышленному производству в городах приходили выставочные комплексы и различные объекты культуры, которые привлекали туда много туристов, что давало работу местному населению и наполняло бюджеты. При этом он забыл о том, что в Европе отличная дорожная сеть и ею связаны все населенные пункты.

Говорил он и о том, что и в наш город съезжается много людей из сельской местности. Я слушал его выступление, а про себя думал: «Ведь вы сами создали такую ситуацию, когда человек вынужден бежать с того места, где жили его предки и он сам». Большей несуразицы, чем нес тогда еще председатель правительства, я не слышал.

Кстати о дорогах. Возьмем, к примеру, бывшего губернатора Чиркунова. Он много занимался строительством дорог. Но где эти дороги? Они или в Перми, или вокруг краевой столицы. А большинство поселков и деревень погрузились в бездорожье. В них закрыты фельдшерско-акушерские пункты, где можно было получать мало-мальскую помощь. Закрыты школы, особенно начальные, из-за малокомплектности, а детей отправляют в школы в соседние деревни за 10–15 километров. Закрыто боле 600 клубов и дворцов культуры, 800 библиотек, закрыты магазины.

Что вынужден делать молодой человек без медицинской помощи, без возможности дать образование детям, без магазина, клуба, библиотеки, я уже не говорю об интернете и других технологиях? Бежать в Пермь. Что он здесь видит? Работы нет, жилья нет, квартиру купить практически невозможно

Мне недавно рассказывали, как бывший губернатор приезжал в Кизел. У администрации собралась толпа людей, которую он приказал разогнать. Почему? Потому что с людьми надо говорить и объяснять, что происходит с их городом, в котором когда-то было 130 тысяч человек, а сейчас вместе с поселками 22 тысячи. И никакой работы и перспективы. Таких городов в крае много.

Все это, а также отсутствие контакта власти с населением вызывает недовольство у людей. Ведь любое действие власти, даже непопулярное, должно быть объяснено: почему это происходит, зачем и что будет в конечном счете с людьми. Но никто и никому ничего не объясняет, поэтому и возникает недовольство.

— Что случилось с нашим либеральным губернатором, которым Прикамье славилось на всю страну? Почему Олег Чиркунов вместо заявленного открытого общения со всеми желающими, полностью перешел в формат вопрос-ответ через живой журнал и wordpress?

— С моей точки зрения Чиркунов заслужил такую характеристику (самого либерального губернатора — Properm.ru), тем, что очень энергично проводил реформы, условно называемые «либеральными».

Начнем с монетизации льгот. Эта реформа, в принципе, правильная, так как льготы, к великому сожалению, разным людям попадали по-разному. Возьмем льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте: транспорт есть в городах, но его нет в деревне. Или льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые можно получить в основном в городе, но не на селе. Поэтому решение заменить льготы деньгами было правильным. Но как оно было выполнено?

Если в Перми люди получали льготы на сумму 1200 рублей, то монетизация заменила их на 350–480 рублей. Для жителя маленькой деревни это хорошо: он и этих денег не видел. А что делать жителю города, который стал получать одну треть от того, что получал? Конечно, такая монетизация — это и ошибка федерального правительства. Но региональная власть тоже должна была думать, что будет с людьми.

Далее — здравоохранение. Это одна из наиболее востребованных населением услуг, все люди болеют, от грудничков до глубоких стариков. Не так давно на заседании комиссии Общественной палаты я задал вопрос Дмитрию Тришкину и Анатолию Зубареву (бывшие министр здравоохранения края и вице-премьер Пермского края — Properm.ru): Сколько у нас учреждений здравоохранения в крае находится в неудовлетворительном состоянии? И получил в ответ тоже вопрос: «А что это такое?» Я ответил: «Это когда медучреждение находится в ветхом или плохо приспособленном помещении, туалет на улице, воды горячей нет, отпление печное, а с дровами всегда напряженка , оборудования нет, специалистов нет». Внятного ответа на вопрос я не получил. Я повторил его на заседании самой палаты, и мне опять никто не ответил. Удивительно: минздрав России знает, что 35% лечебно-профилактических учреждений находится в неудовлетворительном состоянии, а руководители отрасли здравоохранения в Пермском крае не знают.

Мы гордимся тем, что у нас в Перми появился перинатальный центр, а вы посмотрите на роддомы в крае. Там нет оборудования, инвентаря, мест для рожениц, специалистов, условий. Женщины лежат в коридорах, не хватает белья. Разве это нормально?

Я недавно был в Перми в онкологическом центре, он был построен еще при мне и под моим руководством. Доктора мне говорят: вы не работаете уже больше 10 лет, и за это время мы не получили ни одной единицы современного оборудования. И это в заведении, которое от недостатка пациентов не страдает! Я был во многих больницах и поликлиниках Перми и видел их плачевное состояние — к таким последствиям учреждения здравоохранения привели абсолютно неправильные действия власти, которые она называла «оптимизацией».

— Куда пошли деньги от этой экономии?

— На разные цели. С моей точки зрения, денег всегда мало. Но расходовать их надо с умом и на первоочередные нужды. А если под эгидой оптимизации и либерализма реализуется китч под названием культурная политика, это вызывает очень у многих людей злость и ненависть. А если при этом еще и ничего не объясняется, то недовольство людей усиливается. Поэтому сомнений нет, много вопросов у населения накопилось к Чиркунову.

— Вы почувствовали реакцию пермяков на Басаргина?

Новый губернатор сделал очень простое, понятное и доходчивое выступление перед депутатами Законодательного собрания. Он заявил, что все его действия должны заканчиваться пусть небольшим, но улучшением жизни населения. Это как раз тот тезис, которому мы следовали почти 10 лет. Басаргин говорил, что в числе приоритетных направлений будут поддержка промышленного развития, аграрного сектора, образования, здравоохранения и культуры в лучших ее проявлениях. Все это должно отражаться на жизни людей положительно.

Владимир Путин, тогда еще премьер-министр, заявлял о необходимости создания в России 25 миллионов рабочих мест. Если безработица в стране будет на самом низком уровне, у людей будет зарплата и надежда на будущее, значит они будут считать действия власти правильными.

То же самое нужно и Пермскому краю. У нас было классно развито промышленное производство. Почему было? Потому что Олег Чиркунов и Юрий Трутнев совершили ошибку и отвернулись от участия в развитии промышленного и аграрного секторов. К 2000 году 84% промпроизводства в регионе было приватизировано. Вот они и решили — пусть частники промышленностью и занимаются, а власть будет заниматься другим. Результаты не заставили себя долго ждать.

А ведь аграрный сектор в 2000 году дал годовой прирост производства в 7%. Но с 2001 все производство на селе ежегодно падало на 7%. Из оборота ежегодно выводилось от 30 до 50 тысяч гектаров сельхозугодий. В 2000 году мы производили 75% всего потребляемого продовольствия, сейчас — чуть более 30%.
В 2000 году зарплата бюджетников области была на 30% выше среднероссийской, а загрузка промышленных предприятий области превышала на 40% среднероссийскую. Годовой прирост объемов промышленного производства был равен 10% .

Люди негативно настроены к власти и из-за огромного количества чиновников. Я понимаю работу на постоянной основе в Государственной думе. Депутаты там принимают сотни законов, которые нужно разрабатывать, доводить до ума. Но когда в земском собрании небольшого поселка депутаты тоже работает на «постоянке» и получают за это зарплату, это трудно понять. Например, бывший глава администрации Александровского района говорил, что несколько лет назад в поселковом совете Яйвы был только председатель, заместитель, бухгалтер, уборщица и сторож. А теперь все депутаты работают на постоянной основе, да еще есть исполнительная власть. Это привело к тому, что все налоговые поступления в Яйве и подкрепления из городского бюджета тратятся только на зарплаты чиновникам и бюджетникам. Так по всему Пермскому краю.

— Почему упала пермская промышленность?

— С одной стороны, за ней не стало никакого контроля и надзора со стороны властных структур. Власть не должна напрямую командовать предприятиями. Но она должна знать, в каком направлении развивается отрасль, каковы планы по производству, как живется рабочим, какую лепту предприятия вносят в краевой и городской бюджеты, какова социальная политика руководителей.

С 2000-х годов этого контроля не стало. Были открыты ворота для покупки любых предприятий на территории Пермского края и они были распроданы. Сегодня «пермских» олигархов нет, они живут на пермские деньги за пределами Перми и края. Нет и пермских директоров, которые бы проработали на производстве много лет, прошли по всем ступенькам и только после этого возглавили крупное предприятие. Власть не должна была отпускать эти вожжи.

Поэтому, увидев, что губернатор Басаргин съездил на испытательный полигон «Протон-ПМ» и узнал, что там будет создано подобие Сколково, я обрадовался. Не столько оттого, что это будет делать «Протон-ПМ», сколько от того, что об этом первым узнал губернатор, который заинтересовался проектом и пообещал ему поддержку.

Сегодня он ездит по Пермскому краю чтобы познакомиться с состоянием дел, узнать о проблемах людей и путях их решения. Наверняка потом он будет делать выводы. Губернатор должен за все отвечать. Если он будет и дальше так себя вести, и если он еще наберет хорошую профессиональную команду, то дело пойдет.

— Какие заявления из программного заявления Басаргина вам наиболее близки?

— Во-первых, он сказал, что во главу угла положит дальнейшее развитие здравоохранения, образования и культуры. Не той культуры, которая в силовом порядке насаждает современное искусство и фестивали. С одной стороны, это неплохо. Но человек прыгает от счастья, поет песни и пляшет на сытый желудок, с крышей над головой, когда в семье порядок, и он чувствует себя в безопасности. Думать, что фестивали и конкурсы сделают человека богатым и довольным, ошибка.

Желание Басаргина узнать истинное положение в городах и районах Пермского края тоже вызывает высокую оценку. Я такой подход приветствую во всех отношениях.

— Хватит ли новому губернатору опыта и политической воли реализовать те задачи, которые он поставил?

— У Виктора Федоровича всего хватит. Но один человек не в состоянии все провернуть. Поэтому все зависит от того, какую команду он подберет в ближайшее время.

Каждой отраслью должен руководить специалист, который все знает от «А» до «Я». Да и Басаргину нужно будет много узнать и многому научиться на ходу. Общие представления о том, что составляет экономику и социальную сферу региона, он должен иметь, а детали должны знать его заместители.

При этом должно быть непременно соблюдено одно условие. Функциональные обязанности должны быть четко разложены и разграничены. Губернатор имеет право в них внедряться только в том случае, если допускаются неправильные действия. Его профессиональный заместитель должен иметь полную свободу в действиях, должен генерировать идеи и предложения и на 100% отвечать за их реализацию. Если такая команда у Басаргина соберется, то дело пойдет.

— Квалифицированных управленцев в Перми достаточно для формирования команды Басаргина?

— Более чем достаточно. Другое дело, что они ведь все при деле. Где-то работают, чем-то занимаются, многие руководят. Чтобы они дали согласие пойти во власть, им нужно знать, ради чего. Если у них будет свобода действий, возможность для творчества, тогда это интересно.

— Как вы полагаете, является ли Виктор Басаргин самостоятельным политиком? Высказываются подозрения, что его работу будет курировать экс-министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев…

— Любой гражданин России вправе находится на любой территории страны. Если Юрий Петрович захочет приехать в родной для него регион, это его право и никакого криминала в этом нет.

Другой разговор, если Трутнев будет пытаться вмешиваться в действия Басаргина. Басаргин может не позволить это делать никому. Он наделен губернаторскими полномочиями депутатами регионального Заксобрания. Он рекомендован президентом.

Я читал, что Трутнев предложил Басаргину несколько кандидатур для команды. Я читал, что ответил Басаргин: «Спасибо. При необходимости могу учесть». Он ответил очень правильно и элегантно. Я думаю, он достаточно самостоятельная фигура.

"