Posted 30 апреля 2013,, 03:45

Published 30 апреля 2013,, 03:45

Modified 2 марта 2023,, 16:23

Updated 2 марта 2023,, 16:23

Игорь Аверкиев: «Случай с Маховиковым» — это результат грызни пауков в банке

30 апреля 2013, 03:45
Эксперт гражданской палаты прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг главы администрации Перми. По его словам, все прегрешения сити-менеджера стандартны для пермских чиновников и передаются из поколения в поколение последние 20 лет.

Повеселили на прошедшей неделе судебные исполнители в роли «народных заступников», депутаты — в роли «наивных правдолюбцев» и блогеры — в роли клакеров местных олигархов.

А, с другой стороны, весёлого мало: «отцы города» подкидывают пермякам второго «стрелочника» за месяц, крутят-вертят «народом» как дурачком деревенским, а «народ» с жаром и гиканьем отрабатывает положенную «народную ненависть» к разрешённым врагам.

Пермь типа проснулась в гневе. Наконец-то обнаружился «источник всех пермских бед» — им оказался Глава городской администрации Анатолий Маховиков, он же пермский «сити-менеджер», то есть человек, назначенный городской Думой для управления городом.

Первыми «проснулись» от векового сна пермские судебные приставы — совершенно неожиданно для себя они вдруг обнаружили, что Анатолий Маховиков, оказывается, не выполняет судебные решения и не расселяет граждан из аварийного и ветхого жилья, попросту говоря, не даёт им квартир. «О, ужас!» — воскликнули судебные приставы и всплеснули руками.

В Перми многие годы (десятилетия) многие тысячи людей стоят в очереди на расселение, сотни жителей трущоб имеют на руках соответствующие судебные решения, но их никто не расселяет: не расселяли их при Юрии Трутневе, не расселяли их при Аркадии Каменеве, не расселяли их при Игоре Шубине с Аркадием Кацем, не расселяют их и при Игоре Сапко с Анатолием Маховиковым — такова политика пермских да и российских властей. Её бы, эту политику, и надо обсуждать, и надо менять, находить ежегодно хотя бы по миллиарду рублей для строительства социального жилья (Кстати, а кто будет лоббировать интересы жителей трущоб в Пермской городской Думе? Кто будет добиваться бюджетных миллиардов для них? Депутаты что ли? Кто поможет этим людям объединиться и сурово предъявить властям свои права — до сих пор у них самих это не особо получалось). Так или иначе, судебные исполнители, видимо, решили, что Анатолий Маховиков не расселяет несчастных граждан как-то особенно цинично и чрезвычайно дерзко. Потому, наверное, и вытащили на свет божий одно из сотен не исполненных муниципалитетом судебных решений о переселении, назначили «сити-менеджера» крайним и вкатили ему уголовное дело за «неисполнение».

А чего остановились-то? Во всех администрациях Пермского края тысячи таких неисполненных судебных решений не только по этому поводу, но и по многим другим — сотни уголовных дел на чиновников настругать можно. Да что «неисполнение»… При желании пермские правоохранительные органы могли бы попытаться пересадить или до смерти заштрафовать 2/3 городских высокопоставленных чиновников и половину пермских городских депутатов за «халатность», «служебный подлог», «получение взятки», «дачу взятки», «посредничество во взяточничестве», «нецелевое расходование бюджетных средств», «незаконное участие в предпринимательской деятельности», «злоупотребление должностными полномочиями», «превышение должностных полномочий». Но «народные заступники» в погонах, видимо, решили, что проще найти «главаря» и сконцентрировать на нём всю мощь российского закона, а «банда» типа сама со страху разбежится.

Есть такая песня у Семёна Слепакова — «Страшный Путин» называется, в ней дан подробный анализ такой вот правоохранительной стратегии. Рекомендую.

Вслед за судебными приставами «проснулась» и сама городская Дума, точнее, половина её депутатов, которые вдруг, в один день, прозрели и обнаружили, что ими же избранный «сити-менеджер» ничем, оказывается, не занимается, а всё только портит и ухудшает в родном городе. Открытие, достойное Строгановской премии.

Полностью согласен со всеми претензиями депутатов к Анатолию Маховикову, только не понимаю, где эти «правдолюбцы и разоблачители» раньше-то были, как допустили все эти безобразия со стороны собственного назначенца? Всё присматривались? Ждали, когда злодеяния накопятся на «импичмент»? Или команды не было?

На самом деле всё очень просто — все прегрешения Анатолия Маховикова вполне стандартны для пермских муниципальных чиновников и передаются в их среде из поколения в поколение последние 20 лет: плохие дороги, плохое ЖКХ, плохое благоустройство, «откаты», «бюджетное обслуживание» аффилированных контор и прочие «цветы зла», некомпетентности и стяжательства — это такая муниципальная норма пермской жизни, такой родовой изъян в пермском местном самоуправлении и в людях, которые его из года в год формируют и представляют. На Анатолии Маховикове свет клином не сошёлся — он всего лишь «стрелочник» и ему не повезло: не нашлось места в новейших раскладах. В сообществе, где никто ничего как следует не делает, — все друг у друга на крючках. Кто в нужное время в нужном месте первым за нужный крючок дёрнет, тот ненадолго и в «дамках». Тревожная, тяжёлая жизнь.

Такие вот думские заседания, на которых «отчаянные депутаты» клеймят позором очередного «стрелочника», выглядят со стороны как дешёвый фарс: аффилированные «по самое не могу» народные представители обвиняют «стрелочника» в аффилированности, специалисты по «откатам» третируют коллегу за «откаты».

Вслед за «благородными судебными приставами» и «принципиальными депутатами» взялась за Анатолия Маховикова и «возмущённая общественность». Кто только не попИсал кипятком на неожиданно отданного на растерзание «сити-менеджера». И, боже мой, сколько обличительного пафоса, сколько заботы о народе и дорогах…

Объявили «крайнего», открыли клапан, спустили пар… и все довольны, кроме «крайнего».

Бывший губернатор Олег Чиркунов, ёрничая над обличителями «сити-менеджера», написал в своём блоге, что «Маховикова можно и расстрелять по решению суда». Так ведь многие шутки не поняли и принялись журить «жестокого» отставного губернатора: дескать «так-то уж зачем», а между строк «заступников» так и сочились сладкие мечты на расстрельно-репрессивные темы в духе «народного единоросса» и скромного пермского «людоеда» из недобратского Азербайджана Ильхама Едияра оглы Велиева.

Личный блогер Игоря Сапко Илья Лисняк, отвечающий при нём за «конструктивную активность пермской молодёжи», совсем перевозбудился от праведного гнева и разразился по горячим следам думского демарша собственными претензиями в адрес «сити-менеджера», суть которых — в том, что Анатолий Маховиков «кладёт причинный болт» практически на все свои обязанности и потому достоин, «как в отдельных государствах», быть «вздёрнутым на здании городской администрации, в назидание лоботрясам и коррупционерам». Такой вот юный «людоед-мечтатель».

Да, да, я понимаю: «он ведь не всех мечтает «вздёргивать», а только плохих коррумпированных чиновников –, а их можно, и вообще, он ведь просто иронизирует». Но я в последнее время перестал понимать такие шутки. Уж слишком часто и слишком многие люди в нашей стране стали публично желать жестокой смерти другим российским людям и не в болтовне, а в специальных политических текстах. И желание «убить врага» в таких текстах — уже не фигура речи, а некая «смелая мечта», в которую и сам-то автор не очень верит, но потребность мечтать об этом в нём уже живёт. «Людоедами» люди становятся незаметно для себя, просто потакая собственным слабостям и, в силу тех или иных обстоятельств, утрачивая способность отличать высокую и соблазнительную эстетику насильственной смерти от ее чудовищной механической практики. Иногда это происходит просто от тотальной инфантильности, от отсутствия собственного опыта экзистенциальных рисков и предельных страданий — от избыточно благополучной жизни, одним словом. Иногда, наоборот — от безнадежности существования на социальной периферии жизни. Но в итоге хрен редьки не слаще — жизнь человека превращается в бесконечные поиски врагов, а ненависть предстаёт всё подавляющим и всё порождающим суперчувством. Так в своё время под фашистскими знамёнами объединялись извращённые маменькины сынки из богатых семей и толпы маргиналов и социальных неудачников. В качестве современной российской иллюстрации достаточно посмотреть на «человеческий материал» в кургиняновской «Сути времени».
О самом главном — о душевном источнике своего порыва — блогер Лисняк пишет уже в самом начале своих «претензий Маховикову»: излагает он их для того, чтобы «помочь Владимиру Плотникову, который направил давно назревшее недовольство в правильное русло. Типа «Слава мудрому вождю и учителю!» — это я уже от себя.

А «просто блогер» Александр Григоренко, нырнув в волну народного гнева, ради чистоты кайфа даже заменил Главного Личного Врага. До 23 апреля 2013 года главным личным врагом блогера Григоренко был глава Перми Игорь Сапко, а после 23 апреля 2013 года главным личным врагом блогера Григоренко стал Глава администрации города Перми Анатолий Маховиков и, стало быть, Игорь Сапко теперь будет другом блогера Григоренко, поскольку они теперь вместе против распротивного Анатолия Маховикова.

Как известно, вождём «бескомпромиссного» депутатского, и уже почти народного, сопротивления «вредителю-Маховикову» стал Владимир Плотников — заслуженный пермский депутат, добропорядочный капиталист, а по совместительству — бывший бандит (много лет назад судимый за рэкет), сохранивший и удачно капитализировавший соответствующие социальные связи и ресурсы. Он же — любимец пермских старушек и интеллигентных прагматиков, и одновременно непогрешимый герой всех пермских пацанов и пацанчиков, для которых Владимир Иванович — «без базара Робин Гуд».

Уж не знаю, о чём там договорились Виктор Басаргин, Игорь Сапко и Владимир Плотников (или кто-то сделал вид, что договорился, или кто-то сделал вид, что не договорился), но очевидно, что последний теперь то ли претендует, то ли уже «назначен» на место «смотрящего» в пермской Думе. Теперь Владимир Плотников снова «разрешён» и на коне, то есть в телевизоре, в газетах, на интернет-порталах. Очередная кампания пермских политических хитрецов по «замене шила на мыло» началась.

***

Что же произошло?

«Случай с Маховиковым» никакого отношения не имеет ни к справедливости, ни к «борьбе с коррупцией», ни к другим подобным правильным вещам — это результат грызни пауков в банке, передел сфер влияния, смена одной мафии на другую и так далее. Так зачем же возвышать и легитимировать эту грызню народным одобрением? Зачем своей поддержкой надувать одних пауков против других? Зачем играть в их игры и подыгрывать им? Да, Анатолия Маховикова вульгарно политически «заказали» его конкуренты, а пермякам-то зачем в «народных киллеров» играть? Или рефлексы срабатывают — по привычке толпой на одного? Представление о том, что по результатам этой паучьей драки «и нам что-то перепадёт» — глубоко наивное с точки зрения социального опыта и лакейское по сути. Неужели двадцатилетний опыт смены пермских муниципальных режимов так никого и ничему «внизу» не научил? (У «вверхов»-то как раз с научением всё в порядке.)

Вопрос ведь не в том, убирать или не убирать Анатолия Маховикова, а в том, кто и с какими интересами придёт на его место. А придёт точно такой же, только «плотниковский» или другой такой же.

Олигархические ставленники во власти едины в своей социальной миссии и различаются лишь по стилю, но не по сути. В смысле «откатов», «распилов», бюджетной кормёжки аффилированных структур — ничего не изменится, таковы правила их жизни, когда «народ безмолвствует». И никакая высочайшая «борьба с коррупцией» здесь ничего не изменит (официальная «борьба с коррупцией» в России — это «градусник», а не «лекарство»). Но при Владимире Плотникове, например, или при его ставленниках, всяких помпезных социальных раздач будет, конечно, больше. Телевизор заполнят благодарные старушки и восторженные общественники, а интернет оккупируют блогеры-клакеры вроде Лисняка и Григоренко. И суетиться все они под клиента будут не по-детски — Владимир Иванович человек серьёзный, халявы в «народной любви» не потерпит.

Пермский муниципалитет глубоко и серьёзно болен. Из-за него и город погряз в хронических коммунальных болезнях. Из года в год одни и те же люди, с одними и теми же шкурными интересами довели пермское самоуправление до фактической недееспособности. Не только Анатолий Маховиков, а вся система пермского местного самоуправления нуждается в серьёзной санации и глубоком реформировании. Но главное — в другом отношении к муниципалитету нуждаются и сами пермяки, точнее, многие из них.

Вспомните, когда в Перми начали хоть как-то заниматься дорогами — это было в 2007–2008 годах, при Игоре Шубине, когда всеобщее недовольство пермских автомобилистов дорогами вылилось в мощное общественное движение «Скорбим по пермским дорогам». Городские дороги стали тогда приводить в порядок не потому, что Шубин был хорош, а потому, что движение было мощное и хорошо организованное. Совсем недавно только организованный напор пермских матерей заставил нового пермского губернатора сохранить «мамин выбор» (я с самого начала был противником этой «приятной во всех отношениях», но асоциальной чиркуновской меры, тем не менее, был рад их успеху). Только активность пермских многодетных семей не дала властям заныкать и заболтать выделение им земель или расселить всех по неудобицам. Только массовые протесты пермяков против Олега Чиркунова и Марата Гельмана и один из самых низких процентов, набранный пермяками за «Единую Россию», заставили Кремль убрать одного и наплевать на другого. В своё время именно массовое общественное движение «Пермские общаги» и пермский Фонд поддержки ТСЖ впервые в России добились массовой приватизации жильцами комнат в муниципальных и ведомственных общежитиях. Буквально несколько дней назад упорная борьба «Союза защиты пермяков» и Ассоциации пермских ТСЖ «Пермский стандарт» за отмену несправедливых тарифов на тепло увенчалась важной промежуточной победой — арбитражный суд отменил повышение тарифа в 2012 году.

И всё это случалось не потому, что какого-то очередного плохого «маховикова» убрали, а какого-то очередного «белого и пушистого» «плотникова» поставили, а потому, что люди сами, без «доброго дяди», заставили власть служить и шевелиться. А смена начальников для простых людей полезна только тогда, когда они сами этого добиваются, а не тогда, когда это происходит в результате паучьих разборок внутри чёрного ящика власти.

В этом смысле было бы более уместным, если бы городская Дума настояла, наконец, на отставке таких одиозных чиновников как начальник городского департамента образования Людмила Гаджиева и начальник городского департамента культуры и молодежной политики Вячеслав Торчинский именно потому, что их отстранения от должности требуют не олигархические группировки в своих частных интересах, а конкретные группы горожан (родители ряда школ и детских садов и творческая интеллигенция, имеющая несчастье сотрудничать с городским департаментом культуры), не удовлетворённые тем, как эти чиновники исполняют свои обязанности.

Пермские элиты ещё не выдрессированы пермским населением настолько, чтобы оставлять их один на один с городом, его ресурсами и его проблемами. Городская власть должна уважать горожан, а уважать любая власть может только того, кого боится. Такова правда общественных отношений по поводу общественного процветания. А тот, кто верит в «народную власть» — либо лжёт, либо бредит. Своей власти не бывает — всего нужно добиваться самим. Но власть нужна, её просто нужно «уметь готовить» для своей пользы.

P.S.
Да, у меня старое и явно отрицательное отношение к Владимиру Плотникову во власти, и, к счастью, я не один такой. Чтобы не повторяться, объясняя причины своей «фобии», сошлюсь вот на это: «Владимир Плотников — это плохо»: http://www.pgpalata.ru/index/060331

Будущие прямые выборы мэра и, я надеюсь, реформа избирательных округов несколько упорядочат и цивилизуют пермское олигархическое «лежбище» и, возможно, обновят «муниципальную обойму» за счёт амбициозной молодёжи, не обременённой дешёвой жадностью отцов. Новый Устав Перми должен сделать муниципальную власть более доступной для организованного низового влияния (и такого нового Устава ещё нужно добиться). Но никто, кроме самих пермяков, не обеспечит организованного и бесперебойного прессинга на власть в своих интересах.

Опубликовано на сайте Пермской гражданской палаты.

"