Posted 27 января 2014,, 15:10

Published 27 января 2014,, 15:10

Modified 2 марта 2023,, 16:52

Updated 2 марта 2023,, 16:52

Ирина Хакамада: Я «Реальных пацанов» смотрю. Там мудрость сумасшедшая

27 января 2014, 15:10
На встрече с членами пермского депутатского клуба экс-политик в формате интервью рассказала, как разрешить кризис на Украине, чего не хватило пермскому культурному проекту и что надо делать, чтобы студенты перестали метить в чиновники.

— У нас свободная дискуссия. Об эволюции политической жизни в стране, об эволюции парламентской жизни и о расширении роли женщины в мировой и отечественной политике. Ирина, пожалуйста, скажите нам что-нибудь, — попросил во вступительном слове ректор Пермского государственного педагогического университета Андрей Колесников.

Ирина Хакамада слегка смутилась, но все же начала словами «Да, я попробую».

«Теория хаоса»

— Наступает время, когда необходимо соединять профессионализм и интеллект знаний, — объяснила Хакамада. — В условиях информационной эпохи все решили, что гуманитарный потенциал необходим только гуманитариям. Это не так. Что в свое время сделали швейцарцы? Они превратили часы в роскошь. Точно также немцы и итальянцы превратили автомобиль в роскошь. Сегодняшний маркетинг требует смешения воображения художника и знания технологий. Это позволяет достичь сумасшедших результатов.

— В Москве мой любимый универмаг «Цветной», — перешла к примерам Ирина Муцуовна. — На 1-м этаже продаются конверсы. Никто не берет.

В Санкт-Петербурге открыли трехэтажный магазин, в котором продаются только конверсы. Три этажа одних кед. Продают их по 6 тыс. рублей самые дешевые. Улетают как пирожки. Почему? Они додумались, что надо продать не кеды, а стиль жизни. Их продавцы играют на флейтах и рисуют картины в магазине, создают инсталляции. И вы наблюдаете за этим, как будто пришли на выставку современного искусства. И когда вы, лох последний, случайно пришли в такой магазин, вы понимаете — «Ё мае, я ж крутой, как я уйду отсюда без этих кед!» И берете конверсы за бешеные деньги.

Если вы хотите в регионе сделать что-то выдающееся, а вы этим уже давно занимаетесь, Пермь шикарная, мне всегда здесь хорошо, надо продолжать тренд выращивать креативную индивидуальность. В ближайшие 20 лет другого шанса быть конкурентно способным просто не существует.

— Кто-нибудь из вас смотрел кино «Облачный атлас»? — перешла к вопросам самая известная в России женщина-политик.

— Да, — отозвался депутат Законодательного собрания Пермского края Александр Мотрич.

— Вы заметили, что американцы очень увлекаются тем, что взмах бабочки в одном месте приводит к катастрофе в другом? — спросила Хакамада. — Это все образное изображение модели «большого хаоса». В этой системе все факторы начинают усложняться. Этот механизм взаимосвязи настолько сложный, что просчитать его невозможно.

Чем объясняю я эпоху большого хаоса? Это связано с неправильным лидерством — в мировой экономике появилось много дешевых денег, все стали увлекаться кредитами. Убрали главный принцип экономического лидерства — ответственность. Кончается кредит, мы его закрываем другим кредитом. Несем большие риски абсолютно безответно, в результате создаются псевдоценные бумаги, псевдоденьги, которые вырастают в цене быстрее, чем институты, которые могут их остановить.

После 2008 года не было яркой фазы кризиса, банкротств было слишком мало, в результате рецессии нет подъема, нет очищения. Исчез финансовый актив, который мог бы обеспечивать стабильное сохранение денег. Это не нефть и не золото. Если вы золотой кирпич положите под матрас, в кризис вы на него не купите даже булку хлеба. Это не доллар и не евро. Недвижимость, да, но при одном условии, что вы закопаете деньги лет на 20.

Еще один фактор турбулентности — обостряется конкуренция между нефтяными и ненефтяными странами. Европа, Сингапур, все азиатские тигры и огромный Китай со своими амбициями стать второй экономикой не имеют никаких ресурсов. Поэтому сейчас американские инвестиционные фундаментальные бюджетные средства европейские и азиатские вложены в два проекта.

1. Альтернативная энергетика, каждый экспериментирует как может.

2. Вложения в изучение мозга человека. Если раскрыть тайну работы мозга, вне зависимости от того, у кого будут ресурсы, соотношение сил будет неравномерно.

Третий фактор непредсказуемости — появление третьего игрока. Китай еще недавно был третьей экономикой, потом второй. Они отказались от ограничения рождаемости. У них очень странная модель, они все планируют, но ничего не планируют. Достаточно китайцам изменить свои валютные резервы, перевести их из одной валюты в другую, и будет мировой кризис. Предсказать конфуцианцев невозможно. У них нет бога, нет религии, нет чувства. Есть конфуций и даосизм, который отвечает на вопрос «Как быть эффективным при любых условиях?»

У России есть суды, непонятные парламенты, и вся остальная дребедень с задачей застабилизировать власть у власти, не дать дышать всем креативным людям. Конечно, в таких условиях нас тоже лихорадит.

Как в этих условиях жить? Очень просто. Соединять гуманитарный интеллект и воображение с техническим.

Хотела того Россия или нет, страна постоянно попадает в общецивилизационный тренд. Он, с одной стороны, очень неудобный и сложный, с другой великолепный. Потому что если страна выращивает лидеров, вне зависимости от нефти, газа и природных ресурсов, она в этой конкурентной борьбе может победить. Если не выращивает, проиграет.

«Я бы дала выгореть костру, который разгорелся на Украине»

— Вы анализировали прошлое СПС и «Правого дела». В чем неуспех этой команды? — поинтересовались участники встречи.

— Неуспех объективный и субъективный, — разделила Хакамада. — Средний класс не любит оппозицию и очень любит оппозицию. Средний класс желает невозможного — чтобы мы его поддерживали и чтобы с властью они не ссорились.

Наш был электорат, который хотел оппозиции и электорат, который хотел «Единую Россию». Попробуйте сыграть в игру, которая нравится и тем и другим.

Субъективный фактор — раздирание голосов между Явлинским и СПС. Явлинский — такой троянский конь, который послал всех нафиг, и посылает до сих пор. Я его обожаю. Но он зациклился не на политике, а на своем «я».

— У нас в Пермском крае есть история, — начал рассказывать депутат законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов. — Мы культурной столицей хотели быть. Вы сказали, что политика должна базироваться не на одном «я», а на большинстве. Но наш опыт говорит о том, что большинство против культурной столицы. Может, плохо объясняем? …

— Давайте применим теорию «Большого хаоса» к Украине, — предложила пермская гостья. — Кто и что там должен сделать, чтобы снять кризис?

— Должна крылом махнуть бабочка? — догадался депутат законодательного Собрания Пермского края Сергей Клепцин.

— Поделить Украину на две части, — появился второй вариант ответа.

— Как будете делить, с помощью танков? — Хакамада пожала плечами. — Янукович со своим семейным бизнесом всех достал. Вы что, думайте, что оппозиция деньги от американцев получает? Только не верьте нашей пропаганде. Деньги эти внутренние.

Все говорят о том, что или Россия должна разрешить это конфликт, или Европа. Таможенный союз или Евросоюз. Теория хаоса говорит о третьем решении. Этот конфликт вообще не подлежит политическому разрешению. Его могут снять, как в свое время наши олигархи поработали в 1996 году, ведя переговоры с левыми и Ельциным. Только крупный и серьезный бизнес сможет заставить Януковича уступить, уговорить оппозицию чтобы они ушли. При условии, что всех отпустят, законы уберут ужасные и обеспечат им свободные выборы.

Раздел на Украине нереален. Я бы дала выгореть этому костру. Я бы оставила все в покое и не стала вмешиваться.

«Карелия в дерьме до сих пор, а в Финляндии все нормально»

— Наша низкая производительность — наш минус и глобальное преимущество. Мы можем все «зеркалить». Это касается любой отрасли и технологии. Какую вы видите модель развития для России? — продолжил разговор Дмитрий Скриванов.

— Мозг, — ответила Хакамада. — Тупо повторять могут китайцы. Наши уникальные суперразработки работают офигенно. Наш путь — интеллект. Мы очень умненькие, рефлексирующие, эмоционоальные. Мы руками работать не умеем, нам надо делать ставку на голову.

Наше время развития очень короткое. Несчастные 25 лет. Для изменения менталитета нации этого слишком мало, но для роста производительности труда не надо время. Японцы были проигравшей вторую мировую аграрной страной. У них случилось технологическое чудо за 5 лет. Финляндия, которая граничит с Карелией. Те же природные условия, но Карелия в полном дерьме до сих пор, а в Финляндии все нормально.

— Какая у нас национальная идея? — спросила парламентарий Дарья Эйсфельд.

— В России национальная идея уже есть, она озвучена — великая империя во главе с царем. Другая идея не национальная, — отрезала экс-политик.

«В России нет национального вопроса, есть проблема коррупции»

— Национальный вопрос может Россию разрушить? — задал вопрос Александр Мотрич.

— У нас нет иммиграции с Кавказа, у нас есть собственный Кавказ, который «тихо» взрывается, — отметила Хакамада. — Это наша проблема, Волгоград это показал. Это не имеет отношения к национальному вопросу, это вопрос политический, вскрыл его Ельцин, сделал ошибку, и до сих пор никто решить не может.

Теперь берем все страны. Конечно, иммиграция связана с коррупцией. Не контролируется некачественная структура рабочей силы. У меня помощница с Украины. Она прекрасно работает с моим ребенком. Представляете, сколько надо головной боли чтобы ее оформить. Белый человек, славянин, с высшим образованием ни хрена. А за взятки миллион таджиков в одну секунду.

У нас нет проблемы национального вопроса. Есть проблема коррупции и использования дешевой рабочей силы, которая есть во всех странах. По поводу национального вопроса. Только ассимиляция, не создавать никаких гетто, всех надо перемешать. Прекратить их привозить, а тех, что здесь, перемешать.

— Я бы хотел поднять вопрос наследования имущества, — начал депутат Илья Шулькин. — Я в последние годы стал часто задумываться, что ничего не могу оставить детям, никакого бизнеса. Я не про деньги и не про квартиру. Бизнес передать невозможно, они не смогут его защитить и администрировать

— Невозможно — подтвердила Хакамада.

— Интересно, как эту проблему для себя решают люди, у кого имущества и бизнеса больше, чем у меня? — задумался парламентарий.

— Продают — посоветовала Хакамада. — Поэтому такой вывод капитала из страны. А там уже вкладывают в бизнес, потому что там работают правила, по которым можно его оставить детям.

— Я недавно в ФБ прочитал такой пост — Онищенко запретил ввоз говядины с Украины. Лучше бы запретили баранов из Таджикистана, — пошутил Дмитрий Скриванов.

— Нехорошо, — отозвалась Хакамада о шутке.

— Затрагивая вопрос Ильи Шулькина, мы можем оставить детям креативное мышление и образование, — продложил депутат. — Почему считается постыдным или непатриотичным не воспитывать своих детей по образу и подобию существующих детей. Почему они не могут учиться за границей и потом возвращаться сюда другими поколениями и другими людьми?

— Это вопрос не ко мне, — ответила Хакамада.

— У меня дети за границей, — признался Скриванов.

— Да пожалуйста! — всплеснула руками Хакамада. — Но есть чиновники-лицемеры, которые говорят, глядя нам в глаза — все ваши деньги за границей, ваши дети за границей, вы проданы американцам, у меня все дети и внуки живут здесь. Это цинизм. Это вопрос идеологический — детей можно воспитывать где угодно, только не надо учить нас жить.

«Надо снимать блокбастеры про героев, которые смогли победить всех на рынке»

— Как изменить то, что молодые люди хотят стать именно чиновниками, причем не простыми, а взяткоемкими? — обратился к Хакамаде Алексей Луканин. Депутат законодательного собрания Пермского края и директор МОУ «Лицей № 10» Ирина Ивенских повернула голову и посмотрела на коллегу. — Они рассчитывают, что «коммерсы» все равно будут, придут и денег дадут. Как изменить саму ментальность наших чиновников?

— Необходимо создавать культурные и просветительские проекты. Фильмы интересные продюссировать, только не нравоучительные. И не на уровне авторского забубенного кино, которого никто не понимает. Блокбастеры про героев, которые смогли победить на рынке всех. У нас только «любовь-морковь», «раша» и прочий беспредел.

— Какие характеры вам нравятся в пермяках? — спросила Дарья Эйсфельд.

— Я реальных пацанов смотрю, — ответила экс-депутат Госдумы.

— Мы не все такие, — поспешно дистанцировалась от сериала Дарья Эйсфельд.

— Они очень приличные, там мудрость сумасшедшая. И пермский характер. Медленный, искренний, но при этом очень глубокий. За что и люблю Пермь. Люди не истеричные, все трудности преодолевают скромно и дико любознательны.

"