Posted 18 января 2016,, 06:37
Published 18 января 2016,, 06:37
Modified 2 марта 2023,, 16:30
Updated 2 марта 2023,, 16:30
Точно. Прикамье находится в топ-10 регионов с самыми большими отчислениями в федеральный бюджет. Впрочем, мы в этом рейтинге если и первые, то с конца. Лидером здесь является Ханты-Мансийский АО, отдающий 86% налогов, собираемых на его территории. Наш Пермский край отдает стране 55,4% собственных доходов. При этом обратно получает лишь сумму, эквивалентную 10,6% от собственного бюджета.
Всего 14 регионов отдают в федеральный бюджет больше доходов, чем оставляют себе. Оставшиеся — 71 регион — обеспечивают прежде всего сами себя. Меньше всех — от 4 до 8% — отдают в «общий котел» Новгородская, Амурская, Тульская и Липецкая области, республики Бурятия и Тыва. Вообще ничего не отдают Чукотский и Еврейский АО, Магаданская область и Хакасия. Стоит отметить, что Москве тут похвастать нечем — она оказалась только на 20‑м месте, отдавая Кремлю и Белому дому 44,5% своих доходов.
Самыми «прожорливыми» с точки зрения доли дотаций от федерального бюджета в 2015 году стали Ингушетия, Чеченская республика и Крым. Их кормит вся страна. Доля дотаций в регионах из верхней десятки получателей превышает 50%. На этом фоне Прикамье с дотационными 10,6% от бюджета региона смотрится очень скромно.
В рублях все выглядит иначе. На первое место по итогам текущего года будет претендовать Крым (сама республика — 95,3 млрд рублей из федерального бюджета, плюс Севастополь 21,4 млрд рублей, всего — 116,7 млрд рублей). В топ‑10 войдут Москва, Санкт-Петербург и Московская область, а также один из регионов, который входит и в число основных доноров федерального центра, — Татарстан.
Федеральный центр собирает в свой бюджет доходы, чтобы затем вернуть часть их регионам обратно через дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация дается региону на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения — то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.
Бюджет любого региона формируется через налогообложение. Регионы целиком оставляют себе подоходный налог (НДФЛ), налоги на имущество и налоги на доход по специальным налоговым режимам. Федерация целиком забирает себе НДС, таможенные пошлины и почти полностью НДПИ.
По итогам I квартала 2015 года доходы федерального бюджета составили 2,28 трлн рублей, а консолидированных бюджетов субъектов Федерации — 0,8 трлн рублей. Таким образом мы видим, что доля любого субъекта федерации в «общем котле» не столь огромна по сравнению с общим объемом содержимого бюджета страны.
Кризис что-то изменил?
Для Пермского края изменения общей экономической ситуации оказались весьма средними. Прикамье нельзя назвать регионом, который лучше всех справляется с последствиями кризиса. Впрочем, среди аутсайдеров Пермского края тоже нет.
Хуже прочих переживают текущий кризис Архангельская область (без автономий), Ивановская область, Ульяновская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Костромская область, Ненецкий автономный округ, Самарская и Кировская области. В основном в этом списке — промышленные регионы центра России, где наблюдаются следствия провала обрабатывающей промышленности при недостаточных возможностях импортозамещения.
Лучше других справляются с кризисом Республика Саха (Якутия), Брянская область, Республика Алтай, Тюменская область (без автономий), Воронежская область, Республика Бурятия, Московская область, Томская область, Республика Дагестан и Калининградская область.
Почти все лидеры здесь находятся в ситуации, когда наблюдается рост реального производства на фоне сокращения реальных доходов населения. Только 7 регионов из 83 умудрились показать рост реальных доходов населения за последние 8 месяцев, первые здесь Хабаровский, Пермский край и Бурятия.
Сами хорошо живем?
Не бедствуем, но и повод для гордости вряд ли найдем. Среди всех регионов России Пермский край находится в середине списка - на 39-м месте среди 85 субъектов федерации.
В таблице ниже можно увидеть сравнение Прикамья с лидером и аутсайдером по уровню жизни населения и другим значимым показателям. При этом по уровню жизни населения Пермский край проигрывает всем соседям, кроме Кировской области.
Показатель | Московская область | Пермский край | Алтайский край* |
---|---|---|---|
Уровень жизни населения | 1 | 39 | 81 |
Уровень экономического развития | 23 | 18 | 68 |
Экономическая динамика | 7 | 29 | 39 |
Уровень дотационности бюджета (в % от бюджета региона) | 10,9% | 10,6% | 40,9% |
Среднедушевые денежные доходы | 32 739 руб/мес | 26 054 руб/мес | 15 979 руб/мес |
* — Алтайский край находится на 81-м месте по уровню жизни населения среди 85 регионов. Нет данных Росстата по Тюменской и Архангельским областям без автономий, Севастополю и Крыму.
Справка Properm.ru: Показатели уровня жизни населения, экономического развития и экономической динамики регионов были рассчитаны журналом «Профиль» на основании данных Росстата о доходах, собственности и тратах населения, валовом региональном продукте, среднедушевым доходам и уровне занятости населения, индексе промышленного производства, объеме платных услуг населению и других социально-значимых и экономических показателях. |
В 2016 году Пермский край может покинуть десятку главных регионов-доноров. По данным Минфина России, регионами с самой большой долей отчислений в федеральный бюджет станут Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО.
Получателями в 2016-м году останутся Дагестан, Якутия, Камчатка, Крым, Чечня, Алтай, Тыва, Бурятия, Ставрополье и Башкортостан.
Бюджет Прикамья 2016–2018 годы сформирован с дефицитом (обозначен на графике красным цветом). Покрывать дефицит планируется остатками 2015 года, а также кредитами в федеральном бюджете или банках. Стоит отметить, что уровень дефицита регионального бюджета на 2016–2018 годы запланирован на уровне 10%, тогда как в 2013–2015 годах дефицит бюджета составлял 11,5–14,6%.
При дефицитности краевого бюджета в непредсказуемом 2016 году надеяться на увеличение дотаций региону не приходится. По данным краевого Минфина, доля безвозмездных поступлений в бюджет Прикамья составит менее 10%.