Posted 7 июля 2016,, 12:04

Published 7 июля 2016,, 12:04

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

«Ехать можно, смотреть нельзя». Репортаж с края первого Березниковского провала

7 июля 2016, 12:04
«Информация о том, что у нас в Березниках можно проехаться буквально по кромке первого провала вызвала желание убедиться в этом самому» - наш корреспондент побывал на вновь открытой дороге и рассказал о своих наблюдениях.

Как выяснилось, кинутая властями Березников дорога, на практически отрезанный от цивилизации посёлок Чкалово, поизносилась. Здесь же снуют не только легковушки «поселковых», но и многотонные самосвалы, вывозят грунт со строящихся за поселением рудников. Так что, причина износа понятна.

Чтобы большегрузы и другие автомобили имели на время работ возможность ездить в этом направлении, решено было пустить транспортный поток по отсечной дамбе, возведённой больше девяти лет назад, чтобы Кама не потекла в сторону образующегося провала.

Дорога от самих Березников до провала лежит мимо второй проходной «Азота» и дорогу на речной порт. Вираж влево, подъём и вот он «красавец» первый провал в черте Березников, случившийся 28 июля 2007 года. Через двадцать дней у него день рождения — девять лет. Сама техногенная авария на Первом Березниковском рудоуправлении случилась десять лет назад — в октябре 2006 года. Так что до юбилейной даты главной катастрофы города, превратившей развивающийся промышленный центр на севере края в депрессивную территорию, осталось всего ничего.

Попытка снять главную достопримечательность во всей её красе не удалась. Из вагончика к машине направляется женщина в чёрной форме — видимо, охранник, требует уехать и запрещает снимать. На вопросы: почему здесь нельзя стоять, снимать, кто приказал, слышен краткий ответ сотрудницы: «Начальник поста». Видимо, в Березниках главнее этого неназванного «начальника поста» никого нет. Ни мэра, ни правоохранительных органов.

Попытка запретить съёмки напоминает избитый анекдот про Вовочку, который говорил, что задница то есть, а слова нет. Так и тут. Провал есть, его фотографиями изобилуют соцсети, а вот фотографировать нельзя! Ехать можно, смотреть нельзя, полгорода затопить можно, а говорить — нельзя!

С обратной стороны провала, к промышленной площадке бывшего БКПРУ-1, примыкает целый жилой район, который большой своей частью расселён и пуст. А тут на горизонте заполненного водой провала промышленные объекты рудоуправления.

Слева — новые здания сушильного отделения. Отсюда готовая продукция, хлористый калий, поступал в склады. Складов уже нет. Их место на переднем плане техногенного водоёма.

Правее — здание бывшей карналлитовой фабрики. С самого правого края фотографии — заваливающееся здание фабрики техсоли, около которой и образовался провал девять лет назад.

Вот такой памятник аварии на БКПРУ-1 можно лицезреть вплотную, пока ремонтируют основную дорогу в мир для жителей Чкалово.

Николай Ключников для Properm.ru

"