Posted 9 ноября 2009,, 06:25

Published 9 ноября 2009,, 06:25

Modified 2 марта 2023,, 17:03

Updated 2 марта 2023,, 17:03

Новая модель образования детей принята главой Перми

9 ноября 2009, 06:25
Ее основные принципы.

Глава Перми Игорь Шубин провел заседание Общественного совета по образованию, на котором был рассмотрен вопрос о новой модели предоставления услуг дополнительного образования детей в городе Перми.

Как отметила в своем докладе заместитель главы администрации Перми Надежда Кочурова, в настоящее время в Перми действует муниципальная сеть учреждений дополнительного образования. Но по данным социологического исследования, из 108 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет получают услуги дополнительного образования только 67% пермских ребят.

В муниципальных учреждениях дети занимаются бесплатно (31%), а в частных кружках и секциях родителям (36%) приходится платить за каждое занятие ребенка. Как считают эксперты, это нарушает принцип социальной справедливости, у ребенка отсутствует право свободного выбора учреждений дополнительного образования. В результате выбор в основном определяется «размером кошелька родителя». С другой стороны, перед частным поставщиком услуги стоит барьер — невозможность вхождения в рынок муниципальных образовательных услуг.

Городским властям поступает много обращений от родителей, директоров, предпринимателей с просьбами о бюджетной поддержке для занятий допобразованием, в том числе, в частных и ведомственных центрах.

Именно поэтому в администрации Перми были разработаны новые подходы к предоставлению услуг дополнительного образования. И главным из них должен стать адресный принцип распределения бюджетных средств — выделение бюджетной квоты на каждого ребенка для занятий в учреждениях дополнительного образования любой формы собственности в любом районе города. Ориентировочно размер квоты будет составлять 10 тысяч рублей в год на одного ребенка.

Цель внедрения новой модели дополнительного образования детей — создание на территории Перми конкурентной системы предоставления услуг дополнительного образования, обеспечивающей реальные условия для повышения доступности и качества услуг.

Основные принципы новой системы предоставления услуг дополнительного образования детей: демонополизация рынка дополнительного образования; закрепление бюджетной квоты по адресному принципу за ребенком и равные стартовые условия для получения дополнительного образования. Одной из важнейших составляющих новой системы является целевая поддержка одаренных и талантливых подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

В ходе заседания Общественного совета состоялось конструктивное обсуждение новой модели предоставления услуг дополнительного образования детей, в котором приняли участие члены совета и приглашенные руководители учреждений разных форм собственности, представители родительской общественности.

Высказывая свое экспертное мнение, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков отметил: «Количество обращений, поступающих в мою приемную, явно показывает, что действующая система дополнительного образования серьезно больна, и ее необходимо приводить в соответствие с современными реалиями жизни. Городу нужна новая концепция развития услуг дополнительного образования детей. Отрадно, что городские власти понимают важность включения в новую систему детей-инвалидов и детей, находящихся в социально опасном положении. Ведь любое учреждение создается для ребенка, а не наоборот. Радует, что в новой системе у ребенка появляется право свободного выбора и множества проб различных кружков и секций. Также стоит отметить заложенный принцип прозрачности: родители как налогоплательщики имеют право выбирать качество и количество услуг».

«Дорогу осилит идущий. Для решения проблем, назревших в дополнительном образовании, нужны конкретные практические шаги. В этом ценность данного проекта» — считает депутат Пермской городской Думы Светлана Кутнякова.

Резюмируя итоги заседания, Глава Перми Игорь Шубин подчеркнул: «В целом всеми выступающими проект одобрен. Полезно и то, что в ходе нашей работы мы выделили ряд возможных рисков, к которым необходимо очень внимательно отнестись и проработать пути их преодоления. У нас есть для этого время. Нужно скрупулезно продумать, как создать для всех участников рынка равные условия, тщательно изучить вопросы, связанные с лицензированием учреждений, качеством дополнительного образования. Впереди «круглые столы», рабочие группы для глубокого погружения в тему. Думаю, на следующей встрече в начале 2010 года мы дадим ответы на прозвучавшие сегодня вызовы».

Планируется, что внедрение новой модели предоставления услуг дополнительного образования детей в Перми будет проходить постепенно. Предварительный этап продлится с ноября 2009 года до июля 2010 года. За это время необходимо подготовить нормативную базу, сформировать реестр поставщиков услуг и апробировать электронную систему учета исполнения муниципального задания. Активная стадия должна начаться с августа 2010 года, когда начнется размещение муниципального задания в учреждениях дополнительного образования независимо от организационно-правовой формы собственности.

"