Posted 25 октября 2017,, 11:45

Published 25 октября 2017,, 11:45

Modified 2 марта 2023,, 14:41

Updated 2 марта 2023,, 14:41

«Метеоры» на Каме и самолет в Березники. Нужно ли Пермскому краю что-то кроме хороших дорог?

25 октября 2017, 11:45
Анастасия Вяткина
Давайте договоримся, что речь идет не об автострадах из вашей мечты, а о реальной сети автодорог, которая пронизывает весь Пермский край, соединяя города, поселки, людей и их дела. Чем больше край вкладывает в сеть автодорог, тем сложнее развивать другие виды транспорта. Увидит ли Прикамье вновь речные быстроходные ракеты и самолеты над Березниками и Соликамском? За ответом мы отправились к министру транспорта Пермского края Николаю Уханову.

— Хорошие дороги «убивают» водные транспорт и малую авиацию. Николай Борисович, правдив ли наш тезис?

— Правдив. В этом году мы много обсуждали наработки по водному транспорту, и железной дороге, и авиаперевозкам. У нас активно развивается сеть автодорог, и все перевозки по автомобильным дорогам находятся в большем выигрыше. У водных путей и авиаперевозок внутри региона есть перспективы, однако многое зависит от экономической составляющей таких перевозок.

Имея такие реки — Сылва, Чусовая, Кама — хотелось бы иметь водные перевозки. Весной этого года появилась идея восстановить несколько рейсов. В Нижнем Новгороде есть конструкторское бюро имени Алексеева, которое занимается разработкой судов на подводных крыльях. Говорили про их разработку «Валдай 45». Потом вместе с коллегами считали экономику таких перевозок. Стоимость билета получилась в районе 1000–1200 рублей. Возможно, это подъемно, но однозначно дороже, чем на автобусе.

Казалось бы, можно даже субсидировать, но появляется вопрос, а кто поедет? Семь с половиной часов до Чайковского по воде, а на автобусе по дорогам выходит 4–4,5 часа. Весь день потратить, чтобы добраться на юг Пермского края, мало кто готов. Первые несколько часов, конечно, можно наслаждаться пейзажами, но потом надоест. Со всех сторон выбор не в пользу водного транспорта получается. Загрузка таких судов будет не выше 50%.

Справка Properm.ru. Судно на воздушных крыльях «Валдай 45». В Нижнем Новгороде возродили технологию, по которой суда не строились более 30 лет. Именно эта разработка прославила конструктора Ростислава Алексеева в 50-е годы ХХ века. Осадка «Валдая» позволяет преодолевать мелководье, он не нуждается в причале и может подходить к необорудованному берегу. Скорость — 65 км/ч, дальность рейса — 400 км, высота волны — 0,7 метра. Первые рейсы таких судов запланированы в Санкт-Петербурге, пассажирами станут болельщики ЧМ-2018 по футболу. Есть договоренность об использовании таких судов на Волге, Оби, Иртыше. Фото: «
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

— С учетом того, сколько лет таких перевозок не было, от инфраструктуры вообще что-то осталось?

— Состояние инфраструктуры — проблема. Советские еще суда не могут просто пристать к берегу, им нужны причалы. А причалы — какие-то в частной собственности, какие-то в муниципальной, какие-то совсем бесхозные. Ладно бы там были частные катера и рестораны, но зачастую это просто аварийные сооружения, на восстановление которых нужно потратиться. Вложить деньги, субсидировать маршруты и никто не поедет — насколько это эффективно? Вот и ответ.

— Получается, у водных перевозок совсем нет перспектив? Или могут существовать какие-то короткие коммерческие рейсы?

— Перспектива может быть у коммерческих рейсов. Например, до курорта Усть-Качка. Это не будет регулярной пассажирской перевозкой, это, скорее, рейс выходного дня.

Панорама речного вокзала Перми

— Кстати, летом в выходные там ощутимо не хватает парковочных мест всем желающим. А ведь когда-то туда добирались именно «Метеором» по Каме от Перми 1, ехать в душном автобусе совсем не хотелось.

— Я встречался с курортом, спрашивал, готовы ли они принять людей. Говорят, готовы. Я встречался с Камским речным пароходством, думали о навигации 2018 года. Есть время посмотреть, как можно организовать взаимодействие курорта, перевозчика, экономику опять же посчитать. Такой же коммерческий рейс мы смотрели в сторону курорта Демидково. По такой же схеме.

Есть еще вариант рейсов до Краснокамска, они будут относится к регулярным пассажирским перевозкам. Рейс «Краснокамск — Пермь 1 — Гайва». Сейчас в Камском речном пароходстве считают, что получается в итоге, на чем можно сэкономить, чтобы получилось эффективно. В давние времена такие рейсы были, а теперь мы вынуждены ответить на вопрос «кто поедет».

Но где нет другой транспортной доступности, водный транспорт незаменим. Сейчас мы регулярно субсидируем 4 маршрута на Сылве, в Березниках, в Троице и в Пермском районе. Это паромные перевозки и пассажирские катера, они пользуются постоянным спросом. Планируем и на 2018 год, и на период с 2018 по 2021 год таким образом обеспечивать транспортную доступность. На это в бюджет закладываем порядка 16 млн рублей.

Набережная в Чайковском, 1990 году.

— Говоря о возможном маршруте «Краснокамск — Пермь 1 — Гайва», готов ли Минтранс его тоже субсидировать?

— Готов. Не до бесконечности, но готов. Субсидирование таких рейсов возможно в разумных объемах, чтобы накатать маршрут, нарастить пассажиропоток, поддержать перевозчика.

— Предположу, что у авиаперевозок аналогичная ситуация со спросом и перспективами.

— Что касается авиаперевозок внутри Пермского края, вновь на 100% работает ранее озвученный тезис. Раньше летали из Перми в Березники, когда по дорогам нужно было ехать более 4 часов. Сейчас на машине туда можно добраться за 2 часа, при этом дешевле, чем самолетом. И, конечно, инфраструктура потеряна.

Сейчас смотрим на аэропорт Фролы. Но не с точки зрения пассажирских перевозок. Есть желание сохранить систему патриотического воспитания ДОСААФ. Авиадело, парашюты — молодежи это действительно интересно. И коммерческие рейсы никто не отменял. Есть бизнес, которому актуально добраться из точки А в точку Б не за 2 часа по дорогам, а за 1 час по воздуху. Ряд предприятий, руководителей, у которых на счету каждая минута, готовы платить деньги за комфорт и скорость.

Малая авиация — это и МЧС. Наш Пермский край, наверно, один из немногих субъектов в России, у которого в ГУ МЧС нет вертолета. Внештатные ситуации — горение лесов, ДТП на федеральной трассе — им нужно быстрое авиасообщение. Конечно, им самим нужно лоббировать на федеральном уровне приобретение вертолетов. Но с точки зрения базирования, аэропорт Фролы — идеален. У санавиации есть вертолет Ми-6, скоро появится вертолет Ми-8. Их базирование планировалось в Березниках и Соликамске, но как точка для эксплуатации аэропорт Фролы тоже подходит.

Далеко за пределами дорог общего пользования. Экспедиция Properm.ru в Черепаново.

— Насколько лет вперед есть сценарии развития у сети автомобильных дорог, водного транспорта и малой авиации?

— Сейчас планы по развитию всех видов транспорта в Пермском крае есть на 3–5 лет. Что будет дальше, сильно зависит от состояния экономики в стране. Сеть автодорог будет развиваться активно.

— Все знают о продолжении реконструкции Восточного обхода, про второй Чусовской мост, обход Чусового, продолжение реконструкции трассы «Пермь-Екатеринбург» до Кунгура, реконструкции и ремонты многих участков региональных трасс. При этом жители Прикамья регулярно жалуются на плохие дороги или отсутствие сообщения в небольших городах и поселках. Что с этим делать?

— Сейчас мы приводим в порядок региональные дороги. Кроме того, в 2017 году в два раза увеличили помощь муниципалитетам на приведение их дорог в порядок. Эта программа рассчитана на три года. Со следующего года забираем у муниципалитетов 411 километров дорог из муниципальной собственности в краевую. Это означает, что за счет краевого бюджета эти дороги будут отремонтированы со временем, будет лучше их содержание.

Правда, это даже не дороги, а просто «направления». К примеру, есть «дорога», которая соединяет Кудымкар и Усолье. На мой взгляд, абсолютно логично, чтобы эти территории были связаны — зачем делать объезд в 200 километров?! На деле же до Пожвы дорога есть, а потом просто ничего. Будем делать: часть дороги берет на себя Усольский район, мы отремонтируем 28 километров. Появится нормальная дорога, можно будет автобус запускать. Также забираем дороги, которые выходят из муниципалитетов в соседние субъекты. Там нужные дороги в таком состоянии, что когда мы объявили о решении забрать их в краевую собственность, люди стоя апплодировали.

"