Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
12133 +139
Выздоровели
8154 +82
Умерли
599 +6
Properm.ru
«В тупике для ядерных поездов номер «ноль». Фотоэкскурсия на станцию «Лесная» Сегодня, в День ракетных войск стратегического назначения, вместе с пермским блогером Алексеем Старковым мы отправляемся на ППД БЖРК 52 РД. Что это такое? Читайте дальше!

«В тупике для ядерных поездов номер «ноль». Фотоэкскурсия на станцию «Лесная»

17 декабря 2017, 14:08
репортаж

«В тупике для ядерных поездов номер «ноль». Фотоэкскурсия на станцию «Лесная»
Сегодня, в День ракетных войск стратегического назначения, вместе с пермским блогером Алексеем Старковым мы отправляемся на ППД БЖРК 52 РД. Что это такое? Читайте дальше!

В армии любят сокращать. Для начала разберемся с аббревиатурой. ППД - пункт постоянной дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, ну а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году. На смену дивизии пришла 1328-я база хранения и перегрузки элементов БЖРК (в/ч 12264), просуществовавшая до 1 сентября 2007 года.

В этот период все самое ценное и опасное было вывезено или утилизировано и вот уже целое десятилетие о существовании ракетной дивизии напоминают только руины военных городков, остатки инфраструктуры и боевых позиций разбросанные на огромной территории в лесах южнее города Перми.

Бетон, а местами и железо, пока еще остались, а как же люди? Ветераны дивизии разъехались по всему бывшему СССР, а кто-то навсегда осел в Звездном, сохраняя память о соединении в любовно созданном своими руками музее.

Вся эта безрадостная картина лично мне представляется живой иллюстрацией периода развала Римской или, что ближе к нам, Византийской империи. В периоды между нашествиями очередных варваров, крестоносцев или всхождения на трон полубезумных императоров подданным империи всех уровней социальной иерархии не оставалось ничего другого как мечтать о реванше и воссоздании былого величия.

Если у нас ко Дню РВСН даже через 5 лет не побегут по железным дорогам веселые ракетные поезда, то сейчас пока еще можно посмотреть как все было устроено и работало еще каких-то десять лет тому назад. Смотреть конечно лучше в музее в "Звездном", но для любителей натуры никакой макет не заменит живое прикосновение к истории, к остаткам железнодорожно-ракетной цивилизации.

На границе осени и зимы мы приехали на ППД осмотреть неоднократно осмотренное и заглянуть в пару сооружений где еще не были. Припарковавшись между перездами, скакать дальше по разобранным путям особого желания не возникало, отправились к неказистому зданию пешком.

Так выглядит центральная часть ППД с огневой точки, вынесенной на покрытие башни-пескосушилки. Справа караулка, а слева желтое двухэтажное здание станции "Лесная" откуда осуществлялось управление всем железнодорожным хозяйством в границах ППД, а может быть и далее.

Подходим к станционному зданию ближе. Его еще называют постом электрической централизации, отсюда можно было централизованно управлять движением поездов.

Здесь пути были разобраны давно и уже частично зарастают мелколесьем.

На здании до сих пор сохранились свойственные станционным постройкам часы на парадном фасаде и большие окна второго этажа с "оперативным" залом. На месте путей - только шпальная клетка.

Проникаем внутрь здания и осматриваемся в фойе. Замечаем ведущую на второй этаж лестницу, но по ней не идем, а начинаем последовательный обход служебных помещений по часовой стрелке.

Практически во всех помещениях сохранилось кое-что из мебели, а вот радиаторы парового отопления безжалостно срезаны и наверняка уже нашли другого хозяина. Неплохо выглядят и оконные рамы, только в редких случаях стекла разбиты.

Почти свежее объявление на дверях строевой части. Планировка здания проста: центральный коридор вдоль всего этажа и многочисленные помещения по обе стороны. В правые двери помещений юго-западной половинки здания мы будем заглядывать на обратном пути, чтобы не запутаться.

Кое-что осталось на стенах для посетителей.

Помещение фильтро-вентиляционной установки. Интересно оснащение подобным агрегатом обыкновенного не защищенного здания. Внизу валяются нарезанные кем-то дюралевые уголки от установки подготовки воздуха.

Веселенькое помещние напротив строевой части. Возможно здесь находилась комната отдыха. Сверху свисают остатки разобранных подвесных потолков.


На втором этаже планировка гораздо сложнее, дверей тут много. Справа от нас - комната для приема пищи

Это сердце станции - комната 18 или главный зал. Здесь нет традиционной башни где сидят диспетчера и управляют движением. Тем не менее широкие окна открывают вид в двух направлениях на путевое и стрелочное хозяйство. К сожалению, пульт управления безнадежно уничтожен.

Из интерьеров здесь остались только каркас пульта дежурного, каркас стойки с аппаратурой и пара сейфов.

Вид из окна оперативного зала с журналом движения поездов по станции Лесная на подоконнике.

В соседнем помещении располагалась "электропитающая установка электрической централизации".

Далее идут помещения без окон с многочисленными стойками аппаратуры. На фото: помещение №21 - релейная.

Заходим в темное помещение без окон, с кучей деревянных шкафов и металлических стеллажей. Здесь был склад запчастей. Местами они еще лежат на своих местах. Кстати, подобные реле до сих пор используются на железнодорожном транспорте.

Осмотрев второй этаж станции мы покидаем место, откуда раньше управляли боевым железнодорожным ракетным комплексом.

Алексей Старков для Properm.ru

Оцените материал
1