Posted 13 мая 2018,, 06:30

Published 13 мая 2018,, 06:30

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

«Действовать нужно точечно». Мнение пермяка о развитии туризма в Пермском крае

13 мая 2018, 06:30
Турист с 15-летним стажем Евгений Мокин поделился с Properm.ru своими мыслями о развитии локального туризма в Прикамье и привел примеры соседних регионов, где это уже получилось сделать.
Сюжет
Колонка

Туристическая сфера в Прикамье, как и в любом другом богатом на природные и исторические памятники регионе, должна приносить деньги, и помогать развивать территории. Туристическая сфера должна быть привлекательной. Поэтому в Пермском крае я вижу перспективы и возможности, которые сейчас не реализуются.

Есть замечательные примеры того, как можно развивать туристический потенциал регионов. Например, как это делают европейцы «из ничего». Если вы подписаны на Instagram Эльнара Мансурова (MishkaTravel), то можете посмотреть как локальный туризм развивается в Шотландии. У него появился об этом пост несколько дней назад. Буквально на пустом месте установили две огромные скульптуры и разбили вокруг парк. Теперь это место притяжения как местных жителей, так и всевозможных туристов.

Также есть хорошие европейские примеры локального туризма, основанного на природных достопримечательностях. Например, система речных каналов в городке Люббенау недалеко от Берлина, где организованы лодочные станции. Это место также притягивает не только местных жителей, но и туристов. При этом там нет ничего особенного. Это уж точно не Чусовая и не Вишера с их потрясающей природой и историей.

Если смотреть более приземленно, то можно изучить опыт Башкортостана, например, далеко не самый популярный природный парк Мурадымовское ущелье. У башкир в этом плане накоплен неплохой опыт. Они на протяжении многих лет занимаются организацией природных парков, которые, кстати, являются государственными учреждениями. Именно государство определяет правила пользования парком и является якорной организацией, которая благоустраивает территорию, создает необходимую туристическую и инженерную инфраструктуру: организовывает места под палатки и разведения костров, устанавливает мангалы, беседки и туалеты. За все это при входе в парк турист платит весьма условные деньги, около 150 рублей. Со временем вокруг этого парка начал появляться бизнес: туристические базы, кафе, прокат различного инвентаря и туристического снаряжения. В мой летний визит туда по номерным знакам припаркованных автомобилей можно было изучать географию ближайших регионов нашей страны. По словам администратора турбазы, свободные номера выкупают за три-четыре месяца. Ко всему прочему, там же в парке организован ещё и детский летний лагерь.

Удачные примеры организации локального туризма есть и в Челябинской области. Несколько последних лет я наблюдаю за развитием национального парка Зюраткуль. Динамика развития инфраструктуры, необходимой для туриста, приятно удивляет.

Буквально пять лет назад там была одна парковка на десяток легковых автомобилей, остальные были вынуждены оставлять машины вдоль узкой дороги. В январе 2018 года, когда я там был в последний раз, на расчищенной парковке стояло уже около 30 автомобилей и была организована отдельная парковка для автобусов. Насколько помню, их там было примерно 10 штук, и это несмотря на трескучие уральские морозы! Некоторые были с пермскими номерами.

Активное развитие туризм получает в Свердловской области. Помимо всем известного парка Оленьи ручьи, вокруг горы Белой организуется туристический кластер, аналогичный Красной поляне в Сочи. На исторической территории под Нижним Тагилом собираются построить комплекс гостиниц и кемпингов, проложить горнолыжные и лыжные трассы, конные, водные, велосипедные и трекинговые маршруты. Кстати, разработать идеологию территории предложили нашему земляку писателю Алексею Иванову. И уж если смогли в свое время упустить Иванова, то нужно приложить максимум усилий для предложения сегодняшним туристам достойной альтернативы в виде развитой инфраструктуры и восстановленной исторической фактуры, которой в крае в изобилии. Это здоровая конкуренция.

Глубоко убежден, что основываясь на опыте европейских стран и соседних регионов, можно серьезно развить локальный туризм в нашем регионе. Разумеется, власти Прикамья также предпринимали попытки - тот же проект «Пермь Великая» с его тематическими кластерами, который, к сожалению, никак не изменил ситуацию.

На мой взгляд, действовать нужно «точечно». Если развивать парки, привязанные к конкретному историческому или природному памятнику, то действовать можно гораздо эффективнее, закрепив конкретные показатели по развитию инфраструктуры и привлечению туристов. Это правильно с точки зрения управления проектом. Благо, мест, которые пользуются большой популярностью в Пермском крае много и все они хорошо известны: камень Ветлан, гора Колпаки, Каменный город, Полюд, Колчимский камень, Жигаланские водопады. И это не конец, список можно продолжать и продолжать. На всех этих памятниках природы я бываю ежегодно и, как правило, не единожды. И в праздничные, и в выходные дни туда стекаются туристические потоки - автомобили, автобусы, снегоходы, квадроциклы. Только вместо организованного похода по ухоженной территории люди отдыхают ровно так, как умеют и, к сожалению, некоторые из них оставляют за собой мешки мусора, которые некому убирать.

Еще один важный нюанс. Большинство памятников природы Пермского края расположены в депрессивных территориях. Поселок Теплая гора, Усьва, Шумихинский, Юбилейный, Красновишерск – далеко не самые благополучные территории в плане присутствия разноформатного бизнеса и рабочих мест. На примере других регионов: обслуживанием инфраструктуры природных парков занимаются жители окрестных населенных пунктов. Куда уж очевиднее, что развитие туристической отрасли влечет за собой появление новых рабочих мест.

Убежден, что развитие локального туризма в этих места может улучшить положение дел. Примером может быть ежегодно обрастающий всё новой инфраструктурой бывший мраморный карьер в Рускеале (Карелия), антиподом выступают наши живописные карьеры недалеко от Всеволодо-Вильвы.

На мой взгляд, чтобы двигаться вперед в этом направлении, нужна административная воля, желательно, чтобы она поднималась с местного уровня, но если по каким-то причинам ее нет, необходима централизованная программа на уровне губернатора. На примере других регионов мы видим, что это абсолютно реально.

Ведь если ничего не делать, то мы получим вытоптанные и заваленные мусором леса, разрушенные и поросшие березками исторические памятники. Посмотрите на Пыскор, Усолье, Кын, Чердынь, Ильинский, Чермоз, Пожву. С годами количество таких мест будет только увеличиваться. Поэтому на развитие туризма вокруг природных и исторических памятников Пермского края нужно смотреть и с точки зрения экологии, и с точки зрения сохранения культурного наследия, собственной исторической самоидентификации. Чтобы нашим с вами потомкам что-то осталось. Если не в первозданном виде, то хотя бы ухоженное и цветущее.

"