Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Не должны школы топить дровами!» Березники готовятся к объединению с Усольем и нуждаются в педагогах

10 августа 2018, 08:07
интервью

«Не должны школы топить дровами!» Березники готовятся к объединению с Усольем и нуждаются в педагогах
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
На развитие сферы образования в Березниках, по данным пресс-службы администрации города, направляется практически треть бюджета муниципалитета, порядка 2 млрд рублей.

В здании управления образования администрации Березников запах, как в детском саду. Стойкое ощущение возврата в детство, вот-вот кашей начнут кормить. «У вас детский сад где-то здесь же? », — спрашиваю. Татьяна Мухатаева, начальник управления, смеется: «Просто столовая на первом этаже. Это ладно, когда вкусными запеканками пахнет, а когда колбасками с чесноком». Вижу, что разговор получится. В Березниках очень сложно с получением информации, люди, даже если хотят что-то рассказать, ужасно боятся. Боятся административного давления, потери работы или бизнеса. И найти такого человека, тем более чиновника, который и о проблемах, и о задачах говорит достаточно открыто, сложно. Так что с Татьяной Мухатаевой нам повезло.

— Татьяна Анатольевна, наш проект «Регион» выходит уже не в первый раз, мы побывали в разных территория края. Практически везде со сферой здравоохранения все немного похуже, чем со сферой образования. Это связано с тем, что здравоохранение передано на уровень субъекта РФ, а образование осталось на местном уровне?

— Безусловно, решения на местах принимать гораздо легче. Пока ты ждешь, когда наверху примут решение, проходит время, а оно имеет ценность. Здесь гораздо проще: выехал, вернулся с готовым решением. Я и родителям, и педагогам вседа говорю, что самый быстрый способ решения любой проблемы — это вот этот кабинет. Не будут местные проблемы в министерстве решать.

— Насколько сложна в Березниках структура сферы образования? Сколько школ, садов, учреждений дополнительного образования?
— Система образования довольно простая: в подчинении отдела школьного образования 21 школа, в отделе дошкольного образования — 42 сада, в отделе дополнительного образования — девять учреждений и детский лагерь «Дружба». Два года назад к управлению присоединен отдел молодежной политики.


— Как вы готовитесь к объединению с Усольем? Каковы первые впечатления?

— Мы уже встречались с руководителем управления образования Усольского района, знакомились, объехали всю территорию, посмотрели все учреждения. Впечатления, конечно, самые разные. В школе в Березовке до сих пор котельная на дровах. В 21 веке не должны школы топить дровами! Детские сады современные, хорошие, с игрушками, пособиями, дети играют в шахматы, собирают роботов.

— Скорее всего, и там, и здесь существует кадровая проблема. Каких специалистов не хватает? Как вы их ищете, привлекаете?
— Проблема достаточно острая по причине старения кадров. Средний возраст педагогов — 50, в отдельных школах 55 лет. Руководители учреждений уговаривают вышедших на пенсию педагогов остаться и работать. Несмотря на то, что рядом Пермь с педагогическим университетом, рядом Соликамск с филиалом классического университета, очень мало молодых педагогов приходят в наши школы. В среднем по статистике 10 — 12 каждый год, это мало для города Березники, и нехватка кадров ощущается.
Как мы решаем эту проблему? В этом году начинает работать муниципальная программа привлечения педагогических кадров. Восемь миллионов рублей запланировано в этом году в рамках программы для педагогов, которые приедут к нам из других территории на постоянное место жительства.

— Вы ищете молодых специалистов, выпускников?

— Нет, мы решили приглашать на работу педагогов со стажем, квалифицированных. По условиям программы на финансовую поддержку могут рассчитывать педагоги первой и высшей категории с опытом работы не менее пяти лет, может, с какими-то интересными находками. Мы предлагаем им отработать 10 лет, они получат по миллиону рублей на жилье, жилье остается в их собственности через 10 лет. Пока из восьми педагогов, которым мы могли бы предоставить средства на покупку жилья, заявился только один на участие в программе. Не идут даже на миллион.

— Как вы думаете почему?
— Наверное, отчасти потому что лето, период отпусков, ближе к осени мы попробуем еще раз заявить об этой программе, продлить сроки предоставления документов.

— За миллион можно купить квартиру в Березниках?
— Однокомнатную можно вполне, если чуть-чуть добавить, можно взять и двухкомнатную. Я думаю, это значительный вклад в семейный бюджет. Получить миллион, на 10 лет вперед быть обеспеченным работой, заниматься любимым делом — это же совсем неплохо.
— А какие специальности нужнее всего?
— Постановлением администрации Березников утвержден список наиболее дефицитных специальностей: учителя начальных классов, физики, математики, русского и английского языков, достаточно большой список. Мы приглашаем, предлагаем хорошие условия.
— Сколько всего педагогов в Березниках?
— Порядка 900.
— А необходимо?
— Еще порядка 60. Поэтому наша муниципальная программа будет продолжена и в следующем году, и через год, средства уже предусмотрены в бюджете. К тому же впереди строиельство школы в микрорайоне Любимов, на том берегу, на 1224 места. По штатному расписанию туда потребуется 100 педагогов. Мы понимаем, что часть педагогов из школ Березников переедут туда, и мы даже рассчитываем, что они начнут работать в новой школе, но тогда получается, здесь освободятся ставки, надо будет занимать эти вакантные места.
— По поводу школ, самих зданий. Насколько они современные, нуждаются ли Березники в новых школах, учатся дети в две смены?
— Самая молодая школа построена 20 лет назад, в микрорайоне Усольский, все остальные 80-х, 70-х, 60-х годов, достаточно старые школы. Мы стараемся поддерживать их в нормативном состоянии. Сейчас закончилась приемка образовательных учреждений к началу учебного года. Школы все готовы, все приняты. Последний капитальный ремонт был проведен в 2016 году в школе №4 для детей с ограниченными возможностями. Сегодня в этой школе учтены все требования детей с ограниченными возможностями и их родителей.
В Березниках в одну смену работает только семь школ, порядка 25% детей учатся во вторую смену, всего в городе 17600 школьников. Есть школы очень загруженные, свыше тысячи человек. Если говорить о государственной программе перехода на обучение в одну смену, то планы у нас достаточно грандиозные: кроме школы в микрорайоне Любимов построить еще две школы на этом берегу, для того чтобы уйти от второй смены. Если это случится, то полностью снимет остроту вопроса со второй сменой.

— В микрорайоне Любимов кроме школы какие еще образовательные учреждения будут?
— Два детских сада. Сейчас идет строительство детского сада на 240 мест, закончим строительство к концу этого года.
— А пока дети переселенцев где будут учиться и в какие сады ходить?
— Там есть два детских сада, и понимая, что со строительством процесс затягивается, мы предусмотрели наличие свободных мест в этих детских садах, и сегодня у нас есть там около 100 мест. Проблемы переселенцев с детскими садами хотя бы на первое время сможем решить. А школа там есть №22, сегодня около 700 детей в ней учатся, проектная мощность — 1200 мест, то есть она еще может принять детей.

— Сколько в Березниках школ до 9-ого класса, сколько до 11-ого?
— У нас школа №11 является новым образовательным центром (НОЦ) для учащихся 10–11 классов, это проект еще 2010 года. Многие старшеклассники Березников поступают в НОЦ, в этом году ожидается набор 180 десятиклассников.
Часть школ десятые классы не набирает. Это связано с реализацией федеральных стандартов среднего образования — мы должны старшеклассникам предоставлять более широкие возможности по выбору образовательного маршрута, образовательной программы. А когда в школе один десятый /одиннадцатый класс, это сделать практически невозможно при том минимуме часов, которые заложены в учебный план . Когда в параллели старших классов школы порядка 10 — 12 классов, это сделать проще, у ребят появляется больше профильного выбора, родители это уже понимают.
— Сколько первых классов? В Перми до «е» дошли уже.
— И у нас по пять первых классов.

— Несмотря на отток населения?
— Отток есть, но подросли малыши, которые вытащили Россию из демографической ямы. Они родились, когда государство предложило программы поддержки за второго и третьего ребенка. Сейчас они пошли в школы. И количество первых классов увеличивается ежегодно, в каждом классе по 30 детей.

— Сколько всего первоклассников в этом году набираете в Березниках?
— Больше 1800 будет.
— У вас также, как в Перми, идет отбор в элитные школы, гимназии?
— Нет, у нас все как обычно по закону, по прописке. Есть гимназия, у нее небольшой микрорайон, который прошел процедуру переселения, там мало домов осталось. Гимназия набирает детей со всего города, но все остальные заполнены и переполнены детьми по прописке.
— Длинные очереди в детские сады, в ясли?
— Нет очереди. Мы закончили процедуру комплектования детских садов на этот учебный год, получили путевки в ясли десятимесячные малыши. Очереди из трехлетних детей не стало еще в 2013 году, тогда мы провели реконструкцию трех зданий. Одно долго стояло разрушенное, в двух других зданиях были школы, их реорганизовали, здания освободили под сады. Реконструировали, купили новые игрушки, кровати. В других садах переоборудовали под группы свободные помещения. Сейчас у нас даже есть вакантные места (по одному-два) в группах старшего возраста.

— Есть ли проблема с кадрами в детских садах?
— Есть, но она не такая острая как в школах. Мы понимаем, что причина здесь — достаточно низкая, по мнению жителей, заработная плата, но статистика другая.

— А каков уровень заработной платы у учителей, воспитателей?
— 31 тыс. рублей у педагогов, 27 тыс. рублей у воспитателей.

— Выпускники уезжают? Куда поступают? Возвращаются ли?
— Часть выпускников остается, конечно, в нашем филиале ПНИПУ, получают специальности, которые востребованы на предприятиях нашего города. Большинство выпускников уезжают, учатся в Перми, в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Москве. Мы работаем с предприятиями по целевому набору, поэтому те, кто получает высшее образование по целевому набору, возвращаются.

К сожалению, нет статистики, сколько возвращаются точно, сложно отследить. Но если они остаются в больших городах, это значит, что мы хорошо отработали! Значит, социализация ребенка прошла хорошо, значит, он может найти себя, учиться, устроиться.

— Процент поступающих в высшие учебные заведения?

— Он стабилен, порядка 70%. У нас же есть еще среднеспециальные учебные заведения, политехнический колледж, строительный техникум, наборы в них есть и не уменьшаются.
— По поводу дополнительного образования в Березниках. Я очень много наслышана, что оно здесь на очень хорошем уровне, расскажите, за счет чего?
— Просто в тот период, когда жить было очень тяжело и трудно, город не сокращал финансирование дополнительного образования, сохранил учреждения. Конечно мы провели реорганизацию (точнее сказать укрупнили юридические лица), но учреждения дополнительного образования у нас есть во всех микрорайонах, несмотря на то, что город можно пешком пройти. Также дополнительное образование широко представлено в школах. У нас не дети идут к педагогу, а педагог идёт к детям. Во второй половине дня в школах лепят, вышивают, играют в теннис и волейбол, занимаются самбо. Детям не надо даже идти никуда.

— Так вот в чем секрет? Педагоги допобразования сами приходят в школы.
— Наверное. Исключение составляют занятия, где требуется оборудование, инструменты, приспособленные помещения. Например, нужен хореографический класс — тогда во Дворец творчества. Если картинги, мотокросс, ракето-, самолето-, судостроение — в центр технического творчества. Вязать узлы и заниматься альпинизмом — на станцию активных туристов. Вороны, жуки и змеи — на станцию юных натуралистов.


— У вас не было системы сертификатов?

— Попробовали её в качестве эксперимента в закончившемся учебном году 2017- 2018. Выдали сертификаты детям со второго по девятый классы. Сертификат был рассчитан на две образовательные услуги, в нем был указан полный список учреждений дополнительного образования для выбора учащихся и несколько отрывных талонов. Талон рассчитан на квартал. При этом мы не ограничили ребят в выборе других форм деятельности.

Для нас это была возможность посчитать, сколько, действительно, детей вовлечено в дополнительное образование, не сидят ли педагоги без дела. Родители и дети узнали, что у них, оказывается, очень много возможностей. 85% детей охвачены услугами дополнительного образования на сегодняшний день.
— Сколько педагогов дополнительного образования? Не сокращается их количество?
— И не растет, и не сокращается, порядка 200.
— Как организован летний отдых детей? Есть сертификаты?
— В каждой школе и учреждениях дополнительного образования площадки работали по два летних месяца, но есть и те, которые работают все лето. Есть лагеря досуга и отдыха для старших детей. Лагерь «Дружба» принимает 900 детей за лето, туристы вывозят на сплавы и в походы порядка 500 детей за лето. Порядка 4 тыс. детей посетят дневные лагеря, «площадки» школ. Детей из многодетных и малоимущих семей отправляем за счет средств края в лагеря Пермского края.

— Вопрос, который невозможно не задать в связи с нападениями школьников на школьников. Как осуществляется охрана школ?

— Случай в Перми нас действительно напугал. У нас во всех школах и до этого была организована охрана, но за счет родителей. С 2018 года во всех школах организована охрана за счет средств бюджета. Два года назад во всех учреждениях были установлены турникеты. У ребенка карточка, у педагога карточка, в школе, где учатся дети с ограниченными возможностями, пропуск в школу по отпечатку пальца. Видеонаблюдение установлено также во всех заведениях.
Психологи, кстати, есть во всех школах.
— Насколько актуальна для Березников проблема детской и подростковой преступности?
— Последние два-три года отмечаем снижение преступности. Понятно, что все равно актуально, не будет такого года, чтобы не было какого-то правонарушения со стороны ребят, к сожалению. Среди особо проблемных моментов — преступления, которые совершаются в группах. Нам очень помогает в этих вопросах муниципальная служба примирения, создана на базе центра развития сопровождения образования. Такие службы есть в каждом учреждении. Мы обучаем педагогов и, что немаловажно, школьников, волонтеров.

— Преступность в отношении детей и опять же случай с девочкой из Краснокамска, которую мать заморила голодом. Что делается для профилактики преступлений в отношении детей?

— В дневнике у каждого, на видном месте, в каждом образовательном учреждении, на сайтах есть телефоны горячих линий, номера телефонов психологов тоже есть.
— Каким образом осуществляется работа с родителями? Есть какие-то родительские активы, инициативные группы?
— На уровне города таких групп нет, но наши школы активно работают с академией родительского образования (Пермь). Очень активно в этом направлении работает вечерняя сменная школа, туда попадают ребята, у которых не сложилось в обычной школе. И школа правильного родительства в вечерней школе есть.
— Последний вопрос, связанный с объединением с Усолья. С чего начали, тем и закончим. Я правильно понимаю, что будет какая-то оптимизация?
— Процесс оптимизации в Усольском районе уже прошел, у них в ряде поселков школа плюс детский сад, уже объединились. Школы Усолья уже осуществляют подвоз детей из ближайших деревень, в принципе, система налажена, поэтому каких-то глобальных перемен в этом году не будет. Мы должны вникнуть в процесс каждого учреждения, посмотреть, просчитать, рубить с плеча не будем.