Posted 21 сентября 2018,, 03:01

Published 21 сентября 2018,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 15:46

Updated 2 марта 2023,, 15:46

Администрации Перми под запись в блокнот. Как Чернушку расселили из бараков

Администрации Перми под запись в блокнот. Как Чернушку расселили из бараков

21 сентября 2018, 03:01
Татьяна Зырянова
Фото: Виктор Михалев
За последние пять лет Чернушинский район привлек из федерального и краевого бюджетов 1 млрд 153 млн рублей на переселение жителей из ветхого и аварийного жилья. Построено больше 2 тыс. кв. м. Эту цифру озвучил в интервью глава Чернушинского района Михаил Шестаков. Но как сообщила администрация позже в ответе на официальный запрос, построено с 2012 по 2018 годы 38 тыс. кв. метров.

Расселение ветхого и аварийного жилья - главная беда территорий. Как так, у вас почти всё получилось? — это был главный и первый вопрос заместителю главы администрации Чернушки, Андрею Драницыну во время нашей прогулки по микрорайону Парковый. Трехэтажный микрорайон с клумбами, лавочками, детскими площадками, парковками построен для переселенцев из ветхого и аварийного жилья и для детей-сирот.

Жилье, а не компенсации

«Сейчас мы идем смотреть на дома, которые построили для переселенцев из аварийного жилья. Я являюсь заместителем главы города по инфраструктуре, раньше был замглавы по ЖКХ, получается, что я начинал реализацию программы, курировал весь процесс и завершаю тоже я. Значит, информацией владею, поэтому я вам всё покажу», — поясняет Андрей Драницын.

Пять лет назад здесь было заросшее травой поле. В 2013 году муниципалитет включился в федеральную программу, рассчитанную до 2017 года (расселение жилого фонда, признанного ветхим и аварийным до 2005 года). В Чернушке приняли решение идти по пути строительства нового жилья, а не выплат компенсаций. «Потому что компенсационная выплата всегда намного меньше, чем стоимость квартиры», — поясняет Андрей Драницын.

Микрорайон Парковый состоит из однотипных снаружи, но абсолютно разных внутри домов. «Дома спроектированы с учетом этих разных площадей. Проектировщикам пришлось непросто, ни о каком одинаковом положении стояков даже речи не шло, самые разные площади должны были вместить в один дом, в один проект», — рассказывает Андрей Драницын. Планировки в домах разные, потому что квартиры должны быть той площади, которые были у жителей ветхого и аварийного жилья, а это очень разные площади, у кого-то была маленькая комната, у кого-то большая квартира.

Любовь и Владимир Бибиковы получили квартиру в микрорайоне Парковый два года назад. Старый шлакозаливной дом дал трещину, через которую было видно улицу; в подвале стояла вода, потолок осыпался. Через три года после того, как дом включили в программу, Бибиковы получили ключи от новой квартиры. «Переделки были поначалу, разные, но все рабочие переделывали, не мы», — рассказывает Любовь Бибикова. Единственное, что смущает жителей — это высокая слышимость, ищут варианты звукоизоляции стен между квартирами.

Чернушка — единственный город в Пермском крае, в котором могут закрыть проблему с ветхим и аварийным жильем в какой-то обозримой перспективе. «Если нам сейчас хотя бы по дому-два в год строить, то за три-четыре года мы могли бы полностью закрыть эту тему и работать уже дальше без привлечения финансирования, справляться своими силами», — поясняет Андрей Драницын.

Сидеть никто не хочет

Мы продолжаем знакомиться с микрорайоном Парковый.

Почему только трёхэтажные дома? Чтобы уйти от пристального внимания инспекции госстройнадзора?

— По условиям программы срок освоения финансирования — год, то есть если мы получили деньги в 2014 году, то мы должны рассчитаться с застройщиком до конца 2015 года. Как правило, не всегда деньги доходят до нас до начала года, это процедура не быстрая.

Мы сначала хотели строить пятиэтажные дома, но это, действительно, поднадзорные объекты, а значит, история будет очень долгой, а у нас год. И как пройти экспертизу, когда наборы квартир не стандартные, в трехэтажном доме у нас квартиры площадью и 20, и 40, и 70 кв. м? К тому же каждый этап — это уведомление в инспекцию Госстройнадзора, и нужно время, чтобы дождаться их ответа, их визита.

— Вы точно уверены, что не получится, как в Лысьве? Там тоже пошли по пути строительства неподнадзорных трехэтажных домов, а дома развалились практически сразу, были признаны аварийными, бывший глава сейчас сидит, кстати.

— Наши не развалятся, застройщики местные, если есть какие-то недоделки, устраняют сразу, все материалы мы видели своими глазами, с комиссиями выходим на стройки постоянно, все дома с пятилетней гарантией. И вообще я молодой, у меня дети, я сидеть не хочу.

Крышное отопление

Строительная отрасль в городе ожила за последние пять лет. Появились местные строительные организации и бригады. По словам замглавы администрации города, все подрядчики на строительстве домов для переселенцев местные: выигрывают аукционы, заходят, строят. Сейчас в Чернушке шесть строительных компаний.

«Как думаете, договаривались подрядчики, поделили между собой все конкурсы? », — спрашиваем у Андрея Драницына. «Нет, они же люди бизнеса, продвинутые, успели скупить земельные участки под строительство, потом перекупить друг у друга, и на аукционы выходили уже со строительными декларациями, с земельными участками. У многих на момент аукциона даже разрешение на строительство уже было», — отвечает он.

То есть сориентировались все: и власти, и бизнес. Коммунальные сети к домам строили сами подрядчики. По контрактам администрация приобретала жилые помещения у строительных компаний, в том числе жилые помещения в строящихся домах, но с полным благоустройством.

Отопление в домах индивидуальное, в части домов в качестве эксперимента попробовали крышные котельные. Андрей Драницын рассказал, как они себя зарекомендовали, и какие возникли трудности.

Андрей Драницын, заместитель главы администрации Чернушки: Как источник тепла крышные котельные хороши. Но возникла трудность с юридическим оформлением договоров на тепло. Управляющие компании не желали обслуживать котельные, так как содержать газовую котельную необходимо отдельно, для этого требуются определенные затраты и специалисты. Плюс в законодательстве не прописаны четко все нюансы, связанные с такими котельными. Волевым решением мы передали их на баланс нашего муниципального предприятия «Тепловые сети».

В технической документации следующих аукционов уже стали писать, что нельзя устанавливать котельные, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. В отопительный сезон за месяц платеж за тепло здесь не больше 1–1,3 тыс. рублей за двухкомнатную квартиру, это дешевле, чем в среднем по городу.

В домах микрорайона примерно половина — квартиры, проданные по госконтрактам, остальные — коммерческие. По контрактам Чернушка выкупает квартиры по цене от 32 тыс. до 34,5 тыс. рублей за квадратный метр. На рынок свободные площади застройщики выставляют по цене за 30 — 32 тыс. рублей.

— А эти шесть строительных компаний чем займутся, когда программы по переселению закончатся, и им нечего будет делать здесь?

— Я считаю, о перспективах бизнеса должны переживать его владельцы. Найдут работу в других территориях, кто-то уйдет совсем, но у нас останутся лучшие.

Дороги в город

Микрорайон не отдаленный, по пермским меркам так рукой подать, с двух сторон к нему подъезды, причем с одной стороны — новый муниципальный бассейн, зарезервирован участок под строительство школы и есть участок, на котором владелец земли собирается строить торговый центр. С другой стороны микрорайона — коттеджный поселок, местная рублевка, чьи жители, говорят, были очень недовольны строительством рядом домов для переселенцев. Здесь дорога идет мимо городского парка.

Андрей Драницын говорит, что есть проблема с уличным освещением, его должны сделать за счет местного бюджета. Общественный транспорт сюда не ходит, так как люди сказали, что пока нет потребности в нем: больница, школа, детский сад — в шаговой доступности. На расселение жителей из ветхого и аварийного жилья потрачен миллиард рублей — привлеченные средства федерального и краевого бюджетов и порядка 100 млн рублей — средства местного бюджета.

В Чернушке осталось примерно 20 тыс. кв. м, в районе — 4 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья (по данным администрации Чернушинского района). Это одноэтажные, двухэтажные, трёхэтажные бараки, многие с удобствами на улице. Чернушане надеются, что окончательно снимут напряженность проблемы, когда будет принята новая программа по расселению (она должна начать работать с 1 сентября 2019 года).

"