Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
37772 +295
Выздоровели
31158 +207
Умерли
2392 +19
Properm.ru
Производственный репортаж. Так закаляется сталь, а еще нарезается, прокатывается и превращается в ложки Нытвенский ордена Отечественной войны первой степени металлургический завод (ныне ОАО «Нытва») является одним из старейших предприятий Западного Урала. В рамках проекта «Регион» публикуем интервью с генеральным директором металлургического завода Дмитрием Бутенко.

Производственный репортаж. Так закаляется сталь, а еще нарезается, прокатывается и превращается в ложки

Производственный репортаж. Так закаляется сталь, а еще нарезается, прокатывается и превращается в ложки
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Нытвенский ордена Отечественной войны первой степени металлургический завод (ныне ОАО «Нытва») является одним из старейших предприятий Западного Урала. В рамках проекта «Регион» публикуем интервью с генеральным директором металлургического завода Дмитрием Бутенко.

Выручка ОАО «Нытва» за 2018 год 2,1 млрд рублей. Убыток за этот же период — 225 млн рублей. На 25% ОАО «Нытва» принадлежит государству в лице государственной корпорации Ростех, остальное — выведено в кипрские оффшоры. 25% акций принадлежит ГК «Ростехнологии», 22,82% — Unicope Limited, 22,8% — Deraven Limited, 22,8% — Stemvelko Limited. Топ-менеджмент предприятия, по данным СПАРК, связан с холдингом «Мечел», который принадлежит российскому миллиардеру Игорю Зюзину.

Генеральный директор приехал из Саратовской области, пригласили учредители. У Дмитрия Бутенко двое детей, в Нытве ему нравится, единственное, чего не хватает — это инфраструктуры для отдыха и развлечений, особенно детского досуга. Приходится ездить в Пермь. «До Перми недалеко, час-полтора, — говорит он. — Конечно, солнца здесь меньше. Но в целом все устраивает. Главное, чтобы предприятие работало и развивалось».

— Дмитрий Анатольевич, как сейчас обстоят дела на предприятии и что ждет завод в будущем?

— Прогнозировать сложно, многое зависит от внешних факторов: экономических, политических. Завод с царских времен и по настоящее время работает с металлом. У нас два основных цеха: холодного проката — это основное производство — и цех товаров народного потребления — столовых приборов и кухонных принадлежностей, он, с точки зрения имиджа, известнее, больше на слуху.

Цех холодного проката производит холоднокатаные ленты разных марок стали, разной ширины и толщины, самая тонкая — 0,1 мм. Потребители холоднокатаной ленты есть практически во всех отраслях промышленности: машиностроение, автопром, оборонная промышленность, строительство.
Перспективна биметаллическая лента, у предприятия есть патенты на нее. Биметалл — это композит: в середине идет черная заготовка, сверху и снизу медная заготовка, поэтому и называется биметалл — соединение двух разных сплавов: цветного и черного. Такая композиция дает уникальные механические свойства: лучше тянется при штамповке, выше проводимость. В основном, биметалл применяется при производстве патронов (из него делают гильзы).
Кроме того, на ОАО Нытва производят оцинкованную ленту (холоднокатаную заготовку со всех четырех сторон покрывают цинком), основные покупатели такой продукции — кабельные заводы нашей страны и ближнего зарубежья.

Дамоклово банкротство

— История банкротства случилась, но закончилась мировым соглашением. Расскажите об этом.

— Я пришел на завод в 2014 году, и финансовая задолженность уже была накоплена. Основные причины, на мой взгляд, — просчеты прежних собственников. Набрали кредитов под оборотные средства, под модернизацию производства, а завод не развивался. Огромное количество долгов, штрафов, возрастающие пени стали душить предприятие, процедура банкротства была неизбежна. Но завод вышел на мировое соглашение, потому что поставил себе задачу продемонстрировать эффективную работу в этот период и после.

Кредиторам мы рассказали все, как есть: изготавливаем уникальную продукцию, у которой нет аналогов; лидеры по производству столовых приборов (первое место среди отечественных производителей); являемся стратегическим предприятием — поставляем продукцию для оборонной промышленности.

Безусловно, позиция кредиторов отличалась: кого-то волновал лишь свой карман, другие оценили возможные перспективы ОАО «Нытва». Заводу был дан карт-бланш: работайте, а мы посмотрим, что вы сможете.
Считаю, мы многое смогли. Всех пугает слово «банкротство»: ой, они банкроты, у них ничего покупать не надо, им ничего поставлять не стоит, отношений с ними лучше избегать. Мы со службой сбыта взяли с собой все документы и поехали по предприятиям. Приезжаем: «О, вы еще работаете?!» — «Конечно, и хотим продемонстрировать, что можем производить и быть надежными партнерами». Есть предприятия, которые как работали с нами 20–30 лет назад, так и работают. Вообще отдельное спасибо компаниям и их руководителям, которые поддерживали в тяжелые времена, говорили, что все нормально — выкарабкаетесь. В результате решением кредиторов было принято заключить мировое соглашение.

— А условия мирового соглашения?
— 10 лет: три года отсрочки, семь лет равными частями оплата всем кредиторам. Сейчас общий объем задолженности 1,4 млрд рублей — то, что вошло в реестр платежей кредиторов. Три года отсрочки заканчиваются в 2020 году, начнем платить. Мы работаем в направлении оптимизации производства, повышении эффективности. Купили дополнительное оборудование, что позволило повысить эффективность при производстве специальных марок стали, освоить новые направления.

— Сколько человек у вас работает?
— В настоящее время — 1070. 15 лет назад эта цифра доходила до 5 тыс. человек, но сегодня завод был и остается градообразующим и является главным налогоплательщиком в Нытве.

Цех №3

— На сколько процентов загружено производство?

— Процентов на 70 максимум загружен цех холодного проката, на 100% цех товаров народного потребления. Испытываем дефицит с заказами автопрома, машиностроения. В 2016–2017 годах мы выпускали 35–37 тыс. тонн продукции в год, сейчас примерно 30 тыс. тонн. Объем биметалла составляет 200–300 тонн в месяц, оцинкованной ленты — 1000 тонн в месяц, остальное — холоднокатаная лента.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите «Читать далее».

Объемы заказов, конечно, упали, это сказывается на конечной нагрузке, которую мы хотели бы получить. Предприятие испытывает проблемы и из-за санкций. Мы от санкций напрямую не зависим, но они коснулись наших покупателей: если не загружены-недозагружены наши заказчики (например, у кого-то сокращенная рабочая неделя), то и в ОАО «Нытва» объемы производства падают. Кроме того, раньше мы поставляли большую номенклатуру продукции в Европу, сейчас не можем этого, так как пошлина больше 30%. Это же идет плюсом к цене на изделие, а как конкурировать, если у тебя металл дороже на 30%? Там и Турция со своими привилегиями, и европейские предприятия, которые тоже пытаются на этом рынке себя как-то позиционировать.

А в лучшие времена каковы были объемы поставок в Европу?

— Порядка 15% от общего объема производимой продукции. Сейчас тоже поставляем, но объемы небольшие.

— Доля автопрома как потребителя продукции снизилась?

— Значительно упала. В 2012–2013 годах объемы заказов были большие, потом изменилась ситуация, крупные комбинаты стали давать большие скидки автопредприятиям. Те, в свою очередь, получая металл со скидкой, продавали его предприятиям-сателлитам, которые его перерабатывали, делали автокомпоненты. Это была наша ниша, и в итоге сегодня объемы в ней у нас сокращены.
Мы делаем на сегодня те марки спецсталей, которые не производят основные металлургические комбинаты. А Нытвенский завод, как курочка по зернышку, формирует портфель из «мелких» заказов.

— Насколько возросла себестоимость производства?
— Себестоимость производства практически не изменилась. Как пример: мы используем для производства конечного продукта столовых приборов нержавеющую сталь. Курс доллара за последние пять лет вырос с 30 до 60 рублей, вместе с ним растет и себестоимость. Но основное влияние оказывают внешние факторы, а не внутренние проблемы предприятия: дорожает сырье, растут в цене горюче-смазочные материалы, электроэнергия.

— А где вы берете сырье, кто поставщик?
— Основной поставщик — Челябинский металлургический комбинат. Нытва работает с ним давно, порядка 80% поставок сырья были из Челябинска. Комбинат славится производством специальных марок стали, уникальных марок. Остальные 20% наших поставщиков — это другие комбинаты. Рулонную ленту из нержавеющей стали также для производства столовых приборов привозим из Китая.

— А у нас эту ленту из нержавейки не делают?

— Делают, но не того качества, которое нужно (у нас высокие требования к шероховатости, чтобы столовые приборы имели тот самый блеск, чтобы никаких раковин, царапин).

— Если в объеме выручки поделить два цеха, то каково процентное соотношение?
— 70% на 30%: возможность в год выпускать до 40 тыс. тонн холоднокатаного металла и до 700 тонн столовых приборов. Сравнивать их, кстати, не очень корректно, поэтому столовые приборы считаем в штуках: в год выпускаем до 18 млн штук.

— Насколько возросли расходы, связанные с логистикой?

— Для нас основной способ доставки — автомобильный транспорт, потому что партии продукции небольшие. Таким образом, логистические расходы связаны с ценами на бензин, с правилами грузовых перевозок. Например, весной приходится ограничиваться: обычно машина вывозит по 20 тонн, а в весеннее время — по 10, и либо мы эти затраты несем, либо затраты несет наш потребитель.

— Какие уникальные стали, спецстали выпускаете? Каков объем их производства?

— По прошлому году порядка 30% от общего объема произведенной продукции пришлось на спецстали. В ОАО «Нытва» для автопрома (еще когда был модным термин «импортозамещение») разработали сталь 50ХГФА — для замены аналогичной немецкой, применяемой при изготовлении автомобильных сцеплений. Мы подобрали химический состав, успешно освоили эту позицию и сегодня являемся единственными производителями — автопром берет.

— У вас есть свой научно-исследовательский отдел?

— Нет, есть служба главного инженера, есть отдел главного технолога — они занимаются разработками. При необходимости потребители обращаются: «Хотели бы освоить такую марку стали» либо «Нам нужен металл, чтобы у него были такие-то механические свойства». И технологи изучают эту тему в контексте возможностей нашего производства.

Для расширения технологических возможностей мы приобрели оборудование (агрегат продольной резки широких рулонов, закалочно-отпускной агрегат), освоили новый рынок закаленной ленты, где есть свой потребитель, так что загружены на полгода вперед. Сейчас у себя демонтируем старое оборудование, купили прокатный стан в хорошем состоянии — будем монтировать и расширять свои прокатные мощности.

— На какие объемы планируете выйти?
— Если производить ленту толщиной 4 мм, то можем делать 4–4,5 тыс. тонн в месяц, при новом агрегате можем прибавить 15% этого объема. Но тенденция сейчас такая, что всем нужно тоньше, меньше, но много разных марок стали. А сколько нужно времени, чтобы прокатать сталь в толщину 0,1–0,2 мм? Стандартная технология проката с 2,5 до 0,4 мм занимает одну неделю. Технологический цикл производства спецсталей составляет до 35 дней.

— То есть стратегическая цель — производить небольшие объемы, но разные марки, удовлетворять этот спрос?

— Конечно. Наши конкуренты без проблем могут обеспечить всех потребителей вагонами своей продукции, но сегодня большой объем никому не нужен. 60 тонн — это много, требуется лишь 5 тонн. А мы с этим работаем, несмотря на снижение производительности. Считаем, что это наша ниша, наш рынок.
Даже бывают случаи, когда мы проигрываем тендер большому комбинату, но клиенты в итоге все равно приходят к нам: «Дайте мне дозировано такое-то количество металла» мы это делаем. Вот, порой, мощностей и не хватает, поэтому приняли решение, что нужны дополнительные прокатные мощности.

— Есть ли кадровые проблемы?

— Кадровый дефицит есть — средний возраст сотрудников чуть больше 40 лет. Периодически не хватает токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, электромонтеров. Иногда сложно найти, например, конструктора или технолога. Прокатчиков, штамповщиков обучаем у себя на рабочих местах. Молодежь не очень стремится на заводе работать: не интересно, не популярно. Считаю, что сегодня рабочим профессиям не хватает популяризации — в прежние времена стать «героем труда» было почетно!

— Какая на заводе средняя зарплата?

— 25 тыс. рублей.

Цех №13

— Какие перспективы у цеха товаров народного потребления?

— Цеху товаров народного потребления исполнилось 80 лет. В 2000-х годах была проведена коренная реконструкция этого производства, было закуплено итальянское оборудование.
В России сегодня столовые приборы производят четыре предприятия, из общего количества произведенных более половины (55–56%) — нытвенские изделия. У нас более 450 наименований, более 25 моделей. Если говорить в целом про рынок продаж столовых приборов, то 80% продаж — это Китай, а 20% распределяется на все отечественные предприятия. Конечно, наше качество лучше. Мы же профессионально смотрим на приборы: здесь задрано, здесь не завальцовано. Но главный вопрос — из какой стали они производятся. Есть заготовка с такими примесями, которые вредны для здоровья человека. А нашу нержавейку мы проверяем, сертифицируем и только потом отправляем в производство.

— От чего зависит качество столовых приборов?

— В первую очередь — от соблюдения технологического процесса, от используемых материалов и т.д. Цена зависит от соответствующей обработки и веса изделия: чем толще изделие, тем премиальнее его класс — именно этот показатель характеризует стоимость столовых приборов (эконом-класс, преимум класс). В прошлом году мы стали выпускать изделия премиального класса — освоили производство из металлического прутка. Подобные столовые приборы в России никто, кроме нас, не делает. Берется пруток круглый (поставщики сырья отечественные), нагревается в индукторе высокой частоты, после происходит ковка и формирование изделия. Продукт не дешевый, но качественный.

— Как вы работаете над брендом?
— У нас есть три зарегистрированных товарных знака: Нытва, Добросталь и garde. Нытва — фирменный знак, общий для всей продукции, Добросталь — столовые приборы эконом-класса, garde — это премиальный класс. Продвигаем нашу продукцию посредством участия в различных конкурсах, выставках (в их числе и проект «Покупай пермское»). Есть у завода два фирменных магазина — в Нытве и в Москве. В 2018 году открылся наш интернет-магазин «Мир ложек» — это тот инструмент, который позволяет не только реализовывать нашу продукцию, но и развивать наши бренды.

На сегодня есть инвестиционные проекты по развитию товаров народного потребления, хотим произвести и модернизацию оборудования. Большой популярностью пользуются столовые приборы с покрытием под золото. В цехе работают три вакуумных установки по нанесению этого покрытия, но спрос на такое «золото» высок (особенно популярны подобные изделия на юге — любят с узорами, с рисунками). Утвержден инвестиционный проект– будем еще одну установку покупать в этом году, сейчас подбираем поставщика.

Завод в городе

— Какова площадь предприятия, которую занимает завод? Сколько территории вы используете? Сколько платите за аренду?

— Всего 80 га. Земля в федеральной собственности, у предприятия в аренде. Арендная плата примерно 6–7 млн рублей в год. Используется порядка 30 га, работают два производственных цеха. В рамках созданного ТОСЭР (территория опережающего соцально-экономического развития, такой статус получила Нытва — Properm.ru) есть определенный интерес к нашим территориям. На завод приезжают, интересуются, есть интерес к бывшим производственным корпусам, к бывшим складам, но пока каких-то конкретных предложений нет. Для нас, безусловно, было бы интересно компенсировать затраты на содержание не задействованных площадей.

— Что мешает?

— Ничего не мешает — встречаемся, ведем переговоры показываем незадействованные объекты.

— А что с коммунальной инфраструктурой?

— И водой, и теплом завод до недавнего времени обеспечивал всю Нытву. В 2017 году большинство непрофильных активов мы продали, в том числе объекты инфраструктуры. У нас осталась котельная, которую мы сдали в аренду городу. Они нам платят за аренду, мы им за потребленный ресурс. Заводская котельная рассчитана на потребности всей Нытвы плюс еще 50%, мощность очень высокая, оборудование надежное, в хорошем состоянии. Но мы бы ее с удовольствием продали городу, нам не нужна такая мощная котельная.

— Как-то с городом, с районом вы взаимодействуете? Как в жизни города, района участвует завод?

— Когда возникают вопросы, совместно участвуем в их решении, проблем нет. В общественной сфере вместе празднуем и организовываем День города и День металлурга — они у нас объединены в один праздник. Сегодня тысяча работников ОАО «Нытва» на 20 тыс. проживающих в Нытве, каждый третий житель города все равно так или иначе связан с заводом.

Предприятие основано в 1756 году как медеплавильный завод А.Г. Строгановым. После Нытвенский завод стал собственностью князя М.М. Голицына. В 1768 году завод перепрофилирован в чугуноплавильный. С 1932 года началось производство биметалла, с 1938 года — товаров народного потребления (столовые и кухонные приборы, мебельная фурнитура), с 1945 года — стальной ленты.


Оцените материал