Posted 2 ноября 2021,, 02:33

Published 2 ноября 2021,, 02:33

Modified 2 марта 2023,, 16:09

Updated 2 марта 2023,, 16:09

«Я наделалась домашней работы. Хватит». Как выглядит другое, не школьное, образование в Перми

«Я наделалась домашней работы. Хватит». Как выглядит другое, не школьное, образование в Перми

2 ноября 2021, 02:33
Татьяна Зырянова
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru
Обзор альтернативных форм общего среднего образования, которые есть в Перми, работают и пользуются спросом.

В Перми альтернативные формы школьного образования представлены не так широко, как в столицах или в том же Екатеринбурге. Но уже есть кроме классических частных школ, семейное образование, онлайн-школы и абсолютно новые формы — семейные школы при обычных общеобразовательных школах. Конечно, все эти направления платные.

Говорить о качестве обучения в традиционном его понимании не приходится, на первый план здесь выходят другие навыки, связанные с теми целями, которые ставят перед собой родители и ученики, отказавшиеся от школьных чудесных лет. В статье не рассматриваются религиозные школы.

Семейное образование

Марлен Мальцева учится в 6 классе. Второй год на семейном обучении. Начальную школу закончила в школе №48. Закрытие школы, её слияние с большой школой, и стало для мамы Марлен, Анастасии Мальцевой, причиной перевода дочки на семейное образование.

Сама Марлен говорит, что ей больше нравится учиться дома. Мама преподает биологию, математику, английский. Бабушка — русский язык. Папа — историю, географию, обществознание, литературу. Технологией, ИЗО, физкультурой Марлен занимается самостоятельно, плюс ходит в разные кружки, учится в музыкальной школе и занимается спортом (айкидо).

«Дома я понимаю, что я изучаю, это главное. Аттестации можно проходить раз в год, можно по четвертям. 12 предметов каждую четверть надо сдавать, я так и делаю. А с друзьями вижусь, и с одноклассниками, и с соседями», — рассказывает девочка.

План аттестаций согласован со школой. По словам Марлен, и мама, и папа как учителя очень требовательные. По словам Анастасии Мальцевой, самое сложное — это преподавать ребенку английский язык. «Там экзамен, как в университете, — говорит мама Марлен, — сразу: аудирование, чтение, устное общение, тест, перевод, диктант из слов. Как будто мы учимся в суперанглийской школе. Комиссия из трех человек принимает английский».

Наибольшая проблема заключается в отсутствии общения на английском, не хватает какого-то разговорного английского клуба, по словам Анастасии Мальцевой: «Ищем не учителя, а «болталку», чтобы можно было поговорить, чтобы носитель тебя мог остановить, когда ты предложение неправильно строишь. Без общения получается плохо, даже когда ты хорошо знаешь английский».

Анастасия Мальцева уверяет, что сейчас они гораздо больше успевают, чем успевали бы в школе, хотя, конечно, время у взрослых образование ребенка отнимает. «График расписан. У меня специально время освобождено на занятия. Если у меня случаются накладки или у папы с бабушкой, то мы просто меняемся местами. Время, конечно, отнимает, но и объединяет же. Уже не конфликтуется в такой ситуации. И бабушке веселее стало жить, уже некогда стареть, болеть, потому что скоро русский сдавать», — смеётся Анастасия Мальцева.

По словам мамы Марлен, после объединения 48 и 49 школ учеников стало 1600–1700 на два корпуса. При этом по одному психологу на корпус, предметников не хватает, классы перегружены. «Ну какой смысл в этих проблемах, почему они должны отражаться на моем ребенке?» — замечает Анастасия Мальцева. Вместе с дочкой они смотрят научные фильмы, ставят опыты, эксперименты. Вырастили из гусеницы бабочку, в колбе — искусственную биосферу.

У Лейлы Сазонтовой сын Лев уже закончил школу, находясь на семейном образовании. «В пермской школе мы аттестовывались только один раз, во втором классе, — рассказала Лейла. — Это была 22 школа. И в 6 классе был «Мастерград». Все остальное время, все остальные года мы аттестовывались в Москве, он был туда прикреплен, к частной московской школе «Наши пенаты». Школе Лейла платила за годовые аттестации примерно 15 тыс. рублей в год. Школа имеет лицензию, выдает аттестаты, но на ОГЭ в неё сын Лейлы не пошел, потому что слишком дорого, примерно 50–60 тыс. рублей, плюс дважды приехать в Москву на неделю: на пробный экзамен и на сдачу. Поэтому сейчас они решают, к какой пермской школе будут прикрепляться, чтобы сдать ОГЭ. А дальше Лев поступает в медицинский колледж. По словам Лейлы, они «еретики от образования», поэтому у них не было какой-то одной программы обучения не было учебников. «Скрупулезно все сами делали. Например, английский он проходил в «Британии», учился и учится там, кембриджскую программу изучал. Биологии в «Кванториуме» учился, еще где-то. Какие-то предметы он вообще не проходил. У меня не классический подход к образованию сына», — поясняет Лейла.

Образование Льва строилось не вокруг школьной программы, а вокруг его интересов (Лев хочет стать врачом), разных секций, а школьное образование было, по словам мамы, постольку-поскольку.

По мнению психолога Светланы Ивановой, родители переводят детей на семейное образование по двум причинам. Первая — сильно тревожатся за своих детей. «По факту они пытаются оградить своих детей от «страшного социума», — говорит Светлана Иванова. — Но ведь родители не вечны. Рано или поздно ребенку придется столкнуться с социальными оценками, например». Вторая причина — дать ребенку больше, чем дает обычная школа. «Есть такие родители, но их очень мало, — поясняет психолог. — И здесь тоже есть подвох: научившись мыслить широко, ребенок все равно будет сдавать ЕГЭ, а там широта мысли не нужна».

Светлана Иванова уверена, что семейное образование искусственно создает более комфортные условия для детей. «Родители много что говорят. Я видела родителей и детей, которые объединились в небольшую группу для того, чтобы перевести детей на семейное обучение. Каждый из родителей отвечал за определенный перечень предметов. Но дети все равно находятся внутри комфортного социума. Да, родители молодцы и реально могут дать детям больше. В том числе и любовь, чего в школе нет. Но это все равно определенный комфорт, который вечным быть не может, — пояснила психолог. — Также я видела детей, которые на семейном домашнем обучении. Знания получают через интернет. И очень сложно понять, что они говорят. Они боятся эмоциональных контактов с другими людьми».

Онлайн-школы

Онлайн-школа «ИнтернетУрок»

По словам руководителя PR-отдела онлайн-школы «ИнтернетУрок» Ксении Марсовой популярность альтернативного образования возрастает не из-за страхов родителей за детей, а по другим причинам. «Во-первых, прогресс не стоит на месте: информация становится доступнее, форматы — разнообразнее, а современные образовательные платформы — совершеннее. Во-вторых, мы с радостью наблюдаем, что осознанных родителей становится всё больше, они задаются вопросами о воспитании своих детей и ищут на них ответы. Для таких родителей становится недопустимым относиться к школе как к камере хранения, где можно оставить ребенка на время рабочего дня», — говорит Ксения. По ее мнению, альтернативное образование предлагает очевидные преимущества.

Ксения Марсова, руководитель PR-отдела онлайн-школы «ИнтернетУрок»:— Ученики не привязаны ни ко времени, ни к месту. Обучение проходит по качественными видеоурокам — их можно смотреть когда угодно и сколько угодно, перематывать и пересматривать, а разобраться в сложных местах всегда помогут учителя. Достаточно иметь под рукой компьютер или планшет и доступ в интернет. Это позволяет ребёнку заниматься любимым делом, посещать кружки и секции, путешествовать и при этом получать качественное образование в полном объеме. Среди наших учеников много юных дарований: певцы и танцоры, артисты и актеры, спортсмены и чемпионы, популярные блогеры.

Система обучения школы «ИнтернетУрок» позволяет выстраивать индивидуальный график обучения. Например, изучать предметы по очереди, сначала пройти программу по физике, потом по химии, или осваивать все дисциплины сразу, как в классической школе. Можно проходить два класса за год или никуда не торопиться. «Ученик может задавать любые вопросы и не бояться разозлить учителя или получить дозу осуждения со стороны одноклассников, — говорит Ксения Марсова. — Это делает обучение комфортным и размеренным. В основе нашей философии лежит принцип четырех «У»: удивление, увлечение, удовольствие, успех».

ИнтернетУрок — это частная общеобразовательная онлайн-школа с 1 по 11 классы. Программа обучения базируется на собственной библиотеке видеоуроков и соответствует требованиям ФГОС. В ИнтернетУроке более 17,5 тыс. учеников — это около 1–2 тыс. учеников в одной параллели. Ученики проживают в 100 странах мира и во всех регионах России — особенно активны Москва, Санкт-Петербург, Краснодар.

Экспресс-обучение (700–900 рублей в месяц) — видеоуроки с конспектами, тренажеры и тесты, видеоконсультации в записи. С учителем (2,5–3 тыс. рублей в месяц) — домашние задания с развернутой оценкой от педагога и круглосуточная связь с учителями по всем предметам в чате. С зачислением (4,8–5,5 тыс. рублей в месяц) — официальное зачисление в одну из школ-партнеров ИнтернетУрока. После успешной сдачи экзаменов ученик получает аттестат. При этом форма обучения в аттестате не указывается.

Большая часть материалов библиотеки доступна бесплатно, полный доступ у школьных учителей. Удаленно работают более 500 учителей и методистов из всей России. Оплата, по словам Ксении, достойная, график гибкий, возможность совмещать с очным преподаванием в обычной очной школе или учебой в вузе. Им оплачивают до 40% дополнительного обучения. Есть сотрудники, для которых ИнтернетУрок — основное место работы. У учителей есть возможность карьерного роста — например, стать руководителем отдела.

Онлайн-школа «Фоксфорд»

«Фоксфорд» — онлайн-школа для дошкольников и учеников с 1 по 11 классы, а также учителей, где есть дополнительное и основное образование. Основное образование ребёнок может получить в Экстернате и домашней школе «Фоксфорда». Можно выбрать базовую или индивидуальную программу обучения. В качестве дополнительной опции школа может выделить каждому ученику персональное сопровождение — с детьми будут работать не только учителя, но и наставники, тьюторы, психологи, классные руководители. «О социализации ребёнка можно не беспокоиться, — поясняют в онлайн-школе, — более 40 онлайн-клубов по интересам, выездные встречи и мероприятия». В Экстернате и домашней школе «Фоксфорда» учится около 10 тыс. человек. Аттестаты дают школы-партнёры — аккредитованные образовательные организации, к которым можно прикрепиться для прохождения промежуточных аттестаций, сдачи ОГЭ и ЕГЭ, участия в олимпиадах. Онлайн-школа «Фоксфорд» имеет государственную лицензию на право оказывать образовательные услуги. Программы обучения соответствуют государственным требованиям к дополнительному образованию и учитывают школьные образовательные стандарты. Есть возможность получить налоговый вычет за образовательные услуги и использовать материнский капитал для оплаты некоторых программ обучения.

В прошлом учебном году около 45% учеников составляли жители Москвы и Московской области. Далее по количеству учеников следуют Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Свердловская области и республика Татарстан.

Занятия в «Фоксфорде» ведут преподаватели МГУ, ВШЭ, МФТИ и других вузов, действующие учёные, победители профессиональных конкурсов, авторы олимпиадных задач, составители государственных экзаменов. Кроме педагогов есть наставники, тьюторы, классные руководители и психологи, работающие с детьми. Зарплата преподавателя варьируется от количества проведённых им занятий.

В онлайн-школе считают, что есть несколько причин, почему родители выбирают альтернативное школьному образование: «Большинство наших родителей указывают на отсутствие индивидуального подхода к ребёнку в обычной школе, недостаточно хороший/желаемый уровень преподавания. Также многие выбирают семейное обучение из-за профессиональных увлечений ребенка (спорт, актёрское мастерство, танцы). Встречаются те, кто часто и много путешествует или переезжает из страны в страну. Актуальной причиной является пандемия коронавируса».

У пермячки Анны ребенок учился как раз в «Фоксворде». По словам мамы, всё хорошо, кроме нехватки живого общения с учителями. «Мой ребенок нуждается в живом общении, ему надо учителя рядом, чтобы всё объяснял». Но в обычную школу ребенок не вернулся, пришлось выбрать другой вариант образования. О нём — расскажем чуть позже, точнее — в самом конце, сохранив интригу.

Всего в Перми, по данным департамента образования, родители 542 детей уведомили департамент о выборе для ребенка формы семейного образования. С пермскими школами заключили договоры 470 родителей (87%), также родители выбирают для заключения договоров школы Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Омска и других городов (13%).

Статистики, сколько детей возвращаются после семейного образования в школы, не ведется. Но по данным департамента образования Перми, в 2020 году лишь один ребенок не прошел аттестацию, вернулся в школу. Остальные остались на семейном образовании. Начальная школа — 251 ребенок, средняя — 120 человек, старшая — 171 человек.

Частные школы

В Перми классических частных школ, со своими зданиями, территориями, спортивными залами и педагогическими коллективами не так много. По данным департамента образования администрации Перми, в частных школах Перми (их восемь) учится 721 ребенок.

Негосударственные школы занимают свою нишу в пермской системе образования. «Безусловно, мы взаимодействуем с частными школами города, — прокомментировали в департаменте. — Департамент является главным распорядителем средств по предоставлению субсидии на возмещение части затрат по реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в рамках ежегодно заключаемых соглашений». То есть частным школам возмещают часть затрат из бюджета.

Ювента

Среди наиболее известных частных школ — Ювента, на рынке учреждение уже 29 лет. Сейчас она называется по-другому. Частное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. М.И. Пинаевой» открылась в 2000 году и является преемницей гимназии «Ювента», образованной в 1992 году. Но в народе закрепилось название «Ювента» и сами родители говорят, что их дети учатся в «Ювенте».
Обучение в Гимназии платное. В год оно составляет 176 тыс. рублей. При поступлении оплачивается вступительный взнос 100 тыс. рублей.

Сын Елены Субботиной Максим учится в этой школе. Мама счастлива: «Я наделалась домашней работы. Хватит. И по кружкам-секциям навозила», — говорит Елена. Её старшие дети закончили статусные гимназии и школы. «Посмотрела на знакомых, у которых дети в элитной школе опять, ну так что? Таблетки принимают и сами, и дети. На успокоительных, на стимуляторах мозговой деятельности. Зачем это надо? Я решила, что буду отдыхать и проводить время с ребенком, как мама и должна его проводить — в радости, с пользой. В школе есть всё: и основное, и дополнительное образование, есть гувернер, который делает с ними домашнюю работу. Они всё время куда-то ездят и ходят, разные экскурсии, познавательные прогулки, участвуют в спортивных мероприятиях. Я уже даже не успеваю следить за тем, что там происходит», — рассказывает Елена.

Переводить сына в обычную школу она не думает. «Меня полностью всё устраивает, у нас на всё теперь хватает времени», — говорит она.

В гимназии учатся дети с 1 по 11 классы, чтобы туда попасть, нужно пройти тестирование.

Лицей им. М.В. Ломоносова

Лицей им. М.В. Ломоносова предполагает полный день пребывания, с 8:00 до 19:00. В классах не более 12 человек, английский язык и информатика — с первого класса, экономика — с третьего класса, домашние задания дети выполняют под руководством педагогов. Питание пятиразовое, прогулки, научная проектная деятельность, обучение этикету.

Как пояснили в лицее, родители платят прежде всего за нетривиальный подход к обучению. В лицее уделяют внимание работе с эмоциональным интеллектом, изучению английского языка и развитию IT-навыков, ведь именно они являются фундаментом для освоения других научных дисциплин. Преподают учителя первой и высшей категорий, за каждым классом закрепляют классного руководителя и педагога-организатора, первый ведет учебные занятия и классное руководство, второй отвечает за внеурочные часы и наставничество.

Сейчас в лицее шесть классов, с первого по шестой. Во внеурочную деятельность входят практические занятия, связанные с IT и анлийским языком, а также театральная студия, хор, игры и занятия на развитие эмоционального интеллекта, клуб настольных игр, курс Science (научные модули по основам физики, химии, электродинамики), этика, ритмика, художественная студия, спортивно-танцевальная секция и музыкальное отделение.

В лицее применяют модульную технологию обучения. Лицей — территория, свободная от мобильных телефонов, но в обучении используются последние технические новинки: смарт-доски и айпады. Учебное заведение лицензировано и аккредитовано. В лицей им. М.В. Ломоносова могут поступить школьники любого возраста, присоединиться к учебному процессу возможно в любое время при наличии свободных мест. Достаточно записаться на индивидуальную экскурсию, при знакомстве ребенку предстоит пройти тестирование. Стоимость обучения — 250 тыс. рублей в год плюс питание 350 рублей в день, и вступительный взнос — 100 тыс. рублей.

Европейская школа

Европейская школа — частная школа, которой в январе 2021 года будет 25 лет. У них есть лицензия и аккредитация. Выпускники школы получают документы государственного образца.
Классы малой наполняемости — 12–15 человек. Начальная школа работает в режиме полного дня с трехразовым питанием, повара в штате школы.

Во второй половине дня у детей начальной школы есть выбор кружков. По словам заместителя директора школы Анастасии Макаровой, несмотря на то, что образовании ощущается кадровый голод, у них есть все учителя-предметники. «Считаю, что это связано с меньшим объёмом бумажной работы, душевной атмосферой, ну и с обедом от организации, — смеётся Анастасия Макарова. — Зарплаты у нас такие же, как и в муниципальных школах».

По словам Анастасии Макаровой, у них есть и дети, которые в обычной школе не могут учиться, потому что часто болеют, быстро подхватывают инфекции, есть профессиональные спортсмены, но больше — это обычные дети занятых родителей, которые хотят спокойно работать с 9 до 17. «От муниципальных школ мы хотим отличаются индивидуальным подходом к каждому ребёнку и гуманизмом», — говорит Анастасия Макарова. В школе 200 очных учеников, 70 заочников. Педагогов примерно 25.

Уникальный формат

Семейные школы при общеобразовательных школах. Те, кто перевел детей на семейное образование, часто не справляются с образованием самостоятельно, но в школу детей возвращать не хотят. Поэтому такие варианты в первую очередь рассчитаны на них. Выше мы привели пример с пермячкой Анной, у которой не сложилось с онлайн-школой. В итоге они нашли уникальный формат — семейную школу при обычной общеобразовательной школе.

Точка

В школе «Точка» апробируется дополнительная платная образовательная услуга для детей с индивидуальными образовательными запросами, в том числе для обучающихся на семейной форме. Проект называется «Прямо в Точку».

С родителями заключается договор на реализацию дополнительной платной образовательной услуги. Стоимость обучения определяется индивидуально и включает затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги (зарплата педагогов, приобретение необходимого оборудования, учебной литературы и расходных материалов). Зарплата педагогов начисляется в соответствии с их нагрузкой в проекте «Прямо в Точку», количеством часов и обучающихся в группе.

Сейчас в школе «Точка» учатся не больше 10 детей, это учащиеся 6, 8 и 9 классов. Команда проекта продолжает набор учеников с пятого по девятый класс.

Любой обучающийся, вне зависимости от формы получения образования, должен пройти промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана, получить допуск к государственной итоговой аттестации (итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе или итоговое сочинение в 11 классе) и пройти государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Только после прохождения всех процедур можно получить аттестат об основном общем образовании или среднем общем образовании. Учащиеся, получающие дополнительную платную образовательную услугу на базе школы «Точка», могут быть прикреплены для сдачи промежуточной аттестации к любой школе. При успешном прохождении государственной итоговой аттестации обучающийся получает аттестат той образовательной организации, к которой он прикреплен.

Январь

Школа Январь открылась в январе 2021 года. Это образовательный проект центра «Современное образование». «Сейчас очень многие дети переходят на семейную форму обучения. Наша школа создана для того, чтобы у детей, решившихся на свой образовательный маршрут, была возможность иметь профессиональных наставников-педагогов, учиться вместе с другими интересными ребятами, быть в гуще событий, экспериментировать, находиться в прекрасных условиях и доброжелательной атмосфере коллективного творчества», — рассказали в школе «Январь».

Классы для учащихся с 1 по 6 и 10 класс. Стоимость обучения от 22 до 35 тыс. рублей в месяц , в зависимости от класса и срока обучения. Школа работает по лицензии дополнительного образования. Юридически все дети на семейном образовании, получают аттестат школы, к которой прикреплены. Получается, что «Январь» сопровождает семейное обучение. По словам директора школы Марины Сорокиной, частных школ будет всё больше, потому что родители начинают задумываться о комфортных условиях для развития ребёнка. «Переполненность школ не дает возможности индивидуализировать личные особенности каждого», — поясняет Марина Сорокина.

В департаменте особо отметили, что вне зависимости от формы получения образования каждый учащийся должен проходить аттестацию. Для того чтобы частные школы могли проводить аттестацию ребенка, переводить ребенка из класса в класс и выдавать ему государственные документы (аттестаты о среднем образовании в 9 и 11 классах), необходимо получение лицензии и аккредитации. Многие частные школы не стремятся к получению лицензии и аккредитации, они предлагают родителям помощь в освоении образовательных программ и прохождении государственной аттестации в других аккредитованных местах. Для этого частные школы заключают договор с муниципальными школами.

"