Posted 28 января 2009,, 13:06

Published 28 января 2009,, 13:06

Modified 2 марта 2023,, 17:27

Updated 2 марта 2023,, 17:27

Олег Чиркунов: Мы идем в жесточайший кризис

28 января 2009, 13:06
Если вы считаете, что находитесь в кризисе, то ошибаетесь. Кризис еще не наступил. Он впереди. Прямая речь Олега Чиркунова.

Прежде всего — о том, как складывается объективная ситуация. Если вы считаете, что находитесь в кризисе, то ошибаетесь. Кризис еще не наступил. Он впереди.

Те цифры, которые сегодня характеризуют численность безработных в крае, пока немногим отличаются от предыдущего благополучного периода. И это совсем не страшно. Кроме того, в бюджет деньги продолжают поступать (если не говорить о неналоговых источниках, из которых в краевой бюджет средства тоже не поступают).

В целом мы серьезного удара не чувствуем. И это — позитивная часть общей картины.

Теперь о негативной.
Объемы отгрузки продукции промышленными предприятиями по железной дороге сократились более чем на 60%. Это значит, что экономика если и работает, то уже не на рынке сбыта. Производители заполняют склады или приостанавливаются. Они еще платят налог на прибыль по итогам прошлого года. И мы еще не увидели результатов сегодняшней тенденции. Но куда идет «поезд», уже понятно. Экономика региона представляет собой локомотив, который несется по рельсам, а впереди — обрыв. И наша задача — спрогнозировать, где он находится, и подготовиться.

Нет больше никаких иллюзий. Мы идем в жесточайший кризис. Сегодняшняя ситуация идеальна в сравнении с тем, что будет в перспективе.

По каким направлениям надо готовиться к предстоящему периоду? Сказочной ситуации с бюджетом больше не будет. И поэтому если кто-то не услышал про сокращение расходов в конце прошлого года, прошу услышать сейчас. Очень тяжело придется, если мы сейчас этого не сделаем. Мы не пройдем этот этап с имеющейся численностью чиновников всех уровней. Несмотря на то что договаривались войти в муниципальную реформу с минимальным увеличением штатов, часть муниципалитетов раздула численность в полтора-два раза. Так не пойдет. Начинайте оптимизировать расходы. И не забывайте, что тот процесс, который вы начнете сегодня, экономию даст только через три-четыре месяца. Чем будете платить зарплату врачам, учителям и тем же чиновникам?

По бюджету есть существенные риски. Закрывайте все программы, не связанные непосредственно с жизнью и здоровьем населения. Наша задача — выжить во время кризиса. И только на это сегодня надо аккумулировать деньги.

О взаимоотношениях с бизнесом. Наша открытость — это единственное, что мы можем ему дать сегодня. Мы должны, по крайней мере, начать говорить с его представителями, чтобы самим понимать, что происходит в этой сфере. Налогоплательщик должен знать, что каждый понедельник в 17.00 дверь для него открыта в любом муниципалитете и в краевой администрации.

Сказать точно, как мы будем бизнесу помогать, сегодня не можем: до тех пор, пока в воду не зайдем, не поплывем.

Основная проблема — закрытие рынков сбыта. Это надо осознать и проанализировать. Мы можем произвести что угодно. Продать некуда! Именно с этой проблемой столкнутся предприятия. Они начнут сворачиваться, увольнять работников в связи с тем, что продавать продукцию им некуда. Мировые рынки закрылись, и никто не понимает, когда они откроются. Из этого исходит основной риск — безработица. В связи с этим наша главная задача — трудоустроить людей временно, на период кризиса.
Каждый по-своему понимает, что такое общественная занятость. Делаются попытки оставить людей на тех предприятиях, на которых они работают. Может быть, это и правильно. Но у меня есть ощущение, что эта мера не сработает.

Наша задача — создать новые дополнительные рабочие места, поверх тех рынков, которые уже есть и находятся в стагнации. К примеру, бессмысленно создавать рабочие места на производстве картошки. У нас ее и так девать некуда. Мы должны создать рабочие места в сфере общественных работ, производя новый дополнительный продукт, который рынок сам по себе не потребляет.

При этом надо создать очень трудоемкий процесс, где задействованы рабочие руки, а не техника. И очень технологичный. Не может быть так, чтобы было создано 10 мест в одном месте, 10 — в другом. Если безработица составит 10%, это значит, что заработную плату потеряют 100 тыс. человек. И 10 рабочих мест никого не спасут.

Скорее всего, потребуется стандартная операция для всех территорий края. Условно говоря, в каждом дворе появляется ставка дворника, как общественная работа. И тогда 30 тыс. дворников будут мести улицы на всей территории Прикамья. Тогда мы можем организовать эту работу. Представляете масштабы? Вот какое количество рабочих мест мы должны создать. Думайте, вам решать.

Сельские районы эти «страшилки» могут вполуха слушать. Но в промышленных муниципалитетах ситуация будет сложной.

Теперь — о наших взаимоотношениях с федеральным центром. У нас есть два возможных варианта действий. Мы федеральные деньги используем для того, чтобы показать, что у нас все хорошо и безработица невелика. То есть отдавать средства предприятиям, чтобы они не увольняли людей, давить административно на бизнес, чтобы он добивался нужных показателей. Но таким способом мы только погубим предприятия. Они не смогут вовремя выйти из кризисной ситуации.

Скорее всего, наша задача — давать честную информацию по количеству безработных. На основании этой открытой и конкретной информации брать из федерального центра максимум ресурса для обеспечения безработных деньгами, в том числе, через общественные работы.

Давайте между собой договоримся: оценивать друг друга мы будем не по тому, сколько появилось на той или иной территории безработных, а по тому, сколько рабочих мест удалось создать, сколько человек удалось трудоустроить.

В связи с этим задача краевого правительства — получить из федерального бюджета максимум денег. Вместо 2% (700 млн руб.) надо ориентироваться на 3%. Те деньги, которые муниципалитеты возьмут на общественные работы, должны пойти жителям на хлеб, масло и колбасу.

Мы сейчас будем жить в другом формате. Чем больше денег привлечете, тем больше ослабите проблему, поможете людям выжить. И власть, и население по этому критерию будут оценивать вашу работу. Но выдавать полученные средства надо не как пособие, а как плату за труд. Мы не можем стимулировать безработицу, поощрять бездельников. Мы должны создать работы, чтобы человек вкладывал свой труд, а взамен получал деньги.

Правил игры пока нет. Может, завтра появится новое постановление Правительства РФ, и этот подход будет вообще нереализуем. Но мы должны формировать позицию федерального центра таким образом, чтобы деньги пошли туда, куда мы с вами считаем необходимым. Мы первыми должны понять, как этот процесс будет организован. И использовать деньги так, как нужно нам.

В принципе, федеральная власть выделила средства в правильном направлении — на создание рабочих мест. Вопрос в том, как технологически это сделать.

Мы намерены прорисовать схемы с федеральным правительством, которое сейчас тоже не понимает, как наиболее рационально запустить этот процесс.

Основная задача глав муниципалитетов на ближайший период — наряду с удержанием бюджета сделать так, чтобы люди не голодали. Чтобы у них была общественная работа (другой мы не можем управлять эффективно). Власть должна сделать так, чтобы быть платежеспособной, и позволить людям, если они хотят работать, получать деньги за свой труд.

"