Posted 6 февраля 2009,, 07:53

Published 6 февраля 2009,, 07:53

Modified 2 марта 2023,, 17:27

Updated 2 марта 2023,, 17:27

«Белкомур» за год: «Добро» получено, деньги — нет

6 февраля 2009, 07:53
Вторым рождением «Белкомура» стал 2006 год, когда о его необходимости снова заговорили на самых высоких уровнях власти.

Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», планы по реализации которого вынашиваются еще с 70-х годов, похоже, еще продолжит свое существование на бумаге неопределенное количество времени.

Вторым рождением «Белкомура» стал 2006 год, когда о его необходимости снова заговорили на самых высоких уровнях власти. Тогда уже ни у кого не вызывало сомнений в том, что магистраль принесет дополнительную прибыль трем регионам, разгрузит Транссиб и в целом улучшит экономическое состояние страны. В феврале 2008 года регионы договорились и подали заявки на реализацию проекта в инвестфонд, так как строительство железной дороги должно осуществляться на средства фонда. При этом каждый регион представил для дальнейшего финансирования локальные проекты. В Архангельской области таким проектом стал глубоководный порт. Однако прежде чем заявки попали в Инвестфонд, их должна была рассмотреть межрегиональная компания «Северо-Запад Прикамье», которая и подала позднее «коллективную» заявку в Инвестфонд.

Долгие месяцы «Северо-Запад Прикамье» занималась подготовкой заявки и необходимого пакета документов, формированием экономическо-инвестиционного обоснования железнодорожного проекта, общая стоимость которого оценивается в 280 млрд рублей. На это все ушло фактически полгода. За это время ни в одном из регионов, заинтересованных в реализации проекта не возникало сомнений, что на этот раз «Белкомур» начнут строить, и что к 2012 году проект уже будет находиться на стадии завершения. В 2008 году проект «Белкомура» был также поддержан главой Минтранса Игорем Левитиным и в Совете Федерации РФ. Сенаторы рассмотрели проект на специальных слушаниях и одобрили подачу заявки в Инвестфонд. Дополнительной уверенности заинтересованным в проекте регионам придавало еще и внимание к «Белкомуру» зарубежных компаний и инвесторов. Так, за последний год о желании поучаствовать в реализации проекта высказывались финны, корейцы, а также некоторые российские регионы.

Однако по мере нарастания проблем в мировой экономике, постепенно стали поступать и противоречивые данные о ходе реализации «Белкомура». Так, например, на одном из заседаний в администрации Архангельской области губернатор Илья Михальчук во всеуслышанье заявил о том, что проект будут отложен на 5 лет. Позднее его заместитель Дмитрий Плетнев попытался исправить сказанное главой региона, заявив СМИ о том, что строительство железной дороги не откладывается, однако в первую очередь будут реализовываться те программы проекта, для которых определены источники финансирования, а программы, которые находятся в стадии разработки проектной документации, или под которые не выделены средства, отнесены на более поздний срок. В то же время крупнейшие предприятия-участники проекта, в частности, ОАО «Сильвинит» заявляли, что не намерены менять планы по реализации «Белкомура» и продолжали утверждать, что работа над ним идет полным ходом, несмотря на финкризис.

Позднее о трудностях в реализации планов по строительству магистрали заговорили с другой стороны. Так генеральный директор «Северо-Запад Прикамье» Демочкин заявил, что деньги Инвестфонд на реализацию проекта может и не выделить. Однако при этом он отметил, что проект все равно будет реализован, так как «есть другие институты развития, которые мы можем использовать», — сказал он. Откуда, если не из федерального бюджета, могут быть выделены деньги, Демочкин не уточнил. Вместе с тем совсем недавно члены федеральной антикризисной группы заявили о том, что бюджет страны в связи с мировым финансовым кризисом будет секвестирован и реализация проектов, которые до сих пор начаты не были, будут отложены на посткризисный период. При этом в число каких проектов входит строительство самого «Белкомура» пока не ясно — с одной стороны проект на бумаге начат, а с другой — ни километра новой магистрали.Напомним, судьба «Белкомура» решится именно в феврале, когда экспертная комиссия Инвестфонда примет решения финансировать или нет строительство магистрали в столь непростое время.

"