Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
59656 +128
Выздоровели
54000 +57
Умерли
3815 +13
Properm.ru
Пермский космодром. Фоторепортаж о боевом ракетном комплексе первого поколения Блогер Алексей Старков побывал на территории боевой стартовой позиции межконтинентальных баллистических ракет Р-16 под Пермью, и посмотрел, что осталось от ракетно-ядерного щита СССР.

Пермский космодром. Фоторепортаж о боевом ракетном комплексе первого поколения

18 февраля 2015, 09:00

Пермский космодром. Фоторепортаж о боевом ракетном комплексе первого поколения
Фото: Алексей Старков
Блогер Алексей Старков побывал на территории боевой стартовой позиции межконтинентальных баллистических ракет Р-16 под Пермью, и посмотрел, что осталось от ракетно-ядерного щита СССР.

Ты нас не сожжешь диметилгидразином,
Ты нас не убьешь, хоть стреляй в нас в упор.
У нас вместо кожи металл и резина,
Стекло вместо глаз, вместо сердца — мотор! …

Тов. 300-ый
(граффити на стене казармы Брестской крепости)

Мое знакомство с ракетно-ядерным щитом СССР началось еще в детстве, когда во время блужданий по бетонкам в глухих лесах южнее Перми мы наталкивались то на скрытый под слоем грунта огромный бункер, в котором мог поместиться десяток грузовиков, то на непонятные обломки бетона, а то на торчащие в траве фонари заброшенной вертолетной площадки.

На рубеже 70–80-х годов прошлого века это были лишь остатки ракетных комплексов первого поколения с ракетами Р-16. Нередко ответвления бетонки упирались в ворота, на которых были грозные надписи: «Стой, стреляют». За охраняемым периметром несли боевое дежурство комплексы РВСН второго поколения с ракетами УР-100 шахтного базирования. Сейчас все это кануло в лету и объекты РВСН представляют интерес только для мародеров или любителей острых ощущений. Мы же попытаемся рассмотреть остатки былой мощи с точки зрения истории военной техники.

В прошлом году знакомство с объектами первого поколения 92-ой ракетной дивизии я начал с наиболее хорошо сохранившей и легкодоступной БСП-22 (боевая стартовая позиция). Это была рекогносцировка. Месяц спустя мы добрались туда уже с питерским коллегами.

Перед тем, как перейди к описанию позиции, немного погрузимся в историю, чтобы понять основные вехи развития 52 ракетной дивизии и РВСН в целом

В мае 1960 года на базе управления 1170-го и 1208-го зенитно-артиллерийских полков 97 зенитно-артиллерийской Тернопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды дивизии, 35-й школы ВВС и 15-го учебного танкового полка было начато формирование 206-й ракетной бригады (рб).

15 мая 1961 года 206-рб была переформирована в 52 ракетную дивизию (рд) с местом дислокации в 4 км от поселка Бершеть Пермской области. Впоследствии Указом Председателя Верховного совета РСФСР военный лагерь Бершеть (после войны там проходили общевойсковую подготовку воины Пермского гарнизона и других частей военного округа) отнесён к категории ракетного посёлка закрытого типа с присвоением наименования «Рабочий посёлок Звёздный Пермской области» (с 1962 года не секретное наименование почтового отделения — Пермь-76).

На момент создания 52-рд состояла из 4-х ракетных полков, которые формировались под боевой ракетный комплекс (БРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) Р-16 8К64. Каждый ракетный полк (рп) состоял из 3 ракетных дивизионов (рдн), имевших одну боевую стартовую позицию (БСП).

Сформированная 52-рд вошла в состав 5-го отдельного ракетного корпуса (5-й ОРК) со штабом в Кирове. Первоначально для строительства БСП были выбраны две базовые площадки. Первая располагалась примерно в 12 км юго-запад от поселка Бершеть. Вторая — примерно в 20 км на запад от первой. Именно от них стала развиваться вся инфраструктура 52-рд с последующими боевыми стартовыми позициями.

Схема позиционного района 52-рд на период 1969–1976 годов.

На площадке №10 в 4 км от Бершети строили штаб дивизии, склады, жильё для семейных офицеров и всю бытовую инфраструктуру для обеспечения дивизионов — БСП ракетных полков (пекарю, прачечную и т.д.). Южнее в 4–5 км имелся ж/д тупик, назывался «Горка», туда приходило все необходимое для 52-РД: уголь, спирт, продукты, строительные материалы, изделия, техника. Тупик был соединен с Транссибирской магистралью (разъезд № 52), проходившей через Бершеть.

Первая БСП дивизии была сдана в эксплуатацию в декабре 1961 года, 13 марта 1962 года на ней заступил на боевое дежурство первый ракетный дивизион. К 1965 году последняя БСП-11 была сдана в эксплуатацию и приступила к несению дежурства.

В 1962 году в связи с кубинским кризисом на боевой стартовой площадке №1 личный состав около месяца жил на стартовых позициях в полной боевой готовности. Ракеты были установлены на пусковых столах.

БСП-2 с Р-16У наземного старта (наземный стартовый комплекс «Шексна-Н») представляла собой небольшой военный городок. Имелась техническая и жилая зона. В технической зоне располагались: две наземные стартовые пусковые установки (ПУ), командный пункт, МИК — монтажно-испытательный корпус (хранились две ракеты для ПУ №1 и вторая ракета ПУ №2), хранилище для ракеты ПУ №2, РТБ (ремонтно-техническая база), 2 пристартовых убежища (около каждой ПУ), хозяйство заправки (укрытия для автозаправщиков: отдельно для окислителя, отдельно для горючего), компрессорная (азотнодобывающая станция), хозяйство роты электрозаграждения и минирования (РЭЗМ), укрытия стартового отделения под тележки и установщики ракет, рубежи технических средств охраны и инженерных заграждений и т.д.

Жилой городок имел: штаб, плац, казармы, столовые, гостиницу, клуб, котельную, дизельную, автопарк, санчасть, полосу препятствий, КПП, стрельбище и т.д.

В полку было шесть групп. Каждая группа имела свою специальность: 1.связь, 2.стартовая, 3. заправщики, 4 АДС (азотодобывающая станция): азот, жид. кислород, компресрная, воздух, 5. МИК (монтажники), 6. ИТР (инженерно-технические): тепло, вода, дизельная, котельная. РТБ 12 ГУ МО СССР (головная часть) придавалась полку. В сооружении №3 (КП) — находилось под землей — была прямая связь с Москвой и пусковые пульты. Казармы находились на удалении 500 м от старта. Почти в каждой казарме было около 100 человек. Кровати двухярусные в пятой группе было поменьше личного состава — они жили в одной казарме с 4-ой группой.

Посмотрим, что осталось от БСП-22 спустя 40 лет после расформирования части.

На космоснимке показано типовое расположение сооружений БСП наземного старта ракет Р-16 8К64. Отдельные БСП отличались в деталях. В основном это было обусловлено системой заправки ракет Р-16 из стационарных хранилищ или из подвижных топливозаправщиков. БСП-22 использовала стационарные емкости для горючего и окислителя.

Космоснимок БСП №1 54-рд (Тейково, Ивановской обл.) со стационарными заправочнымии сооружениями. Источник
Экспликация (при описании сооружений я буду применять приведенную нумерацию).
Сооружение № 1 — левый старт.

Сооружение № 2 — правый старт.

Сооружение № 3 — командный пункт БСП (рп).
Сооружение № 4 — хранилище ракет боезапаса.
Сооружение № 5 — монтажно-испытательный корпус (МИК), часто имел кроме испытательной дорожки 1–3 дорожки для хранения ракет боезапаса.
Сооружение № 6 (6а) — два заправочных сооружения горючего по одному на старт.
Сооружение № 7 (7а) — два заправочных сооружения окислителя по одному на старт. Каждое из заправочных сооружений имело насосную с пультом управления и хранилище боезапаса КРТ.
Сооружение № 8 — хранилище сжатого азота, сжатого воздуха. Кроме батареи баллонов высокого давления имело стационарный компрессор и комплект подвижных агрегатов азотодобывающей станции. Сооружение соединялось трубопроводами высокого давления со стартами, заправочными сооружениями и монтажно-испытательным корпусом.
9. Вход в подстартовые помещения (аппаратная, потерна и помещение клапана азотной колонки).
10. Стрела подъемно-поворотного дивертора в горизонтальном положении.
11. Оттяжное маятниковое устройство.
12. Пункт санитарной обработки.
13. Зона сборочной бригады ртб.
14. Убежище.
15. Трансформаторная подстанция.
16. Пожарный водоем.

Осмотр БСП-22 мы начали с правого старта (1). Оба старта и КП БСП-22 подорваны в процессе ликвидации объекта. Взрывом разрушен сам стартовый стол и аппаратная под ним. Здесь можно осмотреть только котлован с обломками бетона и защищенное железобетонное сооружение руководителя работ КПУ, в просторечьи «утюг» из которой офицер через толстые стекла наблюдал ха заправкой ракеты и подготовкой ее к старту

Это одно из немногих сохранившихся сооружений такого типа. Рядом остатки обмотки соженных кабелей.

Комплекс Р-16У (8К64У) был принят на вооружение РВСН 15 июля 1963 года. До 1965 года было развернуто 186 пусковых Р-16 и Р-16У. На вооружении Р-16 состояли до середины 70-х годов. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. На западе ракета называлась SS-7 «Saddler».

Ракета 8К64 имела две ступени. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре.

Разделение ступеней ракеты осуществляется по следующей схеме: по команде на разделение ступеней выключается основной двигатель и снижается тяга рулевого двигателя I ступени, после запуска рулевого двигателя II ступени происходит разрыв связей между ступенями и торможение корпуса I ступени тормозными ПРД. Запуск основного двигателя II ступени производится после достижения расстояния между ступенями 10–15 метров. Отделение головной части производится за счет торможения корпуса II ступени тормозными ПРД после выключения основного, а затем рулевого двигателя II ступени.

На I ступени ракеты был установлен основной двигатель 8Д712, состоящий из трех двухкамерных двигателей 8Д515. В качестве рулевого использовался четырехкамерный двигатель 8Д63У. На II ступени установлены основной двухкамерный двигатель 8Д713 и рулевой четырехкамерный двигатель 8Д64У. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива. Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Ракета могла оснащаться двумя видами ядерных боеприпасов мощностью от 3 до 6Мт. При стрельбе на максимальные дальности использовалась так называемая «легкая» головная часть, а на промежуточную и минимальную дальности — «тяжелая» с зарядом более мощного тротилового эквивалента. Головная часть конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

Ракета 8К64 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

БРК Р-16 стал базовым при создании группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР 8К64 могла стартовать через 30 минут.

Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета морально устарела.

Вот так выглядит стартовая площадка ракеты Р-16 на макете в музее 52-рд в Звездном. Макет сильно упрощенный, но дает представление о том, как все это выглядело при жизни. Своеобразный маленький космодром.

Вид от «утюга» через правый старт в сторону левого.

Одним из сюрпризов стал сохранившийся стальной лимб стартового стола, по которому осуществлялось позиционирование ракеты перед стартом.

Да, да, в это трудно поверить, но ракету наводили на цель, вращая на требуемый угол в соответствии с делениями лимба.

Осматриваем объекты неподалеку от правого стартового стола. Вероятно, это вертолетная площадка или градирня

Рядом колодец.

Куда ведет этот скобтрап? В пожарный резервуар?

Непонятный бетонный «пенек». Не исключено, что это репер для позиционирования и топопривязки ракеты. Их должно быть четыре, но нашли мы только один.

Движемся в сторону левого старта. По левую руку нам попадается вход в заправочное сооружение (6) с горючим.

Половина сооружения разрушена при демонтаже цистерн для топлива. Сложно сказать когда это было сделано, скорее всего в последние десятилетия

Вот так сооружение №6 выглядит с другой стороны.

Сооружение № 6 (6а) — два заправочных сооружения горючего по одному на старт.

Остатки сооружения №7 — хранилище окислителя правого старта.

Еще один кусок бетона попадается по дороге.

Выходим к валообразной насыпи внутри которой проходит потерна, соединяющая правый и левый старты. Кто-то недавно пытался ее разрыть в надежде поживиться кабелями управления.

Вот так выглядит насыпь над потерной.

Следующее сооружение по левую руку — трансформаторная подстанция (15). У нее разрушена фасадная часть при демонтаже трансформаторов.

Электропитание БСП-22 осуществлялось по ЛЭП и автономно от тепловозного дизеля, но с генератором переменного тока и режимом работы дизеля только с постоянным числом оборотов. Вся установка вместе носила наименование ДГУ 7Д100. Производитель — Харьковский Завод им. Малышева. Дизель композитный: 10 цилиндров, 20 поршней, 2 коленвала. Мощность 1 мВт, напряжение 6,3 кВ. Такой же дизель был на БСП-11. На остальных БСП дизеля были значительно меньше.

Видите два маленьких отверстия внизу дальней стенки? Это отверстия кабельканалов и через них можно пролезть в потерну. Но мы пойдем другим путем.

Остатки взрованного командного пункта — сооружение № 3 (3)

Спускаемся вниз через обломки бетона и выросший здесь лес

Видно, что это тоже было заглубленное сооружение арочной конструкции.

В противоположной от входа в командный пункт части сооружения отыскиеваем еле заметное отверстие и через него проникаем в центральную потерну. Потерна радует чистотой, прохладой и легким туманом. Движемся по ней обратно в сторону правого старта, пока не дойдем до отмеченного выше провала. Когда-то, одна группа исследователей, с еле светившимися фонарями, была здесь до смерти напугана горящими в темноте глазами неведомого животного. Оказалось, это был козел, только ему одному известным способом забиравшийся в потерну от летней жары.

Нам козел не встретился… Раньше вся потерна была занята толстыми плетями кабелей управления и связи. Так просторно здесь не было.

Проход по потерне БСП-22 в сторону правого старта

Разворачиваем и идем в сторону левого старта. Минуем ответвление в сторону трансформаторной. На всем протяжении потерны идти можно в полный рост и только в двух местах дорогу нам преграживают земляные пробки, через которые придется протискиваться под потолком потерны

Видео с фрагментом дороги на БСП-22 и блужданиями по потерне.

Выходим из потерны у левого старта (2). Стартовая площадка и аппаратная так же разрушены взрывом.

Бетонная емкость неясного назначения неподалеку. Мы сделали слабую попытку найти в кустах хранилища топлива и окислителя, но она не увенчалась успехом. Собирать клещей и тратить время не очень хотелось, а в переди нас ждали еще более вкусные вещи.

Алексей Старков специально для Properm.ru. При создании материала использовались материалы форума teron.ru и сайта yasnay.ru.

Читайте на Properm.ru через неделю фоторепортаж-экскурсию по части, обслуживающей ядерные заряды.

Смотрите также двухсерийный фоторепортаж о том, как в Пермском крае добывали алмазы. 1 серия. 2 серия.


Оцените материал