Posted 28 июля 2009,, 03:31

Published 28 июля 2009,, 03:31

Modified 2 марта 2023,, 17:14

Updated 2 марта 2023,, 17:14

Пермский феномен. «Пилорама-2009»

28 июля 2009, 03:31
Мероприятий, которые в течение трех дней одновременно шли на нескольких площадках, было немало.

Пермским феноменом неоднократно называли гости гражданского форума «Пилорама» и само это мероприятие, и место, в котором оно проводилось уже в четвертый раз. На той самой земле, где отбывали срок, мучались и умирали в тяжелейших условиях диссиденты – инакомыслящие политики, общественные деятели, писатели, ученые – сегодня собираются наиболее свободные люди современности, для которых понятие «гражданские права и свободы человека» — не пустой звук. Впрочем, по словам одного из постоянных участников «Пилорамы» барда Юлия Кима, те, кто находился здесь в заключении в советские годы, тоже были свободны — внутренне. Они сознательно делали свой выбор, идя наперекор действующему режиму. Сегодня «Пилорама» вновь ставит нас перед выбором, предлагая задуматься о наиболее острых проблемах современного общества: «Война и мир», «Человек и тюрьма». Нужно ли ввязываться в военные конфликты на чужой территории? Можно ли победить в малых войнах? Должны ли тюрьмы быть человечными? Нужно ли открывать их для прессы? Эти и другие вопросы ставились не только на тематических дискуссиях, но, в той или иной форме – во всех мероприятиях форума.

А мероприятий, которые в течение трех дней одновременно шли на нескольких площадках, было немало. Музыкальной составляющей «Пилорамы» стали традиционные бардовские концерты: Юлия Кима, Евгения Матвеева, Григория Данского, Нателлы Болтянской – и непривычно многочисленный рок-десант. «Авторская песня – это песня интеллигенции, — говорит Евгений Матвеев. – А интеллигентный человек – это тот, которому больно, когда бьют другого. Поэтому о чем бы он ни писал – пусть даже в шуточной стилистике, в этом все равно будет чувствоваться его позиция». Ну, а рок как музыка социального протеста охватывает значительно более широкие слои населения. Можно сказать, что оба этих музыкальных направления отражают разные стороны правозащитного движения. Зарубежный рок на форуме представляли венгерский музыкант Ласло Фёлдеш («Хобо») и генеральный консул США в Екатеринбурге Тим Сандаски, который в сольной акустической программе исполнил свои песни и песни Пита Сигера. Среди немного подзабытых и все еще популярных легенд советского/русского рока на «Пилораме» выступали Михаил Борзыкин, лидер группы «Телевизор», Александр Липницкий и Алексей Бортничук («ОтЗвуки Му») и, конечно, Юрий Шевчук.

Откровенно говоря, именно приезду лидера группы «ДДТ» с акустической программой «Пилорама» обязана беспрецедентным наплывом зрителей. Никогда еще палаточный лагерь не занимал такой огромной площади и не вмещал такого количества народа, несмотря на весьма некомфортные погодные условия. «На Шевчука» ехали и люди среднего возраста, для которых взлет «ДДТ» совпал с годами бурной молодости, и совсем юные рок-фанаты и тусовщики, не вникающие в суть происходящих на форуме событий.

«Сначала мне было обидно, что столько людей приехало сюда только ради него, — признается театральный деятель Игорь Тернавский, основатель «диссидентского» театра «Арлекин», — но потом я подумал: пусть на Шевчука, пусть на кого угодно – но они приехали сюда, они увидели, что все это было. Что был ГУЛАГ, что Сталин – вовсе не «великий менеджер», каким его сейчас пытаются представить. Я счастлив, что здесь столько молодежи. Потому что мы уже начали забывать свое прошлое, ностальгировать по величию Советского Союза, а забывать ничего нельзя. Если мы это (показывает вокруг – на бараки бывшего лагеря «Пермь-36») забудем, то России конец. Я в этом абсолютно убежден».

Пока тысячи поклонников ДДТ внимали своему кумиру у главной сцены «Пилорамы», его же – но 20-летней давности – можно было увидеть и послушать рядом: на выставке «Этикетки» шел показ фильма «Город», раскрывающий особенности «митьковской» субкультуры, в котором Шевчук исполняет песню памяти Александра Башлачева. «До чего техника дошла: нашего Юру и там, и тут передают», — шутили сами митьки, приехавшие на презентацию своей экспозиции. Митьковские «Этикетки» (живописные полотна, представляющие всё богатство ассортимента алкогольной продукции республик Советского Союза), как и выставка карикатур пермского клуба «ПеКари», продемонстрировали, каким образом можно говорить несерьезно об очень серьезных вещах.

Та же трагикомическая интонация – «смех сквозь слезы» — объединяла и театральные проекты, представленные на форуме. И спектакль «Дорогая Ирина Михайловна» по рассказу Дины Рубиной (театральный проект «Возвращение»), и сцены из «Чонкина» (Пермский ТЮЗ), по сути, были посвящены одному: как простые советские люди выживали в непростой, полной трагического абсурда советской действительности.

Но не только о памяти и о прошлом говорили на «Пилораме». Самые больные места современного российского общества – армия, внешняя и внутренняя национальная политика, тюрьма – были затронуты и в диспутах правозащитников, и в выставке-инсталляции «Война сегодня. Тюрьма сегодня», расположенной прямо на территории палаточного городка. Всем посетителям предлагалось принять участие в необычных референдумах – с помощью камней выразить свое мнение по острейшим вопросам: «Нужно ли было ввязываться в военный конфликт с Грузией в августе 2008 года?», «Должны ли заключенные испытывать в тюрьме лишения?» и другим. Примерно одинаковые кучи камней у табличек с противоположными ответами показали, что в обществе нет единодушия во взгляде на эти проблемы, но самое главное – нет равнодушия. И у многих костров в исполнении совсем молодых ребят звучали не теряющие своей актуальности песни Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, «Чайфа», «Наутилуса», «ДДТ».

На открытии форума «Пилорама 2009» на сцене был размещен портрет Натальи Эстемировой – правозащитницы, недавно убитой в Ингушетии за попытки рассказать правду о ситуации в республике. Трагический осадок этого события причудливым образом сочетался с настоящим фестивалем искусств, где на всех языках – на языке музыки, поэзии, театра, танца, кино, фотографии и графики – люди говорили о личной ответственности каждого за то, что происходит с нашей страной. Из нескольких тысяч участников «Пилорамы» каждый вынес с форума что-то свое. И пусть уже никогда не вернуться к той камерной и задушевной атмосфере, которая царила здесь 3–4 года назад, возможно, только теперь пермский феномен под названием «Пилорама» становится по-настоящему общественным событием, способным повлиять на сознание сотен и тысяч наших земляков.

Юлия Балабанова

"