Posted 27 октября 2015,, 04:00

Published 27 октября 2015,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 16:53

Updated 2 марта 2023,, 16:53

Наши там. Марсель: «Французы считают, что у нас до сих пор есть КГБ и я на него работаю»

27 октября 2015, 04:00
Денис Вихров
«Здесь каждый день все устраивают аперитивы. Стабильно выпивают бокал вина днем. А потом они говорят, что это русские много пьют! Я пытаюсь убедить их в обратном!», — делится впечатлениями от жизни во Франции пермячка Дарья Шешукова.
Сюжет
Наши там

В серии спецпроектов «Наши там» мы рассказываем о простых пермяках, которые покинули родной город в поисках лучшей жизни. Героем нового материала стала Дарья Шешукова, которая поехала учиться в Марсель.

— Дарья, как ты попала во Францию?

— Прежде всего, я приехала сюда получить дополнительное образование. До этого 4 года училась в ПГУ, где в последний год мне предложили программу двойного диплома. Таким образом, я закончила 5 лет специалитета и получаю в этом году диплом магистра. Со следующей недели начинаю работать.

— Как отнеслись родители к твоему переезду?

— Очень хорошо, это был обдуманный шаг. Если уезжать, то когда как не сейчас, пока тебя не держит своя семья, квартира и многое другое.

— Какое было первое впечатление от новой страны?

— Я живу в Марселе, втором по величине городе Франции. Эта очень специфичная часть страны. Если проехать по другим регионам, то не увидишь такого числа арабов, как здесь, а там где их нет — чище. Когда я приехала меня удивило отсутствие растительности, везде было очень грязно. Поскольку этот город находится на средиземноморье, очень часто беженцы перебираются именно к нам, а от них множество проблем.

— Как изменилось впечатление спустя год?

— Сейчас уже привыкла и на многое не обращаю внимания, но к с некоторыми вещами не могу свыкнуться до сих пор. В целом французы они очень вежливые: всегда желают приятных выходных, здороваются, очень улыбчивые и открытые. Но при встрече, всегда лезут целоваться. В России мы привыкли держать дистанцию, а здесь к тебе начинают лезть с поцелуйчиками совершенно незнакомые люди, от этого не по себе. Даже если компания 10 человек, которых ты не знаешь, все равно идешь со всеми целоваться.

— Расскажи о самом городе.

— Марсель — портовый город размером с Пермь. Как и в каждом городе Франции, здесь есть «старый город» — центр, где улочки уже всего и на машине лучше не лезть. В центре города в основном старые дома, высотой максимум в пять этажей. Номер дома, если перевести на русский манер, это номер подъезда, то есть длинный и кажущийся тебе единым целым дом — это на самом деле отдельные дома: каждая дверь — новый номер дома. Чуть дальше стоят многоэтажные дома. Ещё дальше — частные. Построение улиц для русского мозга нелогичное, как правило, все улицы по диагонали, а не как у нас — нормальными ровными кварталами.

— Насколько тяжело было выучить язык?

— В Перми я закончила французскую школу, но никогда не думала, что уеду во Францию, мне очень не хотелось говорить на этом языке. Поэтому определенные проблемы были. В первый семестр учебы на французском языке я только решала вопросы с жильем, ходила в банк и за продуктами. Общалась преимущественно на английском, на котором шло обучение. Сейчас владею французским лучше, но все тонкости общения французов друг с другом все равно не понять. Сильно не хватает русской речи вокруг.

— Где ты сейчас живешь?

— Найти квартиру было необходимо до переезда во Францию. Но, как оказалось, люди здесь не общаются по почте, они любят разговаривать по телефону. В конечном итоге я смогла подобрать резиденцию для студентов, это что-то вроде наших общежитий, но сравнивать их трудно: у меня была своя комната, свой душ, кухня. Сейчас живу у молодого человека.

— Сколько стоит снять отдельное жилье?

— Можно снять квартиру одному, но здесь распространено снимать с кем-нибудь. Например трехкомнатную или двухкомнатную квартиру, где в каждой живет по человеку. В таком случае это стоит от 350 евро. Если хочешь снимать один, в среднем от 400 до 800.

— Трудно было привыкнуть к ценам?

— В год моего переезда как раз взлетел курс евро. Летом, когда мы начинали платить за учебу, курс был почти в два раза ниже. Было очень тяжело, начинаешь переводить все в рубли — этого делать не стоит, потому что иначе сойдешь с ума и вообще ничего не будешь покупать. Сейчас свыклась с тем, что если идешь в магазин, то потратишь минимум шесть евро.

— Какой уровень жизни во Франции?

— Здесь очень большая разница между бедными и богатыми. Толпы приехавших африканцев могут просто лежать на улицах. Есть отдельные районы для темнокожих, куда лучше не ходить. Кстати бедняки получают много пособий, на которые могут жить.

— Как живут обычные граждане?

— Быть гражданином, означает платить громадные налоги, доходящие до 50% зарплаты, Я бы не хотела здесь всегда жить, потому что знаю — деньги будут идти на решение проблем, которых не понять.

C учетом всех вычетов, зарплата здесь начинается от 1,2 тыс. евро. Очень много получают работники бюджетной сферы. Моя знакомая работает детским учителем и получает 2 тыс. евро. Возможность построить свой бизнес имеют и приезжие. Начинающим предпринимателям дают несколько лет безналогового режима и множество других льгот.

— Франция на весь мир знаменита своей кухней, как тебе местная еда?

— В целом, пища чем-то похожа на нашу. Но, безусловно, заметен французский подход. Мы можем просто съесть мясо с гарниром, а им нужно обязательно красиво все сервировать, украсить блюдо, дополнить его зеленью. Город рыбацкий, конечно здесь много рыбных блюд. Традиционное блюдо — буйабес, рыбный суп из разных видов рыб, но это очень дорогое удовольствие — 40 евро. Мидии с разными соусами, запеченная рыба: дорада, морской волк. На каждом шагу люди едят сендвичи или пиццы.

— Скучаешь по каким-то русским продуктам?

— Готовила для своего молодого человека оливье и мимозу, и столкнулась с тем, что здесь нет привычного нам майонеза. Это минус. Кроме того, в магазинах кроме сыра, молока и йогурта ничего молочного не найти. Есть русский магазин, но цены там высокие, например, творог стоит 5 евро.

— Что скажешь о вине?

— Его здесь море. Дорогое, дешевое, почти все достаточно вкусное. Здесь каждый день все устраивают аперитивы. Стабильно выпивают бокал вина днем. А потом они говорят, что это русские много пьют! Я пытаюсь убедить их в обратном! Кроме того, здесь разрешено выпить два бокала вина и садиться за руль. Я еще ни разу не видела полиции, которая бы останавливала за это. Соответственно, после вечеринок здесь многие водят не совсем в трезвом состоянии. Это абсолютно нормальное явление.

— Безопасно ли жить во Франции?

— До того как я приехала, я очень переживала — по новостям и в интернете говорили о том, что здесь очень опасно. Когда искала квартиру, спрашивала: «безопасен ли этот район?», на что мне ответили, что в Марселе таких вообще нет. Но когда ты приезжаешь, все более-менее нормально, не стоит только на кого-то пристально смотреть. Азиатов часто обижают, у меня все же больше европейская внешность, до меня не докапываются.

Меня также удивило насколько быстро здесь помогают тем, кому стало плохо на улице. Всегда через 5 минут приезжают, очень часто это могут быть пожарники. Кроме того, даже если ты где-то на трассе и заметил аварию, то приедут в течение 10 минут.

— Говорят во Франции много курят, это правда?

— Да, курит каждый третий. В 95% случаев, в компании не курю только я. Здесь студенты начинают курить прямо около дверей университета, курят в клубах, на летних верандах ресторанов, арабы могут себе позволить и в метро.

— Чем занимаешься в свободное время, как проводит досуг молодежь?

— Сейчас часто гостим у родителей молодого человека, ходим на концерты, гуляем. Театр здесь не так популярен, как в России. Много маленьких студий, где даются специфичные театральные представления. Кино стоит 6–7 евро, много фильмов в оригинале.

Каждый университет имеет ассоциации по организации вечеринок. Они снимают бар или клуб, продают билеты в универе от 5 до 20 евро.

— Марсель знаменит своим футбольным клубом, была на матчах?

— Да, но честно говоря, лучше в эти дни посидеть дома: в метро беспорядки, болельщики могут начать раскачивать вагон, бить по дверям, на улицах постоянно крики. Если играют против Парижа (Пари Сен-Жермен — прим. Properm.ru) — это ад. Некоторые правда считают, что футбол это игра для девочек, а мужская — это регби. В самом городе, а также в округе (во всем регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег) есть площадки для игры в петанк. Изначально спорт зародился в Марселе, соответственно здесь им очень гордятся (Петанк - игроки двух команд по очереди кидают металлические шары таким образом, чтобы именно их шар оказался ближе других к маленькому деревянному шарику — прим. Properm.ru).

— Какие праздники популярны во Франции?

— Их два: День взятия Бастилии — 14 июля. По всей стране проходят парады, запускают фейерверки. Французы с гордостью празднуют его и Рождество. Еще празднуют Пасху, но едят не обычные яйца, а шоколадные. Когда я сказала, что мы едим нормальные яйца, на меня косо посмотрели.

— Как относятся к русским?

— Многие французы мыслят стереотипами: водка, холод, большая страна, Путин, автоматы Калашникова. Некоторые считают, что у нас до сих пор есть КГБ, и что я работаю на него. В основном это из-за того, что про Россию показывают документальные фильмы о КГБ и войне.

— Сейчас во всем мире обсуждают войну с Сирией, как Франция видит конфликт со стороны?

— Обычные граждане абсолютно равнодушны ко всем мировым проблемам, в частности к тем, где участвует Россия. Люди с некоторым юмором относятся к новостям. Но говорят, что не стоит шутить с Россией.

— Планируешь ли остаться во Франции после учебы?

— Нет, это не моя цель. Сейчас я хочу получить здесь первый опыт работы. И я точно могу сказать — в России лучше.

Другие материалы рубрики «Наши там» читайте по ссылке, либо выберите понравившуюся страну из отмеченных на карте ниже.

"