Posted 1 октября 2009,, 06:55

Published 1 октября 2009,, 06:55

Modified 2 марта 2023,, 17:08

Updated 2 марта 2023,, 17:08

В Пермь приехал композитор оперы «Один день Ивана Денисовича»

1 октября 2009, 06:55
Он провел творческую встречу со студентами-музыкантами.

30 сентября в Пермском театре оперы и балета завершилась «Неделя премьер», итогом ее стал самый обсуждаемый спектакль прошлого сезона — опера «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести А.Солженицына (режиссер Георгий Исаакян). В этот день один из авторов спектакля — композитор Александр Чайковский провел творческую встречу со студентами-музыкантами и всеми желающими.

А.Чайковский:

«Вся история создания оперы очень странна… Случайная встреча на улице в Питере с Георгием Исаакяном прошлой зимой, его предложение, идея рассказать «Один день Ивана Денисовича» музыкальным языком. Мое очень давнее желание придумать что-то на Солженицына – я думал об «Августе 1914»… И очень быстрый темп сочинения: опера начата десять месяцев назад и за два месяца музыка была уже готова – это невероятно короткий срок! Я испытал огромное наслаждение работая с такой великой литературой. Текст везде подлинный – Солженицына».

«Это третий мой спектакль в Перми. И всего год прошел от появления идеи до премьеры. Трудностей при создании спектакля, на удивление, не было. За исключением того, что язык у Солженицына очень уж своеобразный, самобытный и какие-то слова, которые мы уже давно забыли, в его текстах есть. Для артистов было нелегко вжиться в эту литературу, которая гораздо богаче современного языка. И еще один интересный момент: в конце повести Солженицын приводит словарь зеков, и мы решили его воспроизвести. Долго не могли придумать как. Позже появилась идея сделать маленький хоровой концерт, — это театрализованная, но абсолютно обособленная сцена. И куда вставить этот словарь придумать было очень нелегко, даже написать его оказалось проще. В итоге он вошел в первый акт. А в остальном все шло настолько легко, что мы даже опасались: плохая примета для премьеры. Но обошлось… Понять, получился спектакль или нет можно всего лишь по одной сцене – первой. Когда я увидел репетицию перед премьерным показом – я понял, что все получилось».

«Пока у нас никаких творческих планов нет. Возможно, будут еще предложения, но об этом рано даже думать. Мы еще не перевели дух последнего спектакля. Я считаю, что композитор не должен появляться в одном театре чаще, чем раз в 5 лет. Тем боле, после столь громкого спектакля, зрители будут ждать что-то особенное, а его создать не так-то просто. Но я был бы не против поработать еще с этим театром».

«В 80-ом году состоялся мой первый авторский симфонический концерт. Я тогда был еще совсем молодой композитор. Втроем с друзьями – тогда еще неизвестными Юрием Башметом и Александром Князевым – приехали в Пермь. Концерт прошел успешно, было много народа. После него мы ходили в гости к тете Башмета. Я очень хорошо все это помню, хотя прошло почти 30 лет. Это был мой самый первый концерт, и я даже подумать не мог, что судьба меня снова сведет с этим театром».

«Композитором я стал чисто случайно. Вообще-то я учился на пианиста, и в консерваторию поступил как пианист. А на втором курсе я со скуки написал несколько романсов и пьес. Я и раньше изредка писал, но даже не думал о композиторстве. Но одна знакомая посоветовала показать мои романсы одному из преподавателей консерватории. Так я и начал заниматься. Доучивался я уже как композитор. Я благодарен судьбе за то, что все так случилось – именно это мое призвание. Теперь, кстати, правнук этого преподавателя является моим студентом. Вот так я отдал дань своему учителю».

Тина Каррель, для properm.ru

"