Posted 7 октября 2009,, 07:56
Published 7 октября 2009,, 07:56
Modified 2 марта 2023,, 17:07
Updated 2 марта 2023,, 17:07
За время экономического хаоса, наступившего сразу после распада СССР, многие жители российских городов успели позабыть, что значит жить в достойных условиях. Многоэтажки, построенные десятилетия назад, постепенно ветшали, а на их ремонт все никак не находилось средств в бюджетах различных уровней. Но вот, впервые за многие годы, в решении этой больной проблемы наметился сдвиг: в рамках федеральной программы, претворяемой в жизнь «Фондом содействия реформированию ЖКХ», многоквартирные жилые дома начали наконец ремонтировать. Однако очень часто работы проводятся не в полном объеме или с нарушениями, о чем свидетельствуют жалобы возмущенных жильцов. Безусловно, негодование собственников справедливо, непонятно другое: почему вопрос зачастую поднимается уже после завершения всех работ и подписания акта их приемки? Кто, как ни сами жильцы, на глазах у которых проводился ремонт, должен был бить тревогу при первых признаках ненадлежащего исполнения подрядчиками своих обязательств?
Не схитрил – не заработал: по этому принципу действуют многие недобросовестные подрядчики. Однако те, кто может наиболее эффективно контролировать их работу прямо на местах – сами жильцы, непосредственно заинтересованные в качестве ремонта, – зачастую «спохватываются» только после его завершения. Как правило, это и становится причиной многочисленных «коммунальных» скандалов последнего времени. «До подписания акта приемки жители вправе высказывать все претензии относительно качества выполняемых работ. Если подрядчик их удовлетворить не может, следует обращаться в управляющую компанию или ТСЖ», – отметил мэр Красноярска Петр Пимашков в своем обращении к горожанам. Глава города акцентировал внимание на том, что жители домов должны проявить активное участие и самостоятельно контролировать ход выполнения работ, поскольку никто, кроме них, этого лучше не сделает.
Именно эта идея лежит в основе Федерального закона №
Учитывая многолетнюю задолженность перед населением по капремонту региональных структур ЖКХ, государство взяло на себя основную часть расходов – 95%. Оставшиеся 5% должны внести жильцы. Выгодно ли им это? Давайте посчитаем. В среднем ремонт стандартной пятиэтажки обходится в
Но главное, становясь участниками финансирования, собственники получают право контролировать процесс ремонта на всех этапах. Право, пользоваться которым не просто можно, но необходимо.
Рассмотрим характерный пример – реконструкцию домовой системы теплоснабжения. Как показывает практика, зачастую дело ограничивается заменой стояков и «латанием дыр» в подвале. Тогда как законом предусмотрена установка современного энергоэффективного оборудования. Это значит, что можно (и нужно) требовать замены всех морально и технически устаревших систем.
В результате жильцы смогут существенно снизить объем платежей за отопление (конечно, при условии, что расчеты за него будут вестись по показаниям домового теплосчетчика). «Модернизация отопительных систем и установка приборов для регулирования потребления тепла позволяют снизить его расход в среднем на 30% за отопительный сезон, – объясняет Константин Хохлов, директор отдела тепловой автоматики ООО «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления и теплоснабжения зданий. – В такой же пропорции снижается и размер платежей за отопление. Годовая экономия может составить 3–4 тыс. руб. на квартиру, а иногда и больше. Для многих это значительная сумма, которую лучше потратить на другие нужды: например, на отдых или образование детей».
Нужно отметить, что 30% – далеко не предел. Так, после модернизации отопительной системы пятиэтажного дома № 29 по улице Ленина в городе Белорецке ежемесячная экономия жильцов на платежах за отопление составила порядка 35–45%. Это стало возможно благодаря замене элеваторных узлов на автоматизированный тепловой пункт Danfoss, а также установке автоматических балансировочных клапанов на всех стояках и радиаторных терморегуляторов на каждую отопительную батарею.
Реконструкция системы отопления относится к наиболее ответственным участкам работы, тем не менее, это лишь один из примеров. Качественный ремонт с использованием современных материалов не просто позволяет снизить размер коммунальных платежей, но становится выгодным долгосрочным вложением средств. Так, в течение ближайших как минимум 20-25 лет не придется собирать деньги на ремонт лифтов, систем отопления и электроснабжения, порядка 20–30 лет прослужит обновленная крыша, от 40 до
Как же проконтролировать ход капитального ремонта? Безусловно, не в каждом доме проживает дипломированный
Прежде всего, нужно ответственно подойти к подготовке предварительной сметы планируемой реконструкции. Именно сметой определяется состав и объем ремонта, качество используемых материалов, по ней можно проверить выполнение работ. Предварительная смета составляется правлением ТСЖ и принимается общим собранием жильцов. Если домом управляет УК, то документ готовят ее специалисты, однако собственники имеют полное право участвовать в этом процессе.
На завершающем этапе ремонта очень важно не номинальное, а фактическое участие жильцов в приемке здания вместе с представителями жилищной инспекции. Муниципальные чиновники настоятельно рекомендуют представителям ТСЖ как можно более активно участвовать в деятельности принимающих комиссий. Ведь инспекторы просто не в состоянии обойти весь дом и проверить каждый на предмет отсутствия недоделок. А вот жильцы – люди заинтересованные, им в этом доме жить. Более того, собственники жилья имеют право пригласить для оценки качества выполненных работ независимых специалистов.
Конечно, всевозможных недоработок в процессе капремонта может быть предостаточно, некоторые из них без специальной подготовки сразу и не увидеть. Но это не значит, что спросить с подрядчика уже не получится. Например, Хорошевской межрайонной прокуратурой города Москвы была проведена проверка по заявлению жителей дома № 17 по улице Живописная о некачественном выполнении работ в ходе капитального ремонта. Установлено, что работы проводились не во всех квартирах, выявлены дефекты оборудования: в частности, отопительных батарей и запорной арматуры. В результате прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений и контролируется его исполнение.
Таким образом, если подрядчик не выполняет свои обязательства, жильцы вправе обратиться с исковым заявлением в суд или в прокуратуру и вполне могут рассчитывать на решение дела в свою пользу. Однако следует помнить, что в большинстве случаев подобных эксцессов можно избежать: нужно просто своевременно контролировать работу подрядчиков и «не давать спуска» недобросовестным ремонтникам.
Не стоит ждать, пока все работы будут завершены, а инспектор и представитель управляющей компании составят акт приемки работ. Проверяйте все до завершения ремонта, пока недоработки еще можно исправить «малой кровью». Смело отстаивайте свои интересы и помните: комфорт и благополучие вашего коммунального быта – в ваших собственных руках.