Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Изнанка бизнеса. Как «рисуют» социологические опросы

Изнанка бизнеса. Как «рисуют» социологические опросы
Фото: кадр из мультфильма «38 попугаев»
«Если результаты окажутся не такими, какими их ожидал увидеть заказчик, то в лучшем случае тебе просто намекнут, что, кажется, данные не совсем верные», - рассказывает собеседник Properm.ru.

По данным ВЦИОМ, 70% россиян считают, что опросы в целом отражают действительные мнения и настроения граждан, и только 23% им не доверяют.

Наш собеседник проработал в сфере соцопросов около четырех лет. Руководил проектами, проводил опросы сам. Опросы для частных компаний, для органов власти… На условиях анонимности он согласился рассказать о том, как проводят опросы и каких результатов ждут заказчики этих опросов.

***

Социология классная и правильная вещь, она нужна для того, чтобы понимать, как у нас живет народ. На деле же получается, что многие результаты опросов населения не показывают реальной картины.

Сами социологи, ученые — они за правду-матку. Я работал с разными. Они ярые сторонники того, чтобы все было максимально чисто. Они понимают, если что на них ложится вся ответственность. Но до них доходит уже искаженная информация. Как правило, сбором информации занимаются подрядные организации. Социологи берут твои данные, считают, и уже на их основе пишут отчеты.

Опросы населения проводятся несколькими способами: поквартирные и уличные опросы (такие опросы любит государственный сектор), популярен так же телефонный опрос (когда надо опросить много и довольно быстро), а так же интернет опросы.

Одним из самых распространенных способов сбора информации остаются поквартирные и уличные опросы. Но нужно понимать, что если ты отправляешь человека с анкетами, он легко может понаписать что угодно. Он может указать не тот ответ, который ему сказал респондент. Он может указать неправильный номер телефона для проверки данных, он может попросить респондента, чтобы тот сказал нужное, если вдруг позвонят с проверкой.

Врут все. Люди зачастую отвечают не то, что думают. Хотят казаться лучше, умнее. Но это ты никогда не докажешь, да и нет у тебя такой задачи.

Искажение информации может проходить на любом этапе сбора информации, а может и после. Если результаты окажутся не такими, какими их ожидал увидеть заказчик, то в лучшем случае тебе просто намекнут, что, кажется, данные не совсем верные.

Власть у нас любит, когда им говорят, что у нас все хорошо. Результаты опросов всегда должны быть «правильными». Я работал с человеком из администрации Перми, который рассказывал, как у них все делается. Если они собирают данные… как видят у нас, например, мэра. Только попробуй сделать отчет негативным, тебе его просто «зарежут». Тебе скажут: что-то не то с результатами, иди переписывай, пересчитывай.

С нашим городом я почти никак не был связан. С ним никто не любит работать, потому что с ними очень сложно договориться. Но Пермь не какое-то исключение, опросы так проводятся по всей стране.

У меня был один проект в Ханты-Мансийском автономном округе. Там большая беда с водопроводной водой — она просто ужасная. Если у нас из-под крана не желательно пить воду, там она раз в 10 хуже. У нее странный привкус, она просто воняет. Наша компания занималась заказом от администрации города, нужно было опросить людей на эту тему. Результаты показали, что жителей реально волнует эта проблема, качеством водопроводной воды были недовольны 80–90%, в зависимости от района города. Когда заказчику показали результаты, они сказали, что такой отчет принимать просто не будут. В итоге отчет все-таки приняли, почему — думайте сами.

Когда не хватает анкет, их просто рисуют — так делают все. Допустим, у нас есть география, есть определенные квоты: возрастные, половые, по уровню доходов. И где-то у нас не хватает 300 анкет. При этом мы знаем, кого нам не хватает, но нам сложно их собрать, сроки поджимают. А это госконтракт.

Рисовать ответы сложно. В анкетах могут быть очень сложные «переходы» (вопросы, которые отсылают тебя к другому, не следующему за этим, вопросу). Когда ты рисуешь, процесс получается долгим и замороченным. Представь объем в 300 анкет, тебе надо продумать каждую! Есть еще вероятность, что тот, кто будет принимать результаты, увидит, что анкеты «нарисованы».

Что ты начинаешь делать? Начинаешь придумывать ответы за людей. Массово. Но делать это не на бумаге неэффективно. Придется исписать 300 листов или заполнить 300 электронных анкет по 25 вопросов минимум. Что делается? У тебя есть опрошенные люди из другого региона, ты просто копируешь результаты опроса, вставляешь, меняешь пару ответов — готово. Когда не хватает анкет, так делают все.

Человек с опытом, конечно, может увидеть, где нарисованная анкета, а где настоящая. Если заказчик увидит, что часть анкет просто «нарисованы», тебя либо оштрафуют, либо вообще не заплатят, либо скажут доделывать.

Кстати, под социологов иногда маскируются мошенники. Их цель — ваши персональные данные. Тут все просто — никогда не передавайте их незнакомцам. Максимум, что вы можете оставить людям, которые опрашивают вас — это номер телефона и ваше имя. Никогда не говорите своих паспортных данных, адреса регистрации и проживания (в поквартирных опросах, люди уже знают где вы живёте).

В опросах для организации реальный государственный заказчик может спрашивать информацию, попадающую под коммерческую тайну. Например, министерству экономического развития, которое есть в каждом регионе, периодически требуется информация, как живёт бизнес. Они исследуют всем ли довольны организации, как сильно их притесняют, давят ли взятками (вопрос общего характера), есть ли помехи в получении той или иной документации от налоговой или других органов.

Тут два варианта: можно не отвечать (никто по голове не ударит), можно ответить, но перед этим у человека, который вас опрашивает, вы имеете полное право запросить официальное письмо о том, что он проводит опрос (официальные письма делают сами администрации, министерства или иные органы) и всегда можно обратится в данный орган для уточнения, что такая-то компания проводит опрос (когда проводят опрос всегда должны говорит что за компания и от лица кого она проводит опрос).

Любой человек может понять, что результаты опроса были подтасованы, если они не соответствуют: 1. действительности или противоречат здравому смыслу; 2. когда была сделана странная выборка (её часто публикуют), например, хочешь собрать мнения о чём-либо по стране, а из 82,6 млн трудоспособных людей опросили всего 150 тыс. человек (такое вероятно), а это всего 0,18%, как такое количество может отражать общее мнение?

в тексте используются кадры из мультфильма «38 попугаев» («Союзмультфильм», 1976 год)