Posted 9 июля 2016,, 05:00

Published 9 июля 2016,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

«Море возможностей». Какие здания могли приютить Пермскую художественную галерею?

«Море возможностей». Какие здания могли приютить Пермскую художественную галерею?

9 июля 2016, 05:00
Наталья Варламова
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
В рамках проекта «Море возможностей» в Пермской художественной галерее разработали маршрут, включающий в себя несколько точек, которые в прошлом могли стать «домом» для музея.
Сюжет
Галерея

«Море возможностей» — это проект Пермской художественной галереи, цель которого — рассказать обо всех несостоявшихся переездах музея и об истории этих мест. Специально в рамках этого проекта был разработан экскурсионный маршрут, включающий в себя несколько точек, которые в прошлом могли стать «домом» для музея.

Properm.ru проехал по этому маршруту в компании куратора выставки «Море возможностей» Владимира Береснева и двух известных краеведов Владимира Гладышева и Миланы Федоровой.

Побывать с экскурсией по этому маршруту вы сможете и вживую. Уже сегодня, 9 июля в 15.00, от Соборной площади стартует велоэкскурсия, а 10 июля в это же время — пешеходная. Экскурсии бесплатные, но записаться на них нужно заранее в Пермской художественной галерее. Для всех тех, кто не сможет сходить или поехать — наш фоторепортаж.

Эпизод 1. Речной вокзал (Монастырская, 2)

— Переезд Пермской художественной галереи в Речной вокзал — одна из последних идей. Ее предложил пермский архитектор Сергей Шамарин. Но она сразу вызвала возмущение, — говорит Милана Федорова. — Во-первых, близость к реке и своеобразный микроклимат, обусловленной водой, оказали бы неблагоприяное воздействие на музейные экспонаты. Во-вторых и самое главное, сама по себе ситуация — нонсенс. Один музей (Permm — прим. ред.) выселяется из Речного вокзала, потому что здание аварийное, а другой хотят заселить. Почему для одного музея оно аварийное, а для другого — хороший вариант? Так что огромное спасибо Каме за то, что в 2014 году она показала всю свою мощь и вода поднялась по самое «Счастье не за горами».

Эпизод 2. Пермская сельскохозяйственная академия (25 октября, 10)

Вторая точка нашего маршрута — это пересечение улиц 25 Октября и Петропавловской. Нас интересуют два здания — корпус Пермской сельскохозяйственной академии и здание краевого Управления ФСБ.

— Это был бы единый архитектурный ансамбль, — уточняет Владимир Береснев. — Но состояние здания Мариинской женской гимназии не позволяло перенести сюда галерею с ее большими нагрузками на перекрытия.

— Его архитектор — Юлий Дютель. Видимо его нерусское происхождение отразилось и на облике здания. Согласитесь, оно нехарактерное для пермской архитектуры, — обращается к нам Милана.

Пермский краевед обращает внимание на то, что раньше при каждом учебном, медицинском или пенитенциарном заведении была церковь или часовня. Мариинская женская гимназия — не исключение.

— Корпус Мариинской женской гимназии был построен с замечательным актовым залом. Репетиции первой постановки Теодора Курентзиса в Перми проходили здесь и ему настолько понравилась акустика, что возникла идея открыть здесь консерваторию, а сельхозакадемию куда-нибудь перевезти. То есть 100 с лишним лет назад было построено настолько замечательное здание, что желающие на него есть и в XXI веке, — говорит Милана Федорова.

Эпизод 3. Управление ФСБ по Пермскому краю (25 Октября, 12)

— Оно было построено по проекту архитектора Александра Турчевича в 1888 году. Здесь нет лепных украшений как на Доме Грибушина или декора как на Доме Мешкова. Особняк достаточно строг, лаконичен, но изящен. Сомнение вызывают три башенки, которые не согласуются друг с другом. Но всё становится понятно, когда узнаешь, что родными для здания являются только две, а третья (в правом углу фотографии — прим. ред.) — была достроена позднее, в 1930 годы, — рассказывает об истории здания Милана.

Сейчас в этом здании находится краевое управление ФСБ, а в распоряжение органов безопасности оно было передано еще в 1930-е годы.

Эпизод 4. Администрация Перми и Пермская городская дума (Ленина, 23)

Следующий наш пункт — здание по адресу Ленина, 23. В XIX веке здесь располагалась губернская казенная палата, сегодня — городская администрация и дума.

— Для 1990-х годов это вариант был ничего. Сегодня, конечно же, уже нет. Объект выглядит архаичным, — так комментирует возможность переезда сюда галереи Владимир Береснев.

Краевед Владимир Гладышев, в свою очередь, обращает внимание на стилевое разнообразие здания.

— Оно построено в разных стилях в разное время. И это разностилие не удалось спрятать. Даже когда мы поднимаемся по главной лестнице на третий этаж, то вынуждены пригибать голову. Два этажа к зданию были достроены в 1930-е годы, то есть архитекторам не удалось нормально продолжить дело, начатое Турчевичем.

Эпизод 5. Торговый центр «Галерея» (Сибирская 37/Краснова, 14)

— Эта часть города связана с именем уже другого архитектора — Ивана Свиязева, — говорит краевед Милана Федорова, пока мы движемся в сторону бывшего здания конвойной команды, ныне — торгового центра «Галерея». — Появление здания конвойной команды на выезде из города было обусловлено тем, что через Пермь отправляли каторжников в Сибирь. Они на баржах прибывали в город и, гремя кандалами, шли по улице Сибирской. Тогда это была граница, а Парк Горького назывался Загородным садом.

Длительное время здание было заброшено.

— И это радостный для Перми случай, когда новый владелец здания, понимая его художественную и архитектурную ценность, не просто проводит ремонт, а делает полноценную реставрацию, восстанавливает исторический облик. Название «Галерея», кстати, себя оправдывает — здесь проводят выставки современных художников.

По словам Владимира Береснева, с музейной точки зрения объект был перспективен.

— С этим пространством можно было поработать, особенно со двором. Что помешало? Во-первых, планы собственника. Он не был настроен продавать здание. Во-вторых, здесь в подвалах скапливается вода, видимо из-за русла ручья Стикс. Для галереи это неприемлемо.

Эпизод 6. Кондитерская фабрика «Пермская» (пересечение Попова и Петропавловской)

Едем дальше. На этот раз к пересечению улиц Попова и Петропавловской — на земельный участок бывшей кондитерской фабрики «Пермская». В 2014 году, когда обсуждались возможные варианты для размещения галереи, наиболее резонансными площадками были кварталы №48 и №49. Здесь, на месте фабрики, предлагали построить музейный комплекс «Пермь Великая», включающий в себя три музея. Но сейчас мы видим только обломки и горы песка, а вместо музейного комплекса — одноименный арт-объект. «Мимо остатков стены бывшей кондитерской фабрики «Пермская» уличные художник просто не смогли пройти», — говорит Владимир Береснев.

— Новый арт-объект «Пермь Великая» включает в себя три культурных символа из пермских музеев. Из каждого по одному. Из галереи — это пермские деревяные боги, из краеведческого музея — пермский звериный стиль, из музея современного искусства — красные человечки.

Автор объекта Алексей Щигалев так описывает художественный замысел.

— Арматурины, пронизывающие обломки и вырывающиеся из них — это как вены данного объекта. Перми Великой — точки, которая могла бы здесь быть. Я решил разорвать изображение и показать, что объект разрушен и восстановлению не подлежит.

Эпизод 7. Дворец культуры телефонного завода «Телта» (Окулова, 14)

План переезда галереи сюда возник после того, как встал вопрос о передаче Спасо-Преображенского кафедрального собора Пермской епархии. В 2008 году был объявлен конкурс на лучший проект для строительства нового здания галереи.

— Было внушительное вознаграждение — 100 тыс., 70 тыс., и 50 тыс. долларов за первые три места. Для участия в первом туре поступило больше 350 заявок, 25 — прошли во второй тур. Девять из них были отмечены призами. Победителями стали российский архитектор Борис Бернаскони и швейцарец Валерио Олджиати, — рассказывает куратор проекта «Море возможностей». — Да, говорили, что на эти деньги можно было построить галерею, что они пропали даром. В каком-то смысле да, поскольку ни один из этих проектов не был и даже не мог быть реализован. Потому что никто не ставил рамок для архитекторов. Они творили от души, ничем не ограничивая свои фантазии и амбиции. Проекты были крайне любопытными. Если бы проект Бернаскони и Олджиати был реализован — это была бы бомба. Но этого не произошло.

Эпизод 8. Здание ВКИУ (Окулова, 4)

По словам Владимира Береснева, не все знают, что галерея переезжает, не знают, когда и куда, и главное, не все знают, что она всё еще работает, так как ее внешний вид в лесах выглядит не очень приветливо.

— Задают разные вопросы. Например, почему не стали строить новое здание? Наверно, потому что не хватило денег, хотя многие утверждали, что построить новое здание дешевле, чем отремонтировать старое. Будет реконструкция, проект подготовлен, проходит экспертиза. У здания должен появиться шестой этаж. С его обратной стороны видны карманы, ниши. Их планируется застроить и именно здесь будут построены помещения с высотой потолков 7–7,5 метров, где смогут разместиться наши самые крупные экспонаты.

— В здании собора инфраструктуры сегодня просто нет. Случается музейная ночь, и это катастрофа для галереи. Для посетителей это здание будет намного лучше, чем есть сейчас. Для сотрудников, могло быть лучше. Наверно, будут невидимые посетителям слезы. Но пермякам много было обещано — зоопарк, вокзал, аэропорт, театр оперы и балета. Пермская художественная галерея волею судьбы оказалась ближе всех к финишу. Нам повезло и за везение надо держаться, иначе история может еще затянуться. Это неидеальный вариант, но всё равно будет лучше, чем сейчас. Смотрите на это с оптмизмом.

"