Posted 29 сентября 2016, 07:30

Published 29 сентября 2016, 07:30

Modified 2 марта 2023, 14:40

Updated 2 марта 2023, 14:40

Наши там. Бразилия: «Им незнакомо щемящее чувство одиночества»

29 сентября 2016, 07:30
Татьяна Бурцева
Сюжет
Наши там
«Здесь бытует мнение: если тебя грабят — отдай всё, не смотри в глаза. Чаще всего молодым людям проще тебя убить».

В нашей серии материалов «Наши там» появилась история о крупнейшем по площади и населению государстве в Южной Америке — Бразилии. Анна Борина уже несколько лет живет в этой малоизвестной для нас стране. О том, почему ей страшно бывать на пляже одной, как Олимпиада изменила жизнь в Рио и как бразильянки варят борщ Анна рассказала корреспонденту Properm.ru.

***

— Почему вы решили переехать в Бразилию?

— В Бразилии я живу четыре года, до этого пять лет жила в Праге. Я вышла замуж за бразильца, поэтому переехала. К тому времени я ничего не знала про страну, и мало что меня в ней интересовало. Я к Латинской Америке очень скептически относилась.

— Как прошло первое знакомство со страной?

— Я приехала сюда в период карнавала. Конечно же, меня все впечатлило: везде праздничная суета, музыка слышна из каждого окна, всё такое яркое и мерцающее. Решение переехать не было простым, но любовь победила. И меня закружило в «ритме карнавала». Когда я уехала из Праги, там было -15 и шел снег. Меньше чем через сутки — горячий воздух и запах моря. Я обалдела от вдруг обрушившегося счастья, потому что все были такие радушные и веселые. И я подумала «О, боже, это просто мечта».

Первый раз я находилась здесь 16 дней. Мой будущий муж пытался меня впечатлить, поэтому провел по всем достопримечательностям Рио. Я была так впечатлена, так мне всё понравилось. Была эйфория. В Европе всё достаточно холодно, и в плане отношений тоже: люди скромные на эмоции. Здесь всё совсем по-другому: люди, которые тебя обнимают при первой встрече.

— В каком городе вы живете?

— Полтора года мы жили в Рио, потом перебрались в Терезополис. Это около 90 км от Рио-де-Жанейро, в горах. Здесь намного прохладнее, чем в Рио. Изнурительной жары не бывает. Мы живем здесь два с половиной года. Город маленький, население — около 300 тыс. человек.

— Почему переехали?

— Я переезжала в Бразилию на волне экономического подъёма. Была минимальная безработица, криминальная ситуация стабилизировалась. Позже, с приходом кризиса, негативных новостей становилось все больше. Мы жили в хорошем жилом районе, но чтобы доехать до моря, нужно было воспользоваться метро. Я обычно ездила одна, но в какой-то момент это стало небезопасно. Предложила мужу найти место поспокойнее, и мы решили переехать в город, где живут его родители. Здесь ситуация более благоприятная, и климат мягче, и жизнь дешевле.

— Как вы освоились в новой стране?

— Адаптация была очень сложной. Было даже ощущение вакуума, от нехватки общения. В Праге я освоилась за два месяца, а тут на это понадобилось около двух лет. Языковой барьер, отсутствие друзей и работы усугубляли ситуацию. Думаю, эти чувства знакомы каждому эммигранту. Отпустило только недавно, когда я осознала, что выучила язык. Я стеснялась говорить на португальском и вынуждала окружающих общаться на английском. Для практики португальского ходила за покупками одна. Были и забавные моменты. Заучивала фразу «мне 200 грамм ветчины и 200 грамм сыра», с замиранием сердца произносила ее продавцу. Любой дополнительный вопрос — например, вяленую или копченую ветчину я предпочитаю, — вселял панику. Я отказывалась от покупки и просто ретировалась.

— Чем вы сейчас занимаетесь? Удалось найти работу?

— Я недавно начала преподавать английский язык, что меня радует. Все таки удел домохозяйки — это не мое. Люди, которые говорят не только на португальском, тут ценятся. И высшее образование здесь — привилегия. Одни из самых уважаемых в Бразилии профессий — врачи, учителя, инженеры. Если ты врач, значит ты из состоятельной семьи и живешь в достатке, раз твоя семья смогла оплатить дорогостоящее образование.

— Расскажите про бразильцев — какие они?

— У них есть черта, которая меня до сих пор удивляет. Например, я хожу к доктору. Она меня не знает — чужой человек, но после каждого приема она меня расцеловывает и обнимает. Желает, чтобы у меня все было хорошо. Бразильцы такие.

Помимо дружелюбия, они очень толерантны. У них нет предвзятого отношения вообще ни к кому. Например, живя в Праге, я ощущала негативное к себе отношение в течение пяти лет. Только потому, что я русская. Чехи относятся к нам предвзято, да и не особо это скрывают. В Бразилии это не принято. Им, по сути, все равно, откуда вы. Оценивают по человеческим качествам, а не по паспорту. Это приятно.

Еще у бразильцев есть неиссякаемая жажда помочь. Когда я только переехала, мне нужно было добраться домой от пляжа на метро. Я подошла к бразильцам, они не говорили ни на одном языке мира, кроме португальского. Подвели меня к карте, чтобы я им показала, куда мне необходимо добраться. Сказали, что нам по пути. Выходили они раньше, но попросили других пассажиров проконтролировать, чтобы я вышла на нужной остановке и не заблудилась.

Редкий случай: валяется на улице пьяный человек. У нас мимо проходят, а бразильцы его обступят: «А есть ли у него документы?», «Давайте позвоним в «скорую», «Давайте позвоним в полицию», «А может быть он голодный? Давайте его накормим».

— Не отталкивает такое дружелюбие?

— Во всем этом есть какой-то перебор. У русских есть особенность: мы очень дистанцируемся. Замечали, что если в автобусе есть два свободных места рядом, то никто не подсядет к другому человеку? Бразильцы считают, чем ближе к народу, тем лучше. Даже если весь автобус пустой, они сядут рядом с единственным пассажиром.

Стоишь ты в очереди в магазине — кто нибудь обязательно заведет с тобой разговор. Или едем мы в лифте — три незнакомые женщины. Ехать три секунды, а одна смотрит на мой шарфик и говорит «Какой у вас шарфик красивый. Где покупали?». Это нормально, но наверное сложно принять человеку, выросшему за пределами Бразилии. При встрече и расставании все обязательно целуются. До сих пор не могу к этому привыкнуть. Мне, как русской, нужно время, чтобы привыкнуть к человеку. Им — нет. У бразильцев совершенно особое отношение к детям. Мне кажется, это чувство абсолютной любви. Увидев на улице женщину с ребенком, бразильцы смело могут кинуться няньчится с совершенно незнакомым малышом. И бразильская мама будет счастлива от внимания окружающих. Подобная сцена вряд ли могла бы случиться в России.

— Как они одеваются?

— Климат штата Рио-де-Жанейро во многом формирует местную моду. Одежда, в основном, пляжная. Ассортимент шорт, маек и сарафанов в торговых центрах — огромен. Бразильцы выбирают яркие расцветки и увесистые золотые украшения. Из практических соображений отдают предпочтение синтетике и трикотажу. Из моих наблюдений: если по улице идет человек в рубашке из льна — это, без сомнений, иностранец. Бразильские женщины большие любительницы звериного принта — леопард везде!

— Насколько бразильцы религиозны?

— Бразилия — одна из самых религиозных стран в Латинской Америке. Церкви у них каждые несколько метров. Бразильцы — религиозны, ходят на мессы. Упоминание Бога или короткие выдержки из Библии можно увидеть в общественных местах или транспорте.

Здесь много различных религиозных течений, которые не относятся к католицизму. Например, спиритизм. Они верят в отделение души, даже входят в транс. Есть странные для нас традиции. На днях на углу нашего дома поставили глиняную миску с тлеющими сигаретами. Вокруг были разложены розы, горели свечи и стоял бокал с вином. Раньше я думала, что этим маньяки занимаются, пока мне не объяснили про местные обычаи (Эти предметы оставляют приверженцы магических культов, которым медиум говорит какие заклинания и где нужно совершать. Это могут быть углы улиц, перекрестки дорог, берег моря, лес или водопад. Считается, что боги помогут таким образом получить любовь, деньги, здоровье или отомстить кому-то, — прим. Properm.ru).

— Получается, что религия сильно влияет на жизнь?

— Религия неотъемлемо связана с обществом. Например, правительство до сих пор не может принять закон об абортах. Они запрещены, потому что церковь против. Население здесь больше, чем в России, в несколько раз, хотя по территории Бразилия нам уступает. Парадоксально, но в Бразилии есть закон об однополых браках. Все свадьбы тоже связаны с церковью, где венчание неотьемлемая часть. Регистрируются пары у нотариуса, а не в ЗАГСе.

— Ваша свадьбы была в Бразилии?

— Мы зарегистрировались у нотариуса. Это была небольшая церемония. На ней присутствовали только близкие.

— Какой у вас сейчас статус?

— Я получила статус ПМЖ. К сожалению, у России и Бразилии нет договора о двойном гражданстве, поэтому перспектива получения бразильского паспорта пока не ясна. Живя так далеко от дома, я скрупулезно отслеживаю новости из России, все таки расстояние делает нас сентиментальнее. Чувство ностальгии, думаю, знакомо каждому. Так, я знаю о рассмотрении в России законопроекта о двойном гражданстве, что вероятнее всего поставит многих русских эммигрантов перед выбором. Для меня вопрос решен: как говорится, русской родилась — русской и умру.

— Вы купили дом или снимаете жилье?

— В Рио мы снимали трехкомнатную квартиру с двумя ванными и балконом. А здесь мы снимаем дом. Территория побольше, есть маленький сад и свой бассейн. Минимальная зарплата в Бразилии — 800 реалов (почти 16 тыс. рублей). За квартиру вместе с кондоминимумом (кондоминимум в Бразилии — многоквартирные дома, которые имеют огороженную территорию, с охраной и консьержем., — прим. Properm.ru) мы платили 2,6–2,7 тыс. реалов (52–54 тыс. рублей). В эту сумму не входили коммунальные услуги. В общей сложности выходило примерно 3 тыс. реалов (около 60 тыс. рублей). Сейчас цены выросли. Наш друг сдает квартиру размером чуть меньше, и просит за нее почти 4 тыс. реалов (почти 80 тыс. рублей). За дом в Терезополисе мы платим значительно меньше.

— Как цены?

— Здесь все ощутимо дороже. Бразилия поддерживает местного производителя, поэтому ввоз всех импортных товаров облагается здесь серьезными налогами. Пожалуй, лишь мясо доступнее по цене. Как шутят местные «гринго» (иностранцы): кроме мяса из дома можно везти всё — бытовую технику, электронику. Например, мой телефон стоил здесь в два раза дороже, чем в России. За крупными покупками бразильцы ездят в США.

Проезд в общественном транспорте в Терезополисе стоит 3,3 реала (65 рублей), в Рио — 3,7 (73 рубля). Медицина — это отдельная графа расходов в бюджете семьи. Есть бесплатные больницы, которые находятся на финансировании государства, куда может обратиться любой нуждающийся в медицинской помощи, даже турист. Но уровень оборудования, наличие медикаментов под большим вопросом. Поэтому многие приобретают страховки. Моя страховка стоит около 8 тыс. рублей в месяц. Она покрывает любые медицинские процедуры, которые мне могут потребоваться, в том числе дантиста и при необходимости, хирургическое вмешательство. Наличие страхового полиса не гарантирует возможности попасть на прием сразу же. Однажды, встречи с врачом я ждала 3,5 месяца. Можно попасть к врачу раньше, но в таком случае оплата за прием составит от 200 до 650 реалов (от 4 до 13 тыс. рублей).

— Что предпочитают есть бразильцы?

— Очень любят мясо. Оно здесь в большом ассортименте, всегда хорошего качества, доступно по цене. Мясные лавки можно найти на каждой улице. Здесь огромное разнообразие овощей и фруктов, но бразильцы отдают предпочтение продуктам, прошедшим какую-то обработку. Если это овощи — они будут тушеные, жареные или печеные. Фрукты — чаще всего законсервированными, засахаренными, в виде джема. Сложно представить себе бразильца, грызущего морковку или шинкующего капусту. Бразильцы — сладкоежки! Сладости будут составлять значительную часть меню любого праздника. Знаменитое бразильское бригадейро, например, всегда главный десерт на любом столе.

Другая особенность бразильского стола это закуски во фритюре. Креветка в тесте, мини-пицца, копченые сосиски в кляре. Эти блюда могут стать меню детского праздника или дня рождения. Ни о каком арбузе речи не идет.

Национальные блюда строятся на фасоли и вяленом мясе. Вяленое мясо традиционно покупается впрок, даже если доступнее купить свежее. Точно так же с рыбой. Ценится здесь вяленая белая рыба, тресковая. Стоит она дороже, чем мясо.

Прежде, чем позвать бразильцев на ужин, стоит уточнить их предпочтения. Сами себя они частенько называют испорченными детьми. Часто встречаю бразильцев, которые не едят рыбу и морепродукты. Сложно привыкнуть, что кто-то не любит огурцы и любую зелень. В городе, где я живу, лишь два рыбных магазина. И это в стране на берегу Атлантического океана. Думаю, это связано с необходимостью иметь лицензию на отлов. Фасоль и рис — это те основные продукты, которые всегда есть дома уже в приготовленном виде.

— Как вы питаетесь сейчас?

— Мы живем по российскому укладу. Я готовлю супы, салаты, котлетки. Приучила мужа к чаю. Чай — это самое дорогое, что у меня есть в доме. Бразильцы его не пьют. То, что продают — это какая-то пыль в пакетиках. Как-то я заваривала чай для своей свекрови, она даже спросила «что это?», когда увидела чаинки. Иногда я даже гречку привожу, но она мужу не понравилась. Плов он очень любит, халву. А вот красную икру не оценил. Благодаря русской кухне любимая еда в доме — это пельмени.

Мои новые бразильские родственники, пытаясь меня удивить, однажды приготовили борщ. Честно говоря, я думала это компот. Оказалось, всё через блендер пропустили. Получилась пюрешка цвета бордо. Пришлось потом устроить мастер-класс и приготовить настоящий борщ.

— Русских встречаете в Бразилии?

— Когда я переехала, в консульстве сказали, что нас тут человек 250. Сейчас, говорят, больше. В основном это девушки, которые вышли замуж. Мужчин русских практически нет. Есть приятельницы из Москвы, из Санкт-Петербурга. У кого-то уже дети появились. В основном все живут в Рио, в Терезополисе я одна.

В Рио есть русская православная церковь и батюшка Сергей. Он переехал сюда с семьей из Подмосковья. На базе православной церкви проводятся праздники для русских. Есть инициативная группа, которая организует мероприятия. Я была на одном из праздников, организованном нашими соотечественниками, было очень душевно. Возможность поговорить на родном языке — это очень значимо. Нас приглашали вместе с мужьями-бразильцами. Мы пели русские и бразильские песни, каждый приносил с собой какое-то блюдо. Была даже редкая в этих краях «селедка под шубой». Кто-то испек ржаной хлеб, что вызвало невероятный ажиотаж.

— Что местные о России говорят?

— Бразильцы о России мало что знают. Как и мы о Бразилии. Думают, что у нас всегда холодно, полны стереотипов. Более начитанные знают про Уральские горы, кто-то — о существовании Екатеринбурга. Про Пермь знают единицы.

Но есть бразильцы, увлеченные русской культурой и историей, и этот интерес только возрастает. Есть даже курсы русского языка, на базе университета в Рио-де-Жанейро. Длительность всего курса составляет семь лет. Не зря говорят, что русский язык не из простых. Мне повезло встретить здесь людей полюбивших русскую литературу. Один мой бразильский приятель увлечен творчеством Солженицына, другой — до бесконечности может говорить о Тарковском. А муж сейчас читает Сергея Довлатова. В такие моменты охватывает гордость быть русской.

— Как прошла Олимпиада в Рио?

— Я сознательно уехала в Россию на время проведения Олимпиады. Люди жаловались, что приходилось очень долго стоять в очередях. Когда только начали приезжать спортсмены — обострилась криминальная обстановка, поэтому усилили охрану. Чтобы попасть на стадион, нужно было обогнуть его два-три раза — такой была очередь. Раньше мы жили в Рио недалеко от стадиона Маракана. Он — один из крупнейших в мире, и под палящим солнцем обогнуть его два раза — это ужас. Стоимость билетов была довольно высокая. Многие сдавали билеты, потому что было слишком трудоемко попасть на трибуны.

Моя знакомая из Перми работала волонтером во время Олимпийский игр. И рассказывала о невероятной вере и энтузиазме нашей сборной, с которой ей довелось работать. О выносливости и вере в победу вопреки всем обстоятельствам.

Ходили слухи, что по аккредитации приехало очень много людей, не связанных со спортом вообще. Они занимали места тренеров и массажистов. Один такой человек ехал на автомобиле, курил и высовывал руку в окно, чтобы стряхнуть пепел. На каком-то перекрестке он затянулся, высунул руку с золотыми часами. Две секунды — и часов нет.

— В Бразилии опасно?

— Штат Рио-де-Жанейро небезопасный. Если, находясь в Рио, мне необходимо позвонить, я предпочту зайти в магазин или кафе, чтобы достать телефон. Иначе у меня телефона не будет. Часы и украшения мы тоже стараемся оставлять дома, если необходимо ехать в Рио. Основная масса грабителей — подростки, которые сидят на наркотиках. Здесь бытует мнение: если тебя грабят — отдай всё, не смотри в глаза. Чаще всего этим молодым людям проще тебя убить.

— Как строятся отношения в семье?

— Бразильцы очень ориентированы на семью. Не встречала тут гуляк «поматросил и бросил». Люди заинтересованы создать семью. К 40 годам все женаты. Семьи, обычно, большие, с многочисленной родней. На скромные свадьбы приглашают порядка 150 — 200 человек. Большая свадьба — это от 300 гостей. Детей в семье чаще всего не больше двух, в основном из- за финансовых соображений. Семейные ценности очень поддерживаются. Принято собираться на День матери, на День отца, на воскресные ужины.

— Как к футболу относятся?

— Футбол — это вторая религия, как говорят сами бразильцы. Из-за футбольного матча могут перенести выпуски новостей, сериалы. А во время Чемпионата Мира по Футболу, многие офисы отпускали сотрудников пораньше, чтобы посмотреть матч со сборной. Второе, что у тебя спрашивают при знакомстве после твоего имени, это за какую команду ты болеешь. Все знают, за кого болею я — за команду «Васко да Гама». На самом деле выбора у меня не было, раз моя семья поддерживает эту команду — то и я должна. Если честно, они в последнее время лажают. Но предать команду ты не имеешь права.

— Что еще любят бразильцы?

— После футбола — это самба. Всегда. Босанова это уже old fashion, она только для знатаков. Самба в Бразилии — ежедневный атрибут. Часть любого события. Все бразильцы умеют танцевать самбу и знают большинство песен. Мне кажется, у них это в крови. Очень красиво. Существуют школы Самбы, которые показывают свое мастерство во время карнавального шествия. Названия школ Самбы знают все, а их участников боготворят не меньше футболистов.

— Какой в Бразилии самый главный праздник?

— Католическое рождество. Его всегда отмечают дома, в кругу семьи. Новый год не так популярен, как у нас. В новогоднюю ночь все одеваются в белое. Под белый наряд можно надеть разноцветное белье. Если красное — будет больше любви, зеленое — благополучие в доме. Ещё в Новый год к водоемам несут цветы, желательно белые. Это с религией связано, очень красивое зрелище. На улицах нет ни драк, ни ругани. И даже если есть пьяненькие, то все безмерно счастливые и доброжелательные. Все ждут в 12 ночи фейерверк. Главный салют на пляже Копакабаны. Он длится почти 20 минут, и воспоминий остается масса.

— Что вам больше всего нравится в Бразилии, кроме дружелюбия?

— Сами бразильцы говорят, что Бог родился в Бразилии. Страна покоряет своей разнообразной природой. Есть горы, бесконечные пляжи, леса. А на юге страны иногда даже бывает снег. Природа очаровывает. В Бразилии нет одиноких людей. Кажется, что им незнакомо чувство одиночества. Благодаря позитивному отношению, бразильцы никогда не унывают. Вот уж чему нам, русским, стоило бы поучиться. А проблемы решают по мере их поступления. Никогда не слышала здесь о проблеме брошенных детей. Обязательно найдется какая нибудь родня, которая тебя никогда не забудет. В Бразилии не бросают стариков и всегда есть поддержка семьи.

Подпишитесь