Posted 11 апреля 2017,, 12:20

Published 11 апреля 2017,, 12:20

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

«Им есть, за что отдать жизнь». Начальник кадетского корпуса о воспитании патриотов

11 апреля 2017, 12:20
Татьяна Зырянова
Сергей Каменев, начальник ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина» (село Усть-Качка), дал интервью Properm.ru о детях, об уроках патриотизма, о том, как подготовить хорошего сотрудника МВД/Минобороны/прокуратуры/ГУФСИН. О том, как воспитать хорошего человека.

«Они все — герои Советского Союза», — так Сергей Викторович называет своих кадетов. Его искренность, увлеченность, умение говорить (как монолог на сцене читает) настораживают поначалу. Слишком театрально что ли. Но привыкаешь быстро, увлекаешься и уже хочешь отдать в кадетский корпус своего ребенка.

Думаю, к Каменеву относятся по-разному. Но я поняла и увидела главное. Он не перекладывает ответственность за воспитание детей полностью на семью, не самоустраняется из духовно-нравственной жизни детей, не отрицает влияния школы на морально-этическое развитие учеников.

Я знаю учителя, которая говорит: «Я их что ли рожала? Почему я должна воспитывать? Программу я даю». И знаю учителя, которая несмотря на возраст и болезнь, устраивает литературные вечера, водит детей в походы, слушает с ними музыку и обсуждает фильмы.

Жить ребенком

— Семью мы потеряли в 1990-е годы, — говорит Сергей Каменев, — в результате получили детей, принадлежащих самим себе, по сути брошенных. Сейчас, конечно, другое время, и семья вновь укрепляет свои позиции, но большую часть времени, согласитесь, дети все равно проводят в учебных учреждениях, это и образование, и дополнительное образование, и спорт.

Так вот если говорить про образование — школа должна жить этим ребенком, неважно, какого он возраста. Жить им всем, не только его оценками!

Формируя наше образовательное пространство, мы ставили перед собой следующие задачи: не подставить, не предать, сформировать личность, которая проживет свой отрезок времени, являясь истинным патриотом, влюбленным в жизнь, с корней.

И мы думали: как это сделать, как влюбить подростка в жизнь? На самом деле, все просто: чтобы человек был неравнодушен, чтобы он был ответственным, хотел жить небесполезно, не боялся бы сложностей, нужно создать для него комфортную разноуровневую деятельную среду.

Именно среда формирует человеческие качества. Творческая, деятельная, насыщенная любовью к жизни среда — одни. Некомфортная, депрессивная, бездеятельная — другие. Подросток легко утонет в соблазнах.

Человечный человек

Формирование среды — процесс непростой, но «только кажется, что он необъятный и неподконтрольный», — уверен Сергей Каменев. И не просто на словах, а на деле он это доказал. Попробуем структурировать. Для начала — набор детей. Конкурс — шесть человек на место для мальчиков, 11 человек на место для девочек. Девочек — 2–3 во взводе из 15 человек, всего взводов — 19. Для поступления нужно сдать вступительные экзамены: русский язык, математику, историю, сдать физические нормативы, пройти психологическую диагностику, медосмотр, но это далеко не определяющее.

Как вам такой тест: бегут дистанцию, рядом с экзаменуемым кто-то падает (специально). Смотрят на реакцию ребенка: остановится, поможет или дальше побежит, к своей цели? Как вы думаете, кто считается выдержавшим испытание? Тот, кто помог. Успешность, конкурентоспособность — это отлично. Но в основе их будущей работы, по словам Сергея Каменева, помощь людям. А плясать-то надо от печки. Всегда.

Сергей Каменев:

— Мы не «робота» воспитываем, не «солдафона», поэтому отбираем детей не столько по оценкам, сколько по морально-нравственным качествам. Умеет ли он сострадать, сопереживать. Умеет ли работать в команде. Любит ли свою семью, родителей. Уважает ли чужое мнение. Имеет ли свое. Это не мелочи, ох, не мелочи.

В корпус набираем детей со всего округа, выступаем в роли социального лифта, ездим по поселкам и деревням края, ищем ребят там.

Казарма не место для детей

Ребенок попадает в физически чужеродную среду. Какая она? Странного цвета голые стены? Дырявый линолеум, раковины со сколами? Что скажет ему эта среда, насколько уважительна она к нему? А ведь в большинстве наших образовательных (и даже санаторно-оздоровительных) учреждений именно так.

Зал, где кадетам вручают грамоты, кубки и медали, где проходят их балы — это среда, уважающая человека.


В столовой — скатерти и правильно сервированные столы. Везде музыка, и на улице, и в корпусах, и в столовой. Пройти по коврам в грязной уличной обуви никому не придет в голову. Бросить жвачку на глянцевый пол никто и не подумает.

«Казарма не место для детей, — говорит Сергей Каменев. — А наши школы очень часто, к сожалению, напоминают казармы. Поселить ребенка в казарму — это нанести ему огромную психологическую травму.

Человека можно убедить, в свою веру обратить только человеческим отношением и нормальным уровнем благополучия в подростковом коллективе».


Ни капли лжи

Итак, первое — набор детей, близких по духу, изначально не ориентированных только на свой результат, свой рекорд. Второе — обстановка, в которой эти дети будут жить, учиться, творить. Третье — люди, которые будут работать с детьми. По словам Сергея Каменева, это, конечно, главное.

Сергей Каменев:

— Мы вмешиваемся в жизнь ребенка, начиная с подъема, с семи утра. И так пять дней в неделю (на выходные кадеты уезжают домой — прим. Properm.ru). Люди, которые соприкасаются с ребенком, должны иметь право на это.

Они должны быть мастерами, влюбленными в свое дело. Не просто профессионалами, но искренними, думающими, успешными людьми. Горемыки, загнанные жизнью в угол, считающие копейки, ворчливые, недовольные всем — где угодно могут работать, но не с детьми! Ни в коем случае.

Если учитель ведет ребенка в поход, и после себя они вместе собирают мусор, зарывают его в землю или сжигают, мы воспитываем бережное отношение к природе.Не научишь патриотизму за 45 минут, этого нельзя делать, ерунда, мероприятие для галочки. А подростку врать нельзя. В отношениях с ними должна быть правда, ни капли лжи, вы слышите, ни капли! Если отношения выстраиваются на искренности, на правде, все меняется.

Если учитель ведет детей в музей и рассказывает о своих ощущениях, о своем восприятии того, что они видят, им не скучно, они верят. Если учитель сам 9 мая дарит ветеранам цветы, идет на парад, например, в Бессмертном полку, то подростки верят. Это и есть патриотизм, это и есть воспитание.

На детей нельзя кричать. Если он кричит на ребенка, все, профнепригоден. Цветы растут от дождя, не от грома.

Нельзя привлекать посторонних к процессам обучения и воспитания. Это настолько важно! Он может красивый пиджак носить, хорошо говорить, но его слова с делом расходятся. А подростки, ой, как чувствуют неискренность и фальшь.

Наши командиры взводов не должны быть старше 25–30 лет. Не может быть командиром взвода пенсионер, умудренный опытом и сединами, но выжатый как лимон. Почему? Командир взвода — это тот, кто на протяжении практически 24 часов в сутки с кадетами. Он ставит задачи, контролирует их деятельность, помогает, отвечает на все вопросы, которые у них возникают.

И только если он молод, и на одной волне с ними, возникнет синергетический эффект, энергетическая глыба, жаждущая жить. Конечно, он затылком должен чувствовать подростков, и сам должен быть носителем лучших человеческих качеств. А если он «физрук, который от армии косит», то вы не сформируете патриотичную среду, вы наврете и себе, и подростку.

Кадетский корпус смог набрать талантливых, любящих и знающих свое дело людей, смог создать систему отбора детей, сформировать уникальную образовательную и воспитательную среду. А школы не могут. Почему?

«Нам повезло, мы оказались в системе МВД, — объясняет Сергей Каменев. — Наше государство в 1990-е годы акценты расставило неправильно, убийственно неправильно. Унизив и оскорбив, социально не защитив учителя, все перевернули с ног на голову.

Конечно, надо развивать промышленность, поднимать экономику. Кто это будет делать? Это должны делать наши специалисты. Но им же не объяснили, за что любить Родину, что они могут сделать для своей страны, им не рассказали!

Они побегут дальше, не заметив того, кто упал, они побегут в Канаду, в Германию. В нашей нездоровой школе именно с таким настроем и воспитывают детей. Чем гордятся школы? Тем, что их выпускники работают и учатся за границей! Это разве нормально?»

Комфортная деятельная среда

— Главное, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он не был обижен, забит, закомплексован, чтобы он чувствовал, видел, что у него есть возможности для самореализации. Для этого тестируем, измеряем уровень благополучия во взводах, смотрим социометрические показатели.

Когда ребенку комфортно и правильно поставлена задача, и рядом люди, которым он верит, он достигает невероятных результатов, и кажется ему, что это он сам все сделал, а на самом деле, мы подготовили почву.

Школа должна влюбить в себя, в жизнь, расширить возможности, воспитать уверенность в себе.

Нужна рефлексия. Везде рефлексия, везде! Нет мелочей. Сказал ли он в столовой «приятного аппетита»? Нет? Почему? Да? Почему?

Любое погружение в деятельность предполагает рефлексию: научная конференция, марш-бросок, прием гостей на кадетский слет. У нас разводы утром, мы обязательно делимся с ребятами мировыми, российскими новостями. Недавно смотрели фильм «Украина в огне» (режиссер Оливер Стоун — прим. Properm.ru) — рефлексируем, обсуждаем.

Ребята в каких-то случаях предлагают организовать помощь, в каких-то просто пишут свои мысли, стихи пишут. И конечно, понимают, что это важно, нельзя делать вид, что ничего не происходит, нельзя «забить», не думать об этом.

Жить

— В подростковом возрасте человеку крайне важна оценка. Но не дешевая! Сравните: или дома его бабушка облизывает: «ох, ты мой, золотой», или приезжают на фестиваль к нам из других городов такие же, как он, подростки, и оценивают его деятельность как организатора. И пишут потом в социальных сетях: «Хочу у вас учиться!» «Почему у нас не так?» Со слезами уезжают.

Успех, который так важен подростку, тоже должен быть неподдельный, настоящий! Он должен видеть, что навыки, им полученные, востребованы, ведут его к успеху. И тогда он без остатка себя отдает. Вот это и есть патриотизм, это и есть отношение.

Вот почему еще мы так часто привозим сюда гостей, проводим слеты, сборы допризывников, фестивали. Вот почему всегда принимаем участие в Параде Победы, устраиваем полевые кухни и концерты. Любое погружение должно быть таким, чтобы подростка зацепило, чтобы комок в горле, и если все по-честному, зацепит, не сомневайтесь.

Вот почему выбираемся всем корпусом на 12 дней на теплоходе. Вы ни на каком уроке не сотворите разлив реки и закат. В этом году едем на поезде, по дорогам ВОВ, примем участие в Параде Победы в Бресте, в концерте в Минске, поклонимся памяти погибших в Хатыни. Такие поездки очень влияют на них, они общаются, рефлексируют об увиденном, такая вовлеченность расширяет их представления о жизни, о смерти, о войне, о долге.

Кому мы доверим оружие? Роботу? Солдафону? За что он будет со слезами умирать? Только любя жизнь вообще, он сможет отдать свою.

Обычно на молодежь ворчат, мол, ничего им не надо, только гаджеты, ничем не интересуются, никого не уважают. Это неправда. Дети хорошие.Только не обмануть их, только не предать. Надо просто вместе с ними жить, не пытаться успеть за ними, не пытаться подавить их, а просто вместе с ними жить.

"