Posted 14 апреля 2017,, 10:40

Published 14 апреля 2017,, 10:40

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Вокзал для своих. Почему так и не появилось «современного транспортно-пересадочного узла Пермь-2»?

Вокзал для своих. Почему так и не появилось «современного транспортно-пересадочного узла Пермь-2»?

14 апреля 2017, 10:40
Татьяна Зырянова
Фото: Properm.ru
Аудиторы контрольно-счетной палаты Пермского края пришли к выводу, что 150 млн рублей использованы неэффективно, так как за три года не появилось даже проекта по строительству нового железнодорожного вокзала.
Сюжет
Ржд

Где эта улица, где этот дом

Эта контора находится по адресу ул. Ленина, 89, на втором этаже железнодорожного вокзала. Но ее никто там не найдет, потому что вывески и каких-то опознавательных знаков нет.

Аудиторы контрольно-счетной палаты Пермского края (КСП ПК) тоже нашли ее не сразу, а когда нашли, не смогли ни зайти, ни документы получить, потому что генеральный директор ОАО «РВ-Пермь» Алексей Шабалин не пустил проверяющих на территорию, не подпустил к документам и на письменный запрос документы не предоставил. За что и получил два административных протокола.

Только после обращения КСП ПК в прокуратуру региона и после вмешательства надзорного органа КСП ПК получила бухгалтерские и иные документы.

Со 100 тыс. до 150 млн

Проверка охватила три года деятельности фирмы, с 2013 по 2016. Перед аудиторами стояли задачи оценить эффективность управления акциями Пермского края, находящимися в ОАО «РВ-Пермь», оценить целевую направленность и эффективность расходования бюджетных средств, внесенных в уставный капитал ОАО «РВ-Пермь».

ОАО «РВ-Пермь» было создано в 2013 году единственным акционером ОАО «РЖД — Развитие вокзалов» (Москва). Уставный капитал «РВ-Пермь» составил 100 тыс. рублей.

Соглашением между Пермским краем и ОАО РЖД было предусмотрено совместное финансирование разработки проектной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-2 с обустройством прилегающей территории. Предполагалось создать совместное предприятие, которое выполнит эти задачи. Предприятием стало «РВ-Пермь». По 150 млн рублей в уставный капитал этой компании должны были внести Пермский край и РЖД.

При этом ни в одном из основных в этой сфере документов: Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг)», Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года — нет ни слова о новом транспортно-пересадочном «интермодальном», «современном» узле Пермь-2.

Правительство Пермского края внесло взнос в уставный капитал «РВ-Пермь» в размере 150 млн рублей, инвестиции были утверждены в бюджете. Владельцами акций стали ОАО «РЖД-развитие вокзалов» (доля 0,07%, в сумме 0,1 млн рублей (100 тыс. акций) и Пермский край с долей 99,93% в сумме 150 млн рублей (150 млн акций).

Приехали!

ОАО «РЖД» своих обязательств не выполнило, и 150 млн рублей в уставный капитал не внесло. И что самое интересное — не планировало исполнять взятые на себя обязательства, так как приобретение акций «РВ-Пермь» (по информации Дирекции железнодорожных вокзалов, город Москва) было «признано нецелесообразным».

Что нужно было делать в такой ситуации? Что обычно делают с недобросовестным партнером? Судятся, понуждают к исполнению взятых обязательств или расторгают отношения, прекращают. Вот и проверяющие приходят к выводу, что министерство транспорта (как уполномоченный орган в этой истории) могло бы вывести Пермский край из состава акционеров «РВ-Пермь».

После длительных переговоров ОАО «РЖД» подобрала для «РВ-Пермь» другого потенциального инвестора, ООО «ТрансСтройМ».

Между Минтрансом и ООО «ТрансСтройМ» было подписано соглашение, согласно которому инвестор намерен приобрести 150 млн акций, заключен договор купли-продажи и первые 100 тыс. рублей переведены.

КСП ПК отмечает если новый инвестор все же выполнит свои обязательства, разместит дополнительные акции на 150 млн рублей, то уставный капитал «РВ-Пермь» составит 300,2 млн рублей при участии: 49,9% (150 млн рублей) — Пермский край; 49,9% (150 млн рублей) — «ТрансСтройМ», 0,33%(0,1 млн рублей) — ОАО «РЖД-Развитие вокзалов» (доп.выпуск) и 0,33 (0,1 млн рублей) — ООО «ДЕ ЛАГЕ ЛАНДЕН ЛИЗИНГ» (Москва).

Компания «ДЕ ЛАГЕ ЛАНДЕН ЛИЗИНГ» объявилась в 2015 году. По договору лизинга «РЖД-Развитие вокзалов» задолжало лизинговой компании 40 млн рублей. В итоге судебные приставы из Москвы наложили арест на 100 тыс. акций на сумму 100 тыс. рублей ОАО «РЖД — развитие вокзалов» в пользу взыскателя. Таким образом, доля в 0,07% в сумме 0,1 млн рублей перешла к ООО «ДЕ ЛАГЕ ЛАНДЕН ЛИЗИНГ».

Таким образом, вместо двух акционеров будет четыре, три из которых не являются сторонами соглашения и легитимными представителями РЖД. Пермский край теряет контрольный пакет акций и лишается возможности влиять на решения.

В самом конце 2016 года экс-губернатор Пермского края Виктор Басаргин заключил с РЖД еще одно соглашение, согласно которому строить новый вокзал можно с привлечением инвесторов, на условиях ГЧП. Выходит, РЖД фактически устранилось от выполнения и принятия новых финансовых обязательств по долевому финансированию разработки проектно-сметной документации строительства транспортно-пересадочного узла.

ООО «Рога и копыта»

В 2013–2014 годы генеральным директором «РВ-Пермь» был Михаил Арсентьев, он досрочно сложил свои полномочия. С 2014 года по 2016 год гендиректором был Шабалин. Он уволился в сентябре 2016 года, во время проведения проверки КСП ПК, не предупредил собственника имущества за месяц, не передал дела новому руководителю, не провел обязательную инвентаризацию имущества. Месяц «РВ-Пермь» существовало вовсе без генерального директора. После чего на два месяца им стал Алексей Шутов, в январе 2017 организацию возглавил Виталий Алтунин.

Штатная численность с 2013 по 2016 гг. была такой: 1 ед. — генеральный директор, 0,5 ед. — секретарь. Надо ли говорить о том, что такая штатная численность «не позволяла обществу осуществлять основную деятельность». Эти «полтора Ивана» (и в переносном, и в прямом смысле) должны были разрабатывать проектно-сметную документацию, проводить проектно-изыскательские работы, работы по обследованию земельных участков, зданий и сооружений.

Чем занимались эти полтора человека непонятно, так как Минтранс ПК не утвердил показатели экономической эффективности для этой организации (выручка, чистая прибыль, себестоимость и так далее). В результате от вложенных в 2013 году 150 млн рублей экономический эффект краем не получен, дивиденды не выплачивались, несмотря на то, что была чистая прибыль. В итоге за 2015–2016 годы регион не получил дивидендов на сумму 2,9 млн рублей. «Заработало» предприятие, естественно, на процентах, размещая средства в банках.

Тратились бюджетные деньги лихо: без обязательных для таких обществ конкурсных процедур, без полной отчетности. Например, бухгалтерские услуги обществу, не ведущему по факту деятельность, обходились в 32 тыс. рублей в месяц, всего потрачено 613 тыс. рублей. И за такие деньги услуги были оказаны некачественно, документация не в порядке, нарушений столько, что КСП ПК приходит к выводу о невозможности объективной полной оценки результатов финансовой деятельности общества.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РВ-Пермь» за 2013–2016 годы (тыс. рублей).

Показатель 2013 2014 2015 2016
Проценты к получению - 2 406 11 687 7 860
Управленческие расходы 473 1 651 3 558 5 959
Прочие расходы 4 49 259 297
Чистая прибыль (392) 524 6 558 1 604
Денежные средства 150 139 431 109 131 111 175
Уставный капитал 100 150 100 150 100 150 100

Пользовались как своими

По данным КСП ПК, многие финансовые показатели вызывают сомнение в их достоверности (это касается, например, дебиторской задолженности, процентов к получению).

Анализ отдельных основных показателй показал, что уставный капитал обеспечен чистыми активами. Денежные средства на момент проверки были ниже на 38,8 млн рублей (111,2 млн вместо 150 млн).

«РВ-Пермь» открыла пять счетов в пяти кредитных организациях, в 2014 году компания раздавала займы коммерческим организациям, самым активным заемщиком оказалось ООО «РВ-Проект» (100% принадлежит ОАО «РЖД-Развитие вокзалов»). Долги возвращали с опозданием, успевая «заработать» на процентах по займу до 4 млн рублей за три месяца.

6,5 млн рублей признаны КСП ПК убытками, которые понес регион. Эти деньги были направлены на разработку обоснования инвестиций в строительство объекта, на разработку архитектурно-градостроительного решения. Документация, если она и есть, не актуальна, потому как строительство не началось и не начнется.

Управленческие расходы в размере 11,2 млн рублей состоят из консалтинговых расходов (2,8 млн), аренды транспортного средства (3,2 млн), командировочных и иных (1,8 млн), аутсорсинга (0,6 млн) и восстановления бухгалтерского учета (1,1 млн).

Неправомерными, неэффективными, неподтвержденными, завышенными оказались расходы на юристов, секретарей. Арендовали «Тойоты» и «Мерседесы», подтверждения обоснования необходимости аренды этих автомобилей не найдено.

Что дальше?

Специалисты КСП ПК предостерегают, что ОАО «РВ-Пермь» может прекратить свое существование как юрлицо. Это ОАО весной 2016 года заключило с РЖД допсоглашение о выкупе за 300 млн рублей 15 объектов недвижимого имущества по адресу ул. Локомотивная, 18 — без рыночной оценки имущества, без обоснований необходимости приобретения, без финансовой возможности по исполнению принятых на себя обязательств. Смысл приобретения этих объектов недвижимости непонятен. Эта сделка изначальна не могла повлечь за собой приобретение права собственности на земельный участок, так как это исключительно федеральная собственность.

КСП ПК рекомендовала Правительству Пермского края принять меры по возвращению средств в бюджет и наказанию виновных. А также предложила рассмотреть вопрос о выходе Пермского края из ОАО «РВ-Пермь» и практике участия региона в уставных капиталах новых хозяйстующих обществ. Сейчас Пермский край участвует в 25 обществах, как показывает практика, положительных результатов нет.

"