Posted 20 апреля 2017, 03:40
Published 20 апреля 2017, 03:40
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
Дом, который построил «Пассаж»
Мария Чуклина признана потерпевшей по уголовному делу о предоставлении некачественного жилья. Вместе с ней потерпевшими по делу проходят еще около 150 детей-сирот, получивших квартиры в домах на ул. Исхакова и ул. Журналиста Дементьева в Мотовилихинском районе Перми. Застройщик, компания «Пассаж», уже банкрот.
До остановки общественного транспорта 40 минут пешком. Рядом с домами нет ни аптеки, ни магазина. Придомовая территория не благоустроена.
Мария за свои деньги заказала экспертизу предоставленной ей жилплощади, но следственный комитет не стал приобщать эту экспертизу к материалам дела, ответив, что у них есть заключения экспертов. Теперь девушка уже никому не верит.
«Пусть переселят»
Мария закончила финансово-экономический колледж, поступила в ПГУ, на экономический факультет. С 16 лет она сама зарабатывает себе на жизнь, начинала с продавца в магазине «Перекресток», стала заместителем директора магазина. Вместе с мужем и дочкой они поначалу снимали комнату. Обрадовались, что вообще что-то дают, Мария подписала документы. Сейчас готовит иск в суд. Квартира оказалась меньше положенных по закону 33 кв.м.
По словам Татьяны Шуваевой, начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края, права детей-сирот в Прикамье нарушаются. И к сожалению, в лучшую сторону статистика не меняется.
Очередность законом не предусмотрена, по закону в 18 лет сирота должен получить жилье. Для учета детей-сирот есть регистр, который ведет минсоцразвития. В регистр можно попасть только до 23 лет, если обратился позже, право на жилье потерял. Но если уже в регистре, то не имеют права исключить до момента предоставления жилья.
В Прикамье около 800 сирот уже более 10 лет являются нуждающимися в жилье, есть те, кто по 3–5 лет числится нуждающимся. Прокуратура предлагала компенсировать затраты на аренду жилья сиротам, но эта инициатива не нашла одобрения у законодателей региона.
Деньги и полномочия
На реализацию этих государственных полномочий край не выделяет достаточно средств: в 2014 году — 1,3 млрд рублей, в 2017 году — 0,8 млрд рублей. Прокурор региона обращался к прошлому губернатору по поводу необходимости увеличить финансирование, но получил отказ. Пришел новый руководитель региона — прокурор обратился и к нему с этим же предложением. В итоге решено выделить дополнительно 450 млн рублей на три года.
Еще одно законодательное изменение от прокуратуры края — передача полномочий в этой сфере на уровень муниципалитетов.
20 апреля состоится пленарное заседание Законодательного собрания Пермского края, будут рассмотрены изменения в законодательство, касающиеся передачи полномочий на уровень муниципалитетов и об увеличении финансирования.
33 кв.м. — странная норма
Территории края, которые особенно обращают на себя внимание: Пермь (481 человек, у кого право получения жилья уже наступило), Березники (116), Кунгур и Кунгурский район (202), Барда (97), Чайковский (99). В Коми-округе более 500 сирот нуждаются в жилье, из них у половины наступило право получения жилья.
Строительство жилья в этих территориях не ведется, и никакого решения проблемы не предвидится. Но строить отдельные кварталы для сирот, по словам Татьяны Шуваевой, нельзя.
Выход — строить муниципальное жилье, в котором предоставлять жилье в числе прочих категорий граждан сиротам. Тогда они приучаются жить в соседстве.
Но проблема в том, что площадь квартиры должна быть не меньше и не больше 33 кв м.
Сейчас рассматривается изменение в законодательство — предоставление жилья по нормативу, установленному территорией, например, если норма — 12 кв.м, то должны предоставить отдельное жилье с полезной площадью 12 кв.м.
Жилье находится на балансе спецжилфонда Пермского края. В течение пяти лет ребенок-сирота не может распоряжаться квартирой самостоятельно. Независимо от того, предоставили ему это жилье в 35 лет или в 18, есть у него семья или нет.
В результате, по словам Татьяны Шуваевой, порядка 200 квартир по краю пустуют, долги по коммуналке в них растут, сиротская очередь на получение жилья не уменьшается.