Posted 3 июня 2017,, 08:05

Published 3 июня 2017,, 08:05

Modified 2 марта 2023,, 14:05

Updated 2 марта 2023,, 14:05

«Чем профессиональнее становится человек, тем больше он о себе мнит». Изнанка профессии: тату-мастер

3 июня 2017, 08:05
Несмотря на популярность татуировок, о внутренних механизмах работы тату-мастеров известно не так много подробностей. Пермский татуировщик и основатель студии-мастерской рассказал корреспонденту Properm.ru о скрытой стороне своей профессии.

***

— Против кого или чего взбунтовались тату-мастера? Говорит ли внешний вид представителей вашей профессии об определенном взгляде на жизнь?

— На мой взгляд, устой, что мастера татуировок неформалы или люди не от мира сего, устарел. Занятие татуировкой не воспринималось, как профессия, ведь оно считалось донельзя андеграундным. Еще 7–10 лет назад не было подходящих условий для создания грамотного бизнеса. В первую очередь быть тату-мастером, означает, реализоваться, как художник. Сейчас это может не связываться с неформальностью. Просто есть люди, которые определяют свой талант, как умение рисовать, и их долг практиковаться в этом. Будучи тату-мастером ты можешь заниматься искусством и при этом зарабатывать. Моя неформальность выражается в видении татуировок. Наверное, существуют люди, которые занимаются татуировками от протеста.

— Рано или поздно необходимо приступать к практике и создавать рисунок на теле человека. Первый блин был комом или случилось чудо?

— Это сравнимо только с прыжком с парашютом. Первый блин не был комом, но руки тряслись, рисунок не получился аккуратным. Я не понимал до конца, что делаю, не осознавал, что вношу изменение в облик человека. Вот следующий блин вышел определенно комом. Во второй раз подходишь к процессу осознаннее, и тогда все идет из рук вон.

— На ком ты впервые практиковался?

— Оба раза я практиковался на своем друге. Вот кто действительно неформал. Ему было безразлично, что и каким образом я сделаю, поскольку он панк. Мы исполняли его затею, сформированную через специфичный взгляд на жизнь. Теперь он мой постоянный клиент, у которого пожизненный абонемент на бесплатные работы.

— Татуировку сравнивают с печатью, которая остается у человека на всю оставшуюся жизнь. Приходится исправлять работы спустя время?

— Это происходит постоянно, поскольку у меня небольшой опыт работы. Мне приходилось спустя год исправлять свои работы. От увиденного я испытывал шок. С приобретением опыта по-другому оцениваешь собственные работы. Но нет ничего непоправимого. Татуировка — это не клеймо и не печать. Рисунок поддается изменению, доработке. Можно внести элементы и дать татуировке новую жизнь.

— Выходит, качество татуировки — одно из самых важных ее свойств?

— Качество — первый критерий, потому что татуировка состоит из творчества на половину. Вторая половина — это чисто механическая работа, которая называется бизнесом. Это означает, что творчество заканчивается, когда берешь в руки машинку. Отсюда следует, что важно сделать татуировку технично и качественно. Ко второму немаловажному критерию относится максимально творческое выполнение работы. Нужно изобразить, почувствовать конкретные изгибы на теле человека. Качество и творчество в моей работе одинаково важны.

— Твое творчество неповторимо? Можешь позаимствовать чужую идею?

— Сегодня мало кто из мастеров работает исключительно в своем стиле, если только он не занимается татуировкой длительное время. Нужно элементарно зарабатывать и делать то, что от тебя просят. Я считаю это нормальным явлением, при этом стараюсь вносить особый вклад в любую работу. Предлагаю клиенту на примере каждого эскиза доработать уже готовую идею, узнать, чего хочет человек.

— Многолетний опыт обязателен, чтобы стать успешным тату-мастером?

— Индустрией татуировок я занимаюсь около двух лет. Это мало, но я стараюсь и учусь как можно быстрее. Опыт важен, но, чтобы быть в числе востребованных и успешных тату-мастеров, не обязательно иметь десяти-пятнадцатилетний опыт. Существуют мастера, которые работают 10 лет и делают непрофессиональные работы, а некоторые работают 1,5 — 2 года и делают потрясающие татуировки, быстро учатся и отрабатывают свои навыки.

— Почему некоторые мастера так медленно развиваются?

— Приведу пример из личного опыта. Один тату-мастер давал маленький, как потом оказалось, бесполезный мастер-класс. Такие себе бесполезные уроки человека, который занимается татуировкой больше пяти лет, но он не двигается, не развивается, как художник. Существует разница между тату-мастером и художником. Татуировка от части ремесло, но я считаю, в первую очередь нужно стремиться быть художником. От этого зависит, сколько лет продлится обучение

— Тебя огорчает факт того, что татуировки становятся очередным модным писком, и молодежь подходит к ним слишком инфантильно?

— Существует множество занятий и увлечений, которые становятся близкими для молодежи. Конкретно в нашей стране люди воспринимают такой тренд дико, даже в штыки. Нехватку индивидуальности некоторые компенсируют копированием чужих работ, делают то, что им чуждо. Уверен, ситуация будет со временем меняться. Это культурный уровень. Надеюсь, с помощью творчества я сделаю вклад в развитие культуры. Каждый клиент — это омут. Чтобы сделать качественную, приятную для человека работу, приходится общаться лично, сближаться с ним. Тогда готовую татуировку он будет носить с радостью и гордостью. Часто идея, с которой ко мне приходят, в конечном итоге меняется на 95 или даже на 100 процентов. После беседы, личного контакта, проникновения в мысли человека вы приходите к важному решению. Это долг каждого мастера — рассказать клиенту, что за татуировкой кроется не только картинка, но и посыл.

— Существуют эскизы, от которых бы ты отказался?

— Я отказываюсь от части работ, если вижу, что они не принесут ни интереса, ни опыта. Лучше потратить время с толком, для развития, и это не будет упущенной возможностью. Но тематических ограничений у меня нет. Уточню, что работаю я только в черном цвете. Даже неоднозначные и спорные мотивы сначала подлежат обсуждению. Если человек объяснит, что тот или иной символ для него значит, уверит в адекватности изображения, логичности действий, тогда я сделаю эту работу. Главное — это с какой мыслью человек приходит.

— Каково причинять боль человеку во время сеанса?

— Во время работы нет места эмоциям. Я обращаю внимание на рабочий процесс, чтобы добиться качественного результата. Это лучше, чем зацикливаться на эмоциях и реакции человека, ведь это тормозит и усложняет процесс. Психологически я готовлю и поддерживаю человека, но чаще всего он сам знает куда и зачем идет, поэтому готов к предстоящим ощущениям. Но если случается, что реакция у человека на боль резкая, мы приходим к компромиссу. Количество сеансов увеличиваем, а продолжительность сокращаем. Ни разу не видел, что человек категорически не терпит боль.

— К тебе приходят клиенты с безумными идеями, у которых за плечами жизненный опыт, бизнес и серьезная профессия?

— Креатив гораздо интереснее посредственных работ под копирку. Люди, которые приходят с такими идеями, зачастую на «своем уме». Дерзкая, резкая задумка часто воплощается в индивидуальное творчество. Всегда можно оставаться молодым. Если достаточно взрослый человек приходит с интересной идеей, и я вижу в нем огонь, молодость, то это дает дополнительный стимул сделать работу на высшем уровне.

— Решаясь на татуировку, человек может столкнуться с опасными заболеваниями, полученными в следствие неправильной стерилизации приборов. Случались ли в твоем опыте осечки?

— Я не встречался с этой проблемой. Но скажу, что такое происходит в случае работы на дому и, в первую очередь, по причине неосведомленности мастера. Вероятность заражения увеличивается, если у мастера нет элементарных знаний ПСО (предстерилизационная очистка) или он не знаком с гигиеной рабочего процесса. Мастера, которые работают на домах, не всегда располагают возможностью приобрести весь спектр необходимых материалов для стерилизации оборудования. Но даже при таких условиях можно сохранять стерильность по максимуму.

— Если соблюдать правила гигиены не так сложно, то почему мастера допускают ошибки и наносят вред здоровью клиентов?

— Клиенту стоить опасаться, если не соблюдается чистота рабочего места мастера, где бы он ни был: в студии, в салоне или дома. Также нужно обращать внимание на процесс сборки инструмента. Не стоит бояться задавать интересующие вопросы, при этом ответственно относиться к процессу, а не только требовать этого от мастера. При соблюдении всех условий не возникнет непоправимых последствий. Не каждый мастер и не каждый клиент осознают свою степень ответственности. Вероятно, поэтому случаются неприятные инциденты, и формируется предвзятое отношение к занятию татуировкой.

— Можно ли предъявить мастеру претензии?

— Занятие татуировкой на дому, разумеется, неофициальное. В отличие от больших студий, где мастера дают на подпись клиентам расписки, в которых уточняется, что клиент ознакомился с условиями и дает согласие на услуги. Как это ни печально, клиент не может предъявить мастеру претензии, если его деятельность не оформлена законом. Также нет соответствующих органов, которые бы следили за такими мелкими процессами.

— Сколько денег ты получаешь?

— Так как я работаю не очень давно, сеанс длится три–четыре часа. Сеанс стоит в среднем две–три тыс. рублей. Могу сделать бесплатно работы, к которым я испытываю личный интерес. Кроме того, я могу не взять денег за воплощение своих идей. Точных цифр нет. Зарплата и благополучие зависят от увлеченности процессом. Нет никакой модели роста.

— Стремишься к стабильности в графике?

— Развиваться в тату-индустрии можно в любом удобном месте. Но для практики лучше всего регулярно вовлекаться в работу. Я стремлюсь к постоянной плотной работе и к воплощению конкретных идей.

— Можно ли набивать татуировки, если нет таланта художника, при этом зарабатывать себе на жизнь?

— Это возможно, но тогда профессия становится ремеслом. В таком искусстве, как татуировка, нет места ремеслу. К сожалению, мастеров, которые занимаются ремеслом, большинство. Надеюсь, со временем это изменится.

— В каком состоянии индустрия татуировок в Перми?

— Обстановка в этой сфере отвратительная. Слишком много «подводных камней», мастеров, которые якобы обучают, но имеют интерес только к деньгам и к собственному продвижению. Они ставят на задний план индивидуальность и расширение собственных границ.

— Какие еще существуют «подводные камни»?

— Отсутствие протекции. Это означает, что один артист поддерживает другого. Отвлечемся от татуировки и поговорим о музыке. Например, «топовому» музыканту или ди-джею не составляет труда в социальных сетях рассказать о новых интересных талантах. В Европе и Америке регулярно происходит взаимообмен информацией, опытом, работами. У нас же, чем профессиональнее становится человек, тем больше он о себе мнит, в результате чего он не готов делиться, обмениваться информацией, развивать культуру. Такой человек зацикливается только на себе, в следствие чего культура страдает. У нас логичнее будет посмеяться над неудавшейся работой начинающего мастера, нежели уделить ему внимание и указать на ошибки, ускорить его рост. Я считаю главной проблемой отсутствие поддержки и протекции. Многое бы изменилось, если бы люди стали терпимее, сдержаннее, доброжелательнее. На первый план не нужно продвигать собственное «Я» и стремиться увеличить заработок. Должна преобладать культура, если ты считаешь себя ее адептом.

Александра Фадеева для Properm.ru

"