Posted 5 июля 2017,, 04:00

Published 5 июля 2017,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 15:43

Updated 2 марта 2023,, 15:43

Мусорный ветер. В год экологии в Пермском крае - экологический коллапс

5 июля 2017, 04:00
Татьяна Зырянова
В Пермском крае только официально выявляют в год примерно 1,5 тыс. несанкционированных свалок. Специалисты говорят, что столько же остается невыявленных. Почему регион превращается в помойку?

В Чайковском районе многодетным семьям выдали земельные участки, на которых расположились несанкционированные свалки. «Это не убрать самостоятельно», — написала Ирина Ермакова, председатель РОО «Многодетные Пермского края», опубликовав на своей странице в Facebook фото участков, заваленных разбитым стеклом, железом, какими-то строительными материалами. Конечно, разбирать такие свалки самостоятельно, может быть опасно. В Добрянском районе организатор фестиваля KAMWA Наталья Шостина обнаружила любимые уголки природы захламленными, заваленными мусором.

«Грибники жалуются, жители жалуются, дачники жалуются, хотя сами и мусорят», — главы сельских поселений говорили Properm.ru одно и то же, ссылаясь, что у них отобрали полномочия по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО).


Действительно, федеральным законодательством предусмотрено создание новой системы в области обращения с ТБО — полномочия поселений уходят на уровень субъекта РФ, в каждом регионе должна быть разработана схема вывоза мусора, складирования; должен появиться региональный оператор, который будет собирать с населения деньги за вывоз мусора. И в Пермском крае предполагалось, что он появится в 2017 году.

Вместо оператора появился губернатор

В 2016 году Константин Черемушкин, министр природных ресурсов Пермского края, заявлял: «Пока проблема с мусором решается точечно, локально: сбор сообщений, поиск виновных, наказание, утилизация мусора. Есть Росприроднадзор, есть государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, они выявляют нарушителей, штрафуют.

В Пермском крае не хватает полигонов, необходимы дополнительные площади. Но территории отказываются у себя размещать эти полигоны, жители не хотят, чтобы рядом с их городами были полигоны ТБО.

Системное решение проблемы есть, оно начинает воплощаться в жизнь. Новое законодательство об обороте коммунальных отходов только принято. Проблема мусора стала краевой, до этого была заботой муниципалитетов. На трансформирование системы, на изменение подходов, на вступление в силу всех законных и подзаконных актов уйдет года два-три».

В 2016 году была разработана территориальная схема обращения с отходами (государственный контракт получил ПНИПУ, сумма — 5,4 млн рублей). В рамках этой схемы техническим университетом предложена сеть муниципальных полигонов и станций по сортировке, переработке мусора. По словам Константина Черемушкина, в Пермском крае планировали строить 6 полигонов, 21 мусороперерабатывающую станцию, 7 площадок временного хранения отходов. В 2017 году должен был появиться региональный оператор.

Но… новым руководством края схема была признана неэффективной, слишком дорого обойдется населению доставка мусора до свалок. Регионального оператора, соответственно, не появилось.


Охота на привидения

В этом году руководители сельских поселений столкнулись с тем, что у них не запланированы средства на уборку мусора (все же ждали регионального оператора). Как заключать договоры с предприятиями, занимающимися вывозом мусора, как платить за вывоз его на свалку — все это будет нецелевым использованием средств?

Стали агитировать народ прибираться в парках, лесах, на берегах рек, на кладбищах. Снова появились школьники с граблями и ведрами. Вывоз собранного мусора был, конечно, головной болью, и далеко не везде доехали грузовики с набитыми мешками до полигона.

Василий Лузин, глава Усть-Качки, рассуждает: «Мы приспосабливаемся любыми способами к той ситуации, которая есть, призываем к совести дачников, проводим субботники, а что мы еще можем?

До сих пор не определен региональный оператор, это самая главная беда. Сейчас совет муниципальных образований Пермского края рекомендует работать по старому принципу, нам, поселениям, вывозить мусор, на средства статьи «благоустройство», но этих денег совсем недостаточно. А в поселениях много садоводческих кооперативов, дачников. Они далеко не всегда заключают договор на вывоз мусора. Наши леса вокруг таких СНТ завалены мусором».

Серьезная проблема с частным сектором: заставить заключить договор на вывоз мусора частника никто не может. И наказать за отсутствие договора не получится. Да и подрядчики с большой неохотой едут за мусором частников, площади огромные, а плата — 120 рублей в месяц.

По словам Андрея Леснова, главы Двуреченского сельского поселения, Летом население сел Пермского района увеличивается в 3–5 раз за счет дачников, которые привозят с собой горы мусора, выкидывают его в поля, из окон машин на обочины дорог, оставляют на опушках леса и по берегам водоемов.

У жителей есть обязанность заключить договор на вывоз мусора, но ответственности никакой не предусмотрено, если этого договора нет. «А ловить того, кто мусорит, вдоль дорог и по опушкам, это как на привидения охотиться», — говорит Андрей Леснов.

Ищите собственника

Руководитель управления Росприроднадзора по Пермскому краю Андрей Азанов согласен, что поймать с поличным тех, кто устраивает свалки на полянках в лесу или на берегах рек, сложно. Но всегда можно найти собственника участка, который должен следить за чистотой и порядком на этой земле.

По словам Андрея Азанова, в крае 15 лицензированных полигонов, входящих в государственный реестр объектов размещения коммунальных бытовых отходов и 74 объекта для размещения промышленных отходов.

Андрей Азанов: «Помимо этого есть места санкционированные, то есть органами местного самоуправления выделены земельные участки, на которые вывозят отходы, но эти участки не могут попасть в государственный реестр, потому что не соответствуют требованиям. Таких свалок 306.

И есть несанкционированные, учет которых не ведется, по итогам 2016 года выявлено таких 1432, ликвидировано за счет разных источников 1076».

В крае выдано 283 лицензии на обращение с ТБО, из них 245 содержат возможность работы с коммунальными отходами. Лицензии выдаются на сбор, транспортировку, складирование отходов. Есть компании, которые все виды деятельности осуществляют, начиная от сбора, заканчивая складированием, у них есть транспорт, полигоны, специально обученные работники. Есть компании, которые занимаются только сбором и транспортировкой — забирают мусор, довозят до полигона.

Андрей Азанов говорит, что законодательные изменения никак не должны отразиться на количестве свалок и отношении руководства поселений к вывозу мусора: «Передача полномочий поэтапная. Некоторые органы местного самоуправления решили, что все, это больше не их полномочия, нет, это не так. Это их полномочия. Пока не будет утверждена территориальная схема обращения с отходами. И пока не появится единый региональный оператор по обращению с отходами, монополист, который будет заключать договоры с населением и с предприятиями».


Буква закона

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

Таким образом, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с ними может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом субъектам Российской Федерации необходимо:

в течение 2017 года — завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;

не позднее 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;

до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

"