Posted 2 июля 2017,, 10:35

Published 2 июля 2017,, 10:35

Modified 2 марта 2023,, 15:42

Updated 2 марта 2023,, 15:42

Наши там. Украина: «Чужой себя совсем не чувствую. Отношение хорошее было всегда и осталось сейчас»

2 июля 2017, 10:35
В рамках проекта «Наши там» мы часто рассказывали вам о пермяках, которые уехали жить в экзотические или западные страны, где никто не понимает русского языка и менталитета. Однако многие наши земляки живут в странах СНГ. В этот раз мы поговорили с двумя незнакомыми друг с другом пермячками: Галиной Братчик и Ольгой Туровской. Они уехали жить в Киев до Майдана, военных действий в Донецке и Луганске, присоединения Крыма к России и начала кризиса в отношениях двух стран.
Сюжет
Наши там

— Как получилось, что пермячка оказалась в Киеве?

Галина: Уехала пять лет назад. Специально переехать именно сюда не стремилась. Поехала за любовью к мужчине, а приобрела любовь к городу и этой, такой близкой и непохожей стране.

Ольга: Я уехала из Перми в 2012 году, сразу после нового года. Поехала к любимому, в Киеве мы с ним поженились.

— Какие процедуры прошла для переезда?

Галина: Тогда это было очень просто — россиянам можно было жить в Украине практически просто так. Официально можно было пребывать 90 дней в течение 180, но по факту, каждые три месяца можно было выезжать из страны хотя бы на день, и отсчет начинался заново. Конечно, такое положение дел не дает тебе прав на многое — например, нельзя открывать счет в банке, первое время я пользовалась своим российским счетом.

Ольга: С документами было очень много волокиты. Сначала оформлялся временный вид на жительство, потом постоянный.

— На каких правах сейчас живешь там?

Галина: Почти сразу же я оформила вид на жительство. Сначала оформляется разрешение на работу. Затем на основании работы можно получить временный вид на жительство. Но мне повезло, у меня бабушка и дедушка родились здесь, поэтому теперь у меня постоянный вид на жительство.

Ольга: Сейчас у меня постоянный вид на жительство, но гражданство пока российское.

— Что с экономикой и ценами?

Галина: В Киеве ситуация более или менее. Но в целом, конечно, люди живут бедно.
Многое дешевле в Украине, чем в России — продукты, проезд, развлечения. Но и зарплата меньше. Минимальная заработная плата в 2017 году — 3200 гривен (7297,8 рублей, (по данным на 2 июля курс составляет 0,44 гривны за 1 рубль — прим. Properm.ru). Честно говоря, в Киеве на такие деньги не прожить. После Майдана курс доллара по отношению к гривне вырос в 3 раза. Это не могло не сказаться на ценах. Выросли цены на все. На что-то больше, на что-то меньше. На продукты цены выросли, но не так критично, как на технику, например.

Ольга: Цены очень выросли на все! Греча стоила 15 гривен за кг. Сейчас 30–32 гривны. Молоко было до 10 гривен, теперь 15–20. Батон стоил 5 гривен теперь 8–10. Детские творожки «Тема» или «Агуша» стоили от 1 до 3 гривен за штуку. Теперь 8–10. Каши детские «Карапуз» (производство Украина) стоили 15–16 гривен теперь 25–34 гривен.

— Где живешь, сколько платишь за аренду, коммуналку, интернет?

Галина: Живу в своей квартире, но вообще аренда в Киеве обойдется в 3–4 тыс. гривен за комнату далеко от метро и в 15 — 20 за квартиру в центре. Коммуналка сильно зависит от времени года. Отопление увеличивает счет в 3–4 раза. Летом может быть около 700 гривен, зимой 2,5–3 тыс. гривен.

Ольга: Живём с родителями мужа, на коммуналку, интернет и прочее уходит примерно 100 долларов (2607 гривен, 5910 рублей. — прим. Properm.ru). На питание для меня, мужа и детей тоже около 100 долларов. Это средний минимум на продукты из магазинов, питание в кафе сюда не входит. Если праздники, то больше затрат, конечно. До 2015 года мы снимали квартиру и платили три тыс. гривен и коммуналку, примерно 500 гривен. Потом все подорожало, сейчас мы не можем позволить себе аренду.


— Где работаешь? Легко ли найти работу русскому в Украине?

Галина: Работаю программистом. Сейчас, думаю, русскому найти работу здесь сложно. Раньше не было таких проблем, но с ужесточением ситуации между странами, стало сложнее получить необходимые документы, чтобы взять россиянина на работу. Многие работодатели попросту не будут этим заниматься.

Ольга: Сейчас сижу в декрете. До этого работала воспитателем в детском саду. Устроилась с лёгкостью, даже не зная толком языка. Также подрабатываю репетитором английского языка. Первых учеников нашла через интернет, остальные появились по принципу сарафанного радио.

— Обязательно ли знать украинский язык?

Галина: Нет. Если ты говоришь на русском, тебя везде поймут и ответят. Но все вывески по-украински, кино в кинотеатрах тоже. Еще мне кажется, это элементарно вопрос вежливости. Здесь в Киеве я говорю почти всегда на русском. Но, приезжая на западную Украину, стараюсь говорить по-украински. Получается криво, но украинцы умиляются и очень радуются.

Ольга: Украинский язык знать желательно, но не обязательно. В Киеве 50% разговаривают на русском. На западной Украине русский язык не приветствуется, но и не игнорируется.

— Были сложности в изучении украинского языка? Как быстро выучила? Есть ли какие-то секреты в его понимании?

Галина: Украинский во многом похож на русский. Поначалу просто догадываешься о значении многих слов. Потом я занималась с лингвистом, учила целенаправленно. Есть тонкости, которые нужно просто знать. Я учу его до сих пор. Это естественный процесс, встречаешь новое слово и запоминаешь.

Ольга: Сложностей особо не было. Просто погружение в среду. СМИ на украинском языке, кино, литература.

— Украинский национализм это выдумка российских федеральных СМИ или он все таки существует?

Галина: Наверное существует, но мне ни разу не приходилось сталкиваться в живую. Ни в одном городе Украины. Ни от одного человека. Ни на востоке, ни на западе. Не буду врать, что процветает братская любовь. Особенно после Крыма и начала войны на востоке. Здесь мало кто сомневается в том, что Россия участвует в этом боевом конфликте, от этого есть негатив, но он обращен не к конкретным людям, а к конкретным мнениям, которых кто-то придерживается.

Ольга: Ничего об этом не слышала и не встречалась с таким. Дочка ходит в садик. Там есть патриотическое воспитание. Изучение символов страны, культуры и быта и прочее. Но оно не агрессивное и не нацистское. В школах, насколько я знаю, так же. Детей не учат быть злыми по отношению к другим странам, их учат любить свою страну. Но как-то я видела, как мальчики с палками нападали на другого мальчика за то, что он из России. Думаю, это уже родительское воспитание.

— Не чувствуешь себя чужой в этой стране?

Галина: Нет. Есть люди, у которых это наоборот вызывает какое-то уважение, что я, русская девушка, живу в Украине. Еще моя мама часто приезжает. Многие спрашивают её, не боится ли она. В ответ мама удивленно спрашивает: «чего же мне бояться?». На что ей одобрительно кивают. Бояться действительно нечего, если вы не станете размахивать флагом России или прославлять войну на Донбассе, этот вопрос слишком болезненный сейчас.

Ольга: Чужой себя совсем не чувствую. Отношение хорошее было всегда и осталось сейчас.

— Работает ли безвизовый режим с ЕС? Что вообще это события значит для украинцев?

Галина: Работает. Думаю, это важный этап для Украины. В том числе для общественного самосознания. Люди относятся по-разному: от полного восторга до спокойного «ну посмотрим». Но вот за биометрическими паспортами очереди сейчас бешеные.

Ольга: Сначала люди обрадовались. Но далеко не у всех есть деньги на путешествия по Европе. Те, кто может себе это позволить, конечно, рады, а остальные равнодушны.

— Что простые украинцы думают о Порошенко и Кличко? Их любят, ненавидят?

Галина: Не любят и не ненавидят. Не слишком доверяют, умеренно критикуют, следят за их работой.

Ольга: Поначалу к ним было нормальное отношение! Большие надежды возлагали, но теперь их скорее ненавидят, чем любят.

— Какое отношение у жителей Украины к Владимиру Путину?

Галина: Путина презирают, ненавидят. Носят футболки с изображением Путина а-ля Гитлер. Смеются в соцсетях. Пишут на стенах «ПТН-ПНХ».

Ольга: Путина не любят очень. Осуждают. Говорят, что они с Порошенко заодно и все это было спланировано.

— Как твое окружение относится к антироссийскому курсу Порошенко: запрет георгиевских ленточек, снос памятников, переименование улиц?

Галина: По-разному. Есть те, кто поддерживает. Многие не понимают массового переименовывания улиц и городов — случаются путаницы с документами. Но какого-то ярого негодования ни у кого это не вызывает.

Ольга: Считают это пустой тратой времени и средств. Переименование улиц, уничтожение памятников — это же все история, это нельзя так просто убрать. Люди все равно все помнят.

— Изменилось ли отношение к Януковичу? Считают ли его предателем?

Галина: Давно уже ничего не думают и не говорят. Есть сейчас другие темы, гораздо более живые. Янукович остался в мемах в интернете.

Ольга: Сначала Януковича ненавидели! Теперь отношение поменялось — он не такой уж и плохой. Воровал, но и для народа делал что-то, а нынешнее правительство до нитки обобрало народ.

— Есть ли на Украине «будущий новый лидер» которого люди видят новым мэром Киева или президентом?

Галина: Нет, такого нет.

Ольга: Пока лидера нет. Люди перестали верить правительству.

— Как думаешь, вскоре может произойти новый Майдан или что-то подобное?

Галина: История показывает, что все возможно. Но не думаю, что в ближайшее время.

Ольга: Предчувствие, конечно, есть. Об этом уже даже говорят!

— Что люди говорят про Навального и говорят ли вообще?

Галина: Особо ничего не говорят. Знают, что он есть. Следят за обстановкой, но не более.

Ольга: Его не воспринимают всерьёз.

— Стоит ли россиянам сейчас переезжать в Киев или другой крупный город страны?

Галина: Думаю, сейчас это затруднительно. И, наверное, не самый очевидный выбор для россиянина. Но тут очень красиво, тепло, люди хорошие, поэтому если хочется, то надо переезжать, конечно.

Ольга: Переезжать в Украину думаю сейчас не самое подходящее время, как и в Россию.

— Не хочешь вернуться на Родину?

Галина: Я люблю Россию, это моя Родина. Мне нравится приезжать домой как в гости. Но это уже больше не моя история, я хотела бы идти вперед, узнавать мир. Так что нет, вернуться нет. Посмотрим, что будет дальше.

Ольга: В Россию не хочу. К родным могу приехать в гости, а переезжать обратно — точно нет.

"