Posted 18 октября 2017, 04:10
Published 18 октября 2017, 04:10
Modified 1 марта 2023, 18:33
Updated 1 марта 2023, 18:33
«Руководством ООО «Центральный парк развлечений» (ООО ЦПР), а именно его учредителями, демонстрируется пренебрежение к безопасности жителей г. Перми, в том числе детей, отдыхающих в парке», — такое заключение делают следователи следственного комитета по Пермскому краю в представлении, вынесенном еще в 2015 году на имя экс-главы Перми Игоря Сапко.
Представление «о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления» было вынесено после инцидента, случившегося весной 2015 года, — ребенок упал с аттракциона (с «тарзанки») и получил травму головы. Следователи установили, что ответственность несет арендатор аттракциона, а не собственники ООО ЦПР, компании-учредителя парка. Арендатора наказали — директор компании ООО «Рубин Гуд Парки» приговорен к году условно и штрафу 250 тыс. рублей.
Меж тем, как пояснил Properm.ru директор ООО «ЦПР» Рашид Габдуллин, собственник аттракциона, наоборот, хотел усилить меры безопасности, и внедрил новые, более надежные крепления, но не учел их совместимость с остальным оборудованием.
По договору аренды исключительно на арендатора возлагались все обязанности по обеспечению безопасности посетителей. В представлении на имя Игоря Сапко следователи подчеркивают, что данный случай не является единственным: «Случаи травмирования на территории ООО ЦПР при оказании услуг аттракционов населению происходят систематически и ежегодно, причем нередко приводят к смерти людей, в том числе малолетних. При этом само ООО ЦПР лишь сдает площади парка в аренду, получая прибыль».
По словам Рашида Габдуллина, ответственность за безопасность на аттракционах несет «эксплуатант»: «Мы заключаем с ним договор, в котором прописано, что эксплуатант должен обеспечить безопасность, должен содержать в порядке территорию».
Само ООО ЦПР, по словам директора, хотя и не обязано следить за безопасностью аттракционов («не должны»), но имеет в штате человека, который следит за тем, как арендаторы выполняют технологические процессы (заполнение журналов, например, наличие необходимых средств защиты). Этот специалист выносит предписания нарушителям. «Если за сезон вынесено несколько предписаний, то в следующем году работать с нами арендатор не будет», — пояснил Рашид Габдуллин.
Мы уточнили, а аттракцион с собой арендатор заберет, если с ним расторгнут договор, нам ответили, что да. Ни один из аттракционов, на которых случились происшествия (см. ниже) не забрали. Может быть, потому что это собственность аффилированных или напрямую принадлежащих Рашиду Габдуллину компаний? Неслучайно же списка арендаторов нигде нет (ни администрация Перми, ни парк нам его не показали). Но учредитель того же ООО «Робин Гуд Парки» — Рашид Габдуллин (75,5%), по данным kartoteka.ru.
В 2016 году, уже после представления Следственного комитета, «взбесилась» карусель «Седьмое небо». По словам очевидцев, «аттракцион начал сильно разгоняться. При этом кабинки опускались вниз и ударялись о деревья. Люльки цеплялись друг за друга, крутились вокруг своей оси». После проверки работы и устранения неполадок, работа аттракциона была возобновлена.
Во всех случаях виновными в происшествиях признаны арендаторы. Представители Следственного комитета отмечают, что никакого контроля за безопасностью аттракционов и деятельностью парка со стороны властей муниципалитета не осуществляется.
Более того — город потерял контрольный пакет в ООО ЦПР, не получает дивиденды, а плата за аренду стала относительно ощутимой только с 2015 года.
В число учредителей ООО ЦПР, которое является арендатором территории парка, входит город Пермь — у муниципалитета сейчас всего 24% долей общества. 52,69% долей контролирует директор парка Рашид Габдуллин, 23,31% — Галина Попова, она была соучредителем парка с самого начала, с 2002 года.
По данным kartoteka.ru, в конце 2016 года в отношении Галины Поповой введена процедура банкротства — реализация имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Николай Прокофьев. Опись имущества Галины Поповой состоит из двух пунктов: доля в квартире и доля 23,1% в ООО ЦПР. Галина Попова с 2010 по 2012 год безуспешно пыталась признать недействительными сделки по консолидации долей у Рашида Габдуллина.
Как пояснили Properm.ru в департаменте земельных отношений администрации Перми, земельный участок в квартале №169 Свердловского района арендует ООО ЦПР на основании договора аренды. Срок действия договора — 25 лет, с 15 октября 2001 года до 14 октября 2026 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с 1 января 2015 и по сегодняшний день установлена в размере 66,4 млн рублей, а с 1 января 2013 по 1 января 2015 года была равна 27,4 тыс. рублей.
В 2015 году арендная плата стала определяться так: кадастровая стоимость умноженная на поправочный коэффициент. Для парка Горького арендная плата для 120 тыс. кв.м в центре Перми составляет меньше миллиона рублей в год.
По словам Рашида Габдуллина, коммерческая деятельность возможна только на 13% площадей парка, таковы требования охранной документации и нормативов.
Дивидендов от деятельности ООО на территории парка Горького городской бюджет не получает — общество показывает убыток (6,6 млн в 2013 году, 3,2 млн рублей в 2014 году). В 2016 году, по данным kartoteka.ru, выручка ООО составила 41,5 млн рублей, и снова убыток в 2 млн рублей.
«Операционная деятельность парка безубыточна, но для принятой программы реконструкции были произведены некоторые заимствования, и ещё лет 5–7 парк будет работать с убытком, постепенно из него выйдет», — пояснил Рашид Габдуллин.
По словам директора парка, почти все заработанное уходит на выполнение требований по содержанию объектов культурного значения, памятников, аренду, благоустройство, уборку, охрану территории. Среди расходов, на которые потребовались заимствования, директор парка назвал замену асфальтового покрытия и объекты электросетевой инфраструктуры, например, трансформаторная подстанция обошлась в 13 млн рублей.
ООО ЦПР, которое сегодня является арендатором парка, было зарегистрировано, по данным kartoteka.ru, в 1997 году.
В Уставный капитал общества в 2002 году со стороны муниципалитета вошли имущественный комплекс парка и старинный особняк по адресу ул. Сибирская, 49 (в апреле 2001 года здание исключили из реестра муниципальной собственности). На тот момент городу принадлежало 51% долей ООО.
В 2007 году город потерял контроль над ООО ЦПР — в собственности муниципалитета осталось ничего не значащие миноритарные 24% вместо прежнего пакета с полным контролем в 51%, за счет принятого участниками увеличения уставного капитала Общества. Уставный капитал был незначительно увеличен, с 1,1 миллиона рублей до 2,3 миллиона. Напомним, в нем в тот момент уже находятся весь имущественный комплекс парка и отдельно стоящее здание в центре города. Решение принималось с согласия тогда главы администрации Аркадия Каца.
Новыми собственниками стали московский бизнесмен Александр Полтавский, миноритарий его компаний Светлана Ильина. Они, как утверждает директор парка, внесли немалые деньги в уставный капитал. По данным kartoteka.ru, Полтавский внес 735 тыс. рублей, Ильина — 490 тыс. рублей.
ООО ЦПР на сегодняшний день принадлежат и ротонда, и ограда парка. По данным государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, «здание по адресу ул. Сибирская, 49 — это объект культурного наследия регионального значения, памятник «Доходный дом С.М. Алексеева», 2-я пол. 19 века. «Ротонда» — объект культурного наследия, памятник федерального значения, 1824 год. Ограда парка является объектом, обладающим признаками культурного наследия, ведется работа по определению статуса указанного объекта».
По словам Рашида Габдуллина, во-первых, речь изначально шла о создании частного (а не муниципального) предприятия, во-вторых, парк был вынужден увеличить уставный капитал, чтобы погасить кредиторскую задолженность, образовавшуюся в начале 2000-х.
В 2009 году владельцем 52,69% ООО стал Рашид Габдуллин: Александр Полтавский (31,61%) и Светлана Ильина (21,08%) подарили свои доли директору.
Многие из Обществ, в которых Рашид Габдуллин или члены его команды в соучредителях, руководителях, являются арендаторами в парке и владельцами аттракционов и в Перми, и в Кирове.
Например, новое колесо обозрения в Кирове, которое представил Рашид Габдуллин — разработка ООО «Глобал-П», совладельцами общества являются Павел Лазуков и Юрий Дворецков. Юрий Дворецков является также соучредителем ООО «Вятский променад», наряду с Рашидом Габдуллиным и Александром Лейсле. Александр Лейсле входит в число учредителей ООО «Монблан»…
По данным следственного комитета, основные источники дохода — сдача земли в аренду предпринимателям, которые владеют аттракционами. Рашид Габдуллин пояснил, что менеджмент парка старается оставить крупных арендаторов, у которых не 1–2 аттракциона, а 10–15, с такими, по его словам, работать проще и надежнее.
Выкупить доли и вернуть контроль над парком муниципалитету не удалось, эта идея принадлежала бывшему мэру Игорю Шубину, он же хотел изменить концепцию парка, его содержание, но договориться о цене не получилось.
Таким образом, выводы следователей СК справедливы: муниципалитет и правда не контролирует безопасность аттракционов, и вообще мало что сейчас контролирует. Отдав в уставный капитал парка здание на Сибирской, 49, а также имущественный комплекс парка (ограда, ротонда, объекты инфраструктуры), муниципалитет на сегодняшний день имеет всего 24% в ООО с уставным капиталом всего в 2,3 миллиона рублей, и фактически отстранен от контроля за деятельностью фирмы. Как и от ее концептуального развития.
Мы попытались выяснить, что кроме замены асфальтового покрытия и объектов электросетевого хозяйства попало в план реконструкции парка. По словам Рашида Габдуллина, предстоит серьезная работа (создание программного документа) по работе с зелеными насаждениями, ремонт кровли в здании на Сибирской, 49.
Также появятся новые туалеты. На вопрос «Платные ли?» Рашид Габдуллин ответил: «Конечно, платные», пояснив, что водоканал услуги бесплатно предоставлять не будет, и люди работать бесплатно не будут. «Мы делали бесплатные туалеты, когда периметр парка был закрытый, и вход был платный, — напомнил директор парка. - Но сейчас вход бесплатный, как нам быть эффективными? Это, кстати, распространенная практика — в парках Германии, Чехии, Австрии — везде платные туалеты».
По словам Рашида Габдуллина, в парке много бесплатных услуг: занятия йогой по утрам, детская площадка, конкурсы, мероприятия, даже коляски для малышей и зонтики на время дождя. Также парк является участником всех крупных общегородских событий: День города, Новый год, Масленица, Первое сентября, Последний звонок.
Парк культуры или парк аттракционов?
Properm.ru публиковало интервью с Сергеем Капковым, который говорит, что современные тренды такие: есть парки культуры и отдыха, каким стал Парк Горького в Москве, а есть парки аттракционов, каким является, например, Сочи-парк. А «гибридные» решения с шашлычными, каруселями и лавочками Капков называет «шалманами».
Парк Горького в Перми — это что? По словам Рашида Габдуллина, исторически сложилось так, что парки в России формировались внутри городских пространств, и такая модель имет право на существование. Он привел в пример Тиволи-парк, который сам по себе является достопримечательностью, соединяет в себе и парк культуры и отдыха, и парк аттракционов.
Конечно, не сопоставимы бюджеты Москвы и Перми на содержание парков, но по словам Сергея Капкова, можно обойтись и не настолько большими деньгами, если будут желание и правильный посыл со стороны власти.
Вот только фишка в том, что Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького» полностью принадлежит комитету культуры города Москвы. В Перми парк Горького, как ни крути, частное предприятие. Поэтому каким бы ни был посыл со стороны власти, сделать она уже ничего не сможет.
Рашид Габдуллин же считает, что «урбанистическое решение», выбранное Капковым для Москвы, не жизнеспособно для такого города как Пермь, не реалистично.
*фото с сайта Парка Горького Перми
Количество посетителей парка Горького в Перми является для директора отдельным поводом для гордости и аргументом в защиту существующей концепции — в 2016 году парк посетили 3 млн человек. Ведь они почему-то пришли сюда. Рашид Раффакович понимает, что существует запрос на новый формат культуры, досуга, но недоумевает, почему именно здесь его надо реализовывать? Есть же набережная, есть другие прекрасные места в нашем городе.
К мероприятиям, которые прошли на эспланаде (Летопарк, Сказариум) директор парка Горького относится скептически, ну раз есть — пусть будут, он же своей целевой аудиторией считает в первую очередь, детей.